Просмотр содержимого документа
«Тема: "Учимся, играя "»
Подготовила дидактический материал для уроков в начальной школе учитель начальных классов Новикова Екатерина Александровна.
Тема: «Учимся, играя: Магазин и Город»
Цель: Через игровое моделирование развивать основы финансовой грамотности (счёт денег, планирование покупок) и читательской грамотности (работа с текстами, знаками, схемами).
Блок 1: Финансовая грамотность. «Умные покупки в магазине «СемьЯ»
Цели:
Научить определять сумму покупки и сдачу.
Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100-200.
Познакомить с понятиями: «бюджет», «чек», «цена», «сдача».
Развивать умение принимать решение на основе условий задачи.
Игровая технология: Сюжетно-ролевая игра с элементами экономического моделирования.
Задача для «Покупателя»: «У тебя есть бюджет 150 рублей. Мама попросила купить обязательно: 1 буханку хлеба и 1 пакет молока. На оставшиеся деньги ты можешь купить что-то одно на свой выбор (яблоки или шоколадку). Рассчитай, хватит ли денег? Что ты выберешь? Сколько сдачи ты должен получить?»
Задача для «Продавца-кассира»: «Покупатель дал тебе 200 рублей за покупку, которая стоит 167 рублей (например, яблоки + шоколадка + тетрадь). Посчитай сдачу. Распиши её так, чтобы было удобно покупателю (минимальным количеством купюр и монет). Заполни чек: перечисли товары, их цену и общую сумму».
Задача «Семейный ужин» (работа в мини-группах): «Вам нужно приготовить ужин: салат и основное блюдо. У вас 300 рублей. Выберите из списка продуктов (расширенный: помидоры, огурцы, макароны, фарш, сыр и т.д.) то, что купите. Составьте список покупок, рассчитайте общую стоимость и сдачу с 300 рублей. Объясните свой выбор.»
Игровой этап:
Подготовка: Объясняем роли, раздаём оборудование, «деньги» покупателям (у всех разные суммы: 100, 150, 200 руб.).
Планирование: Покупатели получают карточки с задачами (кейсами) и составляют свой список покупок на листочке, сверяясь с ценами.
Игра: Покупатели приходят в «магазин», выбирают товары-карточки, идут на кассу. Происходит диалог: «Здравствуйте, вот мои покупки». Кассир называет сумму, покупатель расплачивается, кассир даёт сдачу и чек.
Анализ: После игры все проверяют, уложились ли в бюджет, правильно ли дали/получили сдачу. Обсуждаем, почему сделали тот или иной выбор.
Блок 2: Читательская грамотность. «Ориентирование в Городе Грамотности»
Цели:
Научить извлекать информацию из разных видов текстов: схем (карт), условных знаков, указателей, коротких информационных сообщений.
Развивать пространственное мышление и умение следовать инструкции.
Закреплять знания о правилах дорожного движения для пешеходов.
Игровая технология: Настольный квест / игра-путешествие по станциям.
Оборудование:
Большая схема-карта «Город Грамотности» с улицами (Ул. Сказочная, Пр. Энциклопедический), достопримечательностями (Парк Чтения, Библиотека, Почта, Аптека, Кафе «Буквоешка»).
Карточки с условными знаками: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Велосипедная дорожка», «Вход», «Место для покупки билетов».
Карточки с текстовыми заданиями-указателями.
Фишки для команд, кубик.
Ситуационные задачи (кейсы) для игроков:
Задача «Прочитай карту»: «Ты находишься на углу Ул. Сказочной и Пр. Энциклопедического (показать точку на карте). Тебе нужно дойти до Парка Чтения. Опиши свой маршрут, используя слова: прямо, поверни направо/налево, вдоль, перейди. Какие знаки ты ожидаешь увидеть по дороге?»
Задача «Расшифруй знаки»: «По пути в Библиотеку ты видишь такие знаки (даются 3-4 знака). Объясни, что каждый из них означает. Как ты должен действовать, увидев знак «Пешеходный переход»?»
Задача «Инструкция от друга» (работа с текстом): «Твой друг оставил тебе сообщение: «Встретимся в кафе. От школы иди по улице Солнечной до конца, поверни налево у синего здания аптеки. Пройди один перекрёсток и увидишь знак «Велосипедная дорожка». Кафе будет справа от этого знака.» Отметь место встречи на карте. Сколько перекрёстков тебе нужно будет перейти?»
Задача «Срочное поручение»: «Тебе нужно: 1) Купить марку на Почте (она на Ул. Почтовой). 2) Взять книгу в Библиотеке (Пр. Энциклопедический, 10). 3) Купить булочку в кафе «Буквоешка». Проложи самый короткий маршрут, чтобы выполнить все дела, отметив его стрелочками на карте.»
Игровой этап:
Подготовка: Класс делится на команды-экспедиции. Каждая получает карту города, фишку и стартовую карточку с первым заданием.
Путешествие: Команды бросают кубик, двигаются по карте, но чтобы «активировать» точку (например, попасть в Библиотеку), они должны выполнить ситуационное задание, связанное с этой точкой.
Выполнение заданий: Команды читают инструкции, работают с картой, расшифровывают знаки. Ответы записывают или показывают на карте.
Финиш: Все команды собираются в «Парке Чтения». Обсуждаем, какие задания были сложными, как помогла карта, почему важно понимать знаки и точно следовать инструкции.
Методические рекомендации для учителя:
Адаптируйте сложность: Цены и суммы можно менять в зависимости от уровня подготовки класса.
Ротация ролей: В первой игре все должны побыть и покупателями, и кассирами.
Наглядность: Карта города должна быть яркой, понятной, с крупными надписями.
Безопасность: В блоке про город обязательно свяжите задания с реальными ПДД.
Рефлексия: После каждого блока спросите: «Чему новому научились? Где в жизни это пригодится?».
Интеграция: Материал прекрасно встраивается в уроки математики (решение задач), окружающего мира (безопасность города), технологии (планирование).
Эти игровые технологии не только заложат практические основы важнейших грамотностей, но и сделают обучение увлекательным и запоминающимся для третьеклассников.