kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты

Предметные:

 Продолжить разговор о театре, опере, балете. Познакомиться с дирижерскими жестами.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД).  

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД).

Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. »

Технологическая карта

Автор: Наговицына Мария Федоровна, 3.341 гр.

Предмет: музыка

Класс: 2 «г» класс, школа № 2

Система: УМК «Школа России»

Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Планируемые результаты

Предметные:

Продолжить разговор о театре, опере, балете. Познакомиться с дирижерскими жестами.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД).

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД).

Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Основные понятия

Опера, балет, симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.

Межпредметные связи

ИЗО, литература

Оборудование

 Компьютер, медиа-проектор; портреты композиторов Чайковского, Прокофьева, «нотки» для оценивания.

Музыкальный материал

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе;

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.

Презентация «Опера», «Песня-спор»

Аудиозапись балета Прокофьева «Золушка»

Ресурсы

Учебник «Музыка», 2 класс (Критская)

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах



Оформление доски: портреты композиторов (оборотной стороной), слова: ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ГРОМКАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ, РИТМИЧНАЯ, ОТЧЕТЛИВАЯ.

На обороте классной доски: упражнение на распевание» (ноты), «Три щенка у трещотки, пересчитывали щётки».







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

I.Орг.момент

(1 мин)

Эмоциональный настрой:

-Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу! Пожелайте друг другу хорошего, бодрого настроения на целый день!

Садить детей по жесту руки учителя: 1 ряд – медленно, 2 ряд – быстро, 3 ряд – плавное движение вниз, затем вверх и снова вниз.


Настраиваются на урок.

Умение слушать и понимать речь других (КУД)

II. Активизация ранее полученных знаний (2 мин.)

- Давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

Включить фрагмент аудиозаписи балета Прокофьева «Золушка»

-А что такое балет?

- О каких композиторах мы разговаривали на прошлом уроке?


На доске портреты композиторов. После того как дети их назвали, повернуть лицевой стороной.

- Фрагменты каких спектаклей мы смотрели?




-Каких мастеров балетного искусства запомнили?

Показать фотографии.


Хвалить за активную работу детей на уроке.

-Балет

-Это музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.

- о С.С.Прокофьеве, П.И.Чайковском



-«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.

- Галина Уланова, Владимир Васильев, Анастасия Волочкова.


Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые с помощью учителя (ПУД).

III.Сообщение темы урока

(3 мин.)

-Ребята, а кто из вас любит путешествовать? А куда мы мысленно можем отправиться в путешествие?

-Сейчас мы прослушаем одну песенку и определим куда мы с вами сегодня отправимся!

СЛАЙД 1-2

Звучит фрагмент песни «Песня-спор».

-Какие впечатления остались после прослушивания? О чем песенка?

-А что такое сказка?

-А мы сегодня сможем отправиться в сказочное путешествие, как вы считаете?

-А где мы можем увидеть эту сказку?

-А мы сможем сейчас мысленно отправиться в музыкальный театр?

-Итак, мы отправляемся с вами в удивительное волшебное путешествие. В музыкальный театр.

-Что такое музыкальный театр?

СЛАЙД 3-4



-А как нужно вести себя в театре?

-Вы будете соблюдать эти правила?

-А что нам нужно взять с собой в такое необычное путешествие?

-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

-А что такое опера?

СЛАЙД 5

-Итак, то есть опера не может существовать без песни, правильно?

На доске нарисовать схему:

Песня




Опера

-Давайте еще раз вспомним, что такое балет?


СЛАЙД 6

-Хорошо, давайте дополним нашу схему.

Песня Танец



Опера Балет


- В этом отличие оперы и балета. А в чем же сходство?







-О сказке


-Это волшебство, мир удивительных историй.


-В театре


-да, сможем.



-Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Вспоминают правила поведения в театре.


-Хорошее настроение.

-Оперу и балет.

- Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

-Да.







- Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.







-И балет, и опера являются музыкальными спектаклями.



IV. Работа по теме урока

(8 мин.)


1)Работа по учебнику

(3 мин.)












2) Слушание музыки: фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - «Марш»

(3,5 мин)



























3) Работа по учебнику


(2,5 мин)






















4 )Повторное слушание

(2,5мин)




5)Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе

(7 мин)



– Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

-На прошлом уроке мы уже говорили о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

-Давайте откроем учебники на стр.78 и узнаем какой известный театр есть в Москве.

СЛАЙД 7

Читает всему классу один ученик.

-В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

-Обратите внимание на иллюстрации.

-А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, вспоминаем с детьми сказку Гофмана «Щелкунчик»).

(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)

СЛАЙД 8

-Что такого волшебного вы заметили?

- Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?

-А почему вы так решили?

-Да, действительно. Это фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Марш» П.И.Чайковского.

-Что такое марш?





-Охарактеризуйте пожалуйста эту мелодию.

- Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?

-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

СЛАЙД 9

-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?


-Что такое симфонический оркестр?




-А как вы думаете, кто стоит во главе симфонического оркестра? Давайте проверим, правы ли вы. Откройте стр.80 вашего учебника.

- Так кто же такой дирижёр?


- А как он руководит оркестром? С помощью чего?



- Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографии дирижёра.

СЛАЙД 10-12

-Сможете ли вы определить по фотографии дирижера, какая музыка играет?

- Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

- Какие у него движения?

- Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.

Повторное слушание и дирижирование детьми.

-Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.

Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

Слайд 14

- Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?


- А чем она отличается?

-В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?


-Какое настроение в этой музыке?

-А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?


-Мы прослушали «Марш Тореадора».

-Будут ли похожи жесты в этих двух композициях?


-Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня марш?

Дополнить схему на доске.

Песня Танец



Опера Балет



Марш


А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?

- Как звучит марш в опере?

-Как звучит марш в балете?

Слушают учителя




Открывают учебники читают материал про Большой театр.
















- В балете

- Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.

МАРШ (ходьба, шествие) — пьеса, написанная в активном, энергичном ритме, которая способствует организации движения и созданию приподнятого, радостного или скорбного настроения.

-Отрывистая, отчетливая, быстрая.


- В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.






- На фотографии изображён симфонический оркестр.

-Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

-Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.


-Дирижёр – это руководитель оркестра.

-Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.






Предположения детей


- Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

-Осторожные, мягкие, захватывающие; спокойные, добрые, умиротворенные; дерзкие, грациозные, ярые.











- Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.

Ответы детей

- В опере, так как здесь слышали пение.

-Радостное, весёлое.

-Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.

-Нет, они будут разными, так как музыка звучала по-разному.

-В оперу и в балет.










- Нет. Марши звучат по-разному.

-В опере марш звучит песенно.

- В балете марш звучит танцевально.

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока (РУД).

































Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов;



расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки;



накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД).






















Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД)


V.Физкультминутка

(2,5 мин)

- А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.

СЛАЙД 15

Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора»

-Попрошу вас всех встать и по одному человеку с ряда выйти ко мне. Эти ребята сейчас представят себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром и будут показывать вам движения. А вы внимательно следите и выполняйте эти движения.

Дирижируют и выполняют движения вслед за учителем


VI.Работа по теме урока

(1 мин)

-Сейчас на физкультминутке мы прослушали опять же марш.

-Какими жестами вы показали музыку?

- Почему ваши жесты были разными?

-Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

-Давайте сделаем вывод о волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.

Похвалить за удачные, правильные ответы.


Ответы детей

-Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Ответы детей.

Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД)

VII. Обобщение по теме урока

(1 мин)

-О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?

-О каком ?

-Еще о чем?



- Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?


- Как звучит марш в опере? Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?


- Молодцы.

-О театре.

-Музыкальном.

-О симфоническом оркестре .

О дирижёре и его жестах, о роли.

О музыкальных спектаклях.

-Кит марш.


-Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

Рразвивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, , развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

VIII.Распевание

(1,5 мин)

-Сегодня 5 марта. Какой праздник к нам приближается?

-Да, действительно, приближается международный женский день. Поэтому мы сегодня будем разучивать песню про маму.

-Но сначала нам нужно подготовить наш голос к пению.

На отвороте доски написать скороговорку и слоги для распевки:

1) Скороговорка: Три щенка у трещетки перещитывали щётки.

1раз – четко, медленно

2раз-более быстро

3раз-еще быстрее

4 раз- очень быстро)

2) Распевание:

Да-дэ-ди-до-дууу(4 раза)

[C, c, c, d, |E,,,,|E,e,e,f,|G,,,,|G,c,g,f,|E,,,,|E,e,e,d,|C,,,,||

Ма-мо-ми-мо-му (на одной ноте, постепенно понижая.) 2 раза

-8 марта



Готовят голос к исполнению песни.

Выполняют упражнение на дикцию и артикуляцию

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (ЛУД)

IX.Разучивание песни:

- слушание

(4 мин)




- ритмический рисунок (1,5 мин)


- звуковысотность мелодии (1,5 мин)



- исполнение второго куплета (1,5 мин)


-исполнение

третьего куплета (1,5 мин)


- исполнение всей песни. (1,5 мин)

- А теперь приступим к разучиванию песни «Сегодня мамин праздник»

-С каким настроением будем петь такие песни? - Правильно! Давайте послушаем эту песню и попытаемся уловить ее ритм, манеру исполнения. - А теперь вместе со мной попробуем исполнить 1 куплет.

Давайте разберем первый куплет. Будем делать это по предложениям, чтобы вам было легче запомнить слова и уловить мелодию песни.

Разучим ритм каждого предложения. Заметьте, что ритм неодинаков. Попробуем прохлопать ритм вместе, при этом напевая куплет.

А для того, чтобы закрепить звучание мелодии и вспомнить второй куплет, нам помогут Маша, Даша и Дарина. Они исполнят для вас первые два куплета,

а вы постарайтесь запомнить, для того, чтобы потом исполнить эту песню всем вместе.

- ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ИСПОЛНЯТЬ, ДРУЖНО ПЕТЬ СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ?

Поблагодарить за выразительное пение .



Слушают песню, следят за ее звучанием манерой исполнения, подпевают после первого куплета.

Во время второго прослушивания дети поют вместе с учителем.

Далее разбирается (по предложениям – двум строчкам) первый куплет: сначала прохлопывается его ритмический рисунок, а затем учитель показывает тональность с помощью движения рук.

Второй куплет поют заранее подготовленные девочки. Учащиеся обращают внимание на характер исполнения МЕЛОДИИ песни.

После этого песня поется всеми учениками. Всем классом.

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока,

развивать творческое начало в размышлениях о музыке,

развивать способность вслушиваться в характер музыки,

размышлять и анализировать (ЛУД)

XI.Итог урока. Рефлексия (2 мин.)

Ребята! А теперь, внимание!

Посмотрите на доску. Взгляните в страницы учебника музыки.

Вспомните всё, что мы делали с вами на уроке.

- Что нового мы узнали на уроке сегодня?

- Сейчас в парах определите, какой характер прослушанной нами музыки на уроке?





-А сейчас давайте оценим свою работу. Я подготовила для каждого «нотки», на которых вы напишите свое имя и фамилию и поставите себе оценку.

-А сейчас давайте прикрепим ваши нотки на доску.

-Ребята, скажите, хорошо ли мы с вами потрудились на уроке?

Я ТОЖЕ ХВАЛЮ ВАС ВСЕХ ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ.

Быстро, чётко назвать всех отличившихся на уроке школьников и попросить дневники.

-Урок окончен!



Ответы детей.

На доске:

ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ГРОМКАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ, РИТМИЧНАЯ, ОТЧЕТЛИВАЯ.

Оцениваю свою работу







Дети выходят из класса под музыку







Развитие умения

анализировать,

сравнивать,

выделять главное,

характеризовать музыку и

средства музыкальной

выразительности

проводить

самооценку и

самоанализ (РУД).



Методист4 д.п.н., проф. каф. ПиМНО Тутолмин А.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Автор: Наговицына Мария Федоровна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."
    ["seo_title"] => string(51) "teatr_opery_i_baleta_volshebnaia_palochka_dirizhera"
    ["file_id"] => string(6) "540713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582389364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока "Волшебная палочка дирижера" ФГОС "
    ["seo_title"] => string(49) "tiema-uroka-volshiebnaia-palochka-dirizhiera-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111562"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407651049"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок по музыке по теме "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_muzykie_po_tiemie_tieatr_opiery_i_balieta_volshiebnaia_palochka_dirizhie"
    ["file_id"] => string(6) "431872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507722034"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Театр оперы и балета"
    ["seo_title"] => string(23) "tieatr_opiery_i_balieta"
    ["file_id"] => string(6) "465836"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1523452600"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по музыке на тему «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_muzyke_na_temu_teatr_opery_i_baleta_volshebnaia_palochka_diriz"
    ["file_id"] => string(6) "617576"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668625532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства