II. Активизация ранее полученных знаний (2 мин.) | - Давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке. Включить фрагмент аудиозаписи балета Прокофьева «Золушка» -А что такое балет? - О каких композиторах мы разговаривали на прошлом уроке? На доске портреты композиторов. После того как дети их назвали, повернуть лицевой стороной. - Фрагменты каких спектаклей мы смотрели? -Каких мастеров балетного искусства запомнили? Показать фотографии. Хвалить за активную работу детей на уроке. | -Балет -Это музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец. - о С.С.Прокофьеве, П.И.Чайковском -«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева. - Галина Уланова, Владимир Васильев, Анастасия Волочкова. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые с помощью учителя (ПУД). |
III.Сообщение темы урока (3 мин.) | -Ребята, а кто из вас любит путешествовать? А куда мы мысленно можем отправиться в путешествие? -Сейчас мы прослушаем одну песенку и определим куда мы с вами сегодня отправимся! СЛАЙД 1-2 Звучит фрагмент песни «Песня-спор». -Какие впечатления остались после прослушивания? О чем песенка? -А что такое сказка? -А мы сегодня сможем отправиться в сказочное путешествие, как вы считаете? -А где мы можем увидеть эту сказку? -А мы сможем сейчас мысленно отправиться в музыкальный театр? -Итак, мы отправляемся с вами в удивительное волшебное путешествие. В музыкальный театр. -Что такое музыкальный театр? СЛАЙД 3-4 -А как нужно вести себя в театре? -Вы будете соблюдать эти правила? -А что нам нужно взять с собой в такое необычное путешествие? -Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? -А что такое опера? СЛАЙД 5 -Итак, то есть опера не может существовать без песни, правильно? На доске нарисовать схему: Песня Опера -Давайте еще раз вспомним, что такое балет? СЛАЙД 6 -Хорошо, давайте дополним нашу схему. Песня Танец Опера Балет - В этом отличие оперы и балета. А в чем же сходство? | -О сказке -Это волшебство, мир удивительных историй. -В театре -да, сможем. -Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вспоминают правила поведения в театре. -Хорошее настроение. -Оперу и балет. - Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. -Да. - Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют. -И балет, и опера являются музыкальными спектаклями. | |
IV. Работа по теме урока (8 мин.) 1)Работа по учебнику (3 мин.) 2) Слушание музыки: фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - «Марш» (3,5 мин) 3) Работа по учебнику (2,5 мин) 4 )Повторное слушание (2,5мин) 5)Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе (7 мин) | – Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета. -На прошлом уроке мы уже говорили о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета. -Давайте откроем учебники на стр.78 и узнаем какой известный театр есть в Москве. СЛАЙД 7 Читает всему классу один ученик. -В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов. -Обратите внимание на иллюстрации. -А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, вспоминаем с детьми сказку Гофмана «Щелкунчик»). (Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.) СЛАЙД 8 -Что такого волшебного вы заметили? - Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка? -А почему вы так решили? -Да, действительно. Это фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Марш» П.И.Чайковского. -Что такое марш? -Охарактеризуйте пожалуйста эту мелодию. - Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют? -Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске). СЛАЙД 9 -Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? -Что такое симфонический оркестр? -А как вы думаете, кто стоит во главе симфонического оркестра? Давайте проверим, правы ли вы. Откройте стр.80 вашего учебника. - Так кто же такой дирижёр? - А как он руководит оркестром? С помощью чего? - Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографии дирижёра. СЛАЙД 10-12 -Сможете ли вы определить по фотографии дирижера, какая музыка играет? - Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало? - Какие у него движения? - Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально. Повторное слушание и дирижирование детьми. -Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим. Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. Слайд 14 - Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий? - А чем она отличается? -В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка? -Какое настроение в этой музыке? -А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие? -Мы прослушали «Марш Тореадора». -Будут ли похожи жесты в этих двух композициях? -Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня марш? Дополнить схему на доске. Песня Танец Опера Балет Марш А одинаково ли звучат марши в опере и в балете? - Как звучит марш в опере? -Как звучит марш в балете? | Слушают учителя Открывают учебники читают материал про Большой театр. - В балете - Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка. МАРШ (ходьба, шествие) — пьеса, написанная в активном, энергичном ритме, которая способствует организации движения и созданию приподнятого, радостного или скорбного настроения. -Отрывистая, отчетливая, быстрая. - В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют. - На фотографии изображён симфонический оркестр. -Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения. -Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр. -Дирижёр – это руководитель оркестра. -Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки. Предположения детей - Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица. -Осторожные, мягкие, захватывающие; спокойные, добрые, умиротворенные; дерзкие, грациозные, ярые. - Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается. Ответы детей - В опере, так как здесь слышали пение. -Радостное, весёлое. -Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр. -Нет, они будут разными, так как музыка звучала по-разному. -В оперу и в балет. - Нет. Марши звучат по-разному. -В опере марш звучит песенно. - В балете марш звучит танцевально. | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока (РУД). Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД). Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД) |
VI.Работа по теме урока (1 мин) | -Сейчас на физкультминутке мы прослушали опять же марш. -Какими жестами вы показали музыку? - Почему ваши жесты были разными? -Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить. -Давайте сделаем вывод о волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки. Похвалить за удачные, правильные ответы. | Ответы детей -Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно. Ответы детей. | Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД) |
VII. Обобщение по теме урока (1 мин) | -О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра? -О каком ? -Еще о чем? - Какой кит сегодня нас привёл в спектакли? - Как звучит марш в опере? Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре? - Молодцы. | -О театре. -Музыкальном. -О симфоническом оркестре . О дирижёре и его жестах, о роли. О музыкальных спектаклях. -Кит марш. -Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. | Рразвивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, , развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). |
VIII.Распевание (1,5 мин) | -Сегодня 5 марта. Какой праздник к нам приближается? -Да, действительно, приближается международный женский день. Поэтому мы сегодня будем разучивать песню про маму. -Но сначала нам нужно подготовить наш голос к пению. На отвороте доски написать скороговорку и слоги для распевки: 1) Скороговорка: Три щенка у трещетки перещитывали щётки. 1раз – четко, медленно 2раз-более быстро 3раз-еще быстрее 4 раз- очень быстро) 2) Распевание: Да-дэ-ди-до-дууу(4 раза) [C, c, c, d, |E,,,,|E,e,e,f,|G,,,,|G,c,g,f,|E,,,,|E,e,e,d,|C,,,,|| Ма-мо-ми-мо-му (на одной ноте, постепенно понижая.) 2 раза | -8 марта
Готовят голос к исполнению песни. Выполняют упражнение на дикцию и артикуляцию | Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (ЛУД) |
IX.Разучивание песни: - слушание (4 мин) - ритмический рисунок (1,5 мин) - звуковысотность мелодии (1,5 мин) - исполнение второго куплета (1,5 мин) -исполнение третьего куплета (1,5 мин) - исполнение всей песни. (1,5 мин) | - А теперь приступим к разучиванию песни «Сегодня мамин праздник» -С каким настроением будем петь такие песни? - Правильно! Давайте послушаем эту песню и попытаемся уловить ее ритм, манеру исполнения. - А теперь вместе со мной попробуем исполнить 1 куплет. Давайте разберем первый куплет. Будем делать это по предложениям, чтобы вам было легче запомнить слова и уловить мелодию песни. Разучим ритм каждого предложения. Заметьте, что ритм неодинаков. Попробуем прохлопать ритм вместе, при этом напевая куплет. А для того, чтобы закрепить звучание мелодии и вспомнить второй куплет, нам помогут Маша, Даша и Дарина. Они исполнят для вас первые два куплета, а вы постарайтесь запомнить, для того, чтобы потом исполнить эту песню всем вместе. - ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ИСПОЛНЯТЬ, ДРУЖНО ПЕТЬ СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ? Поблагодарить за выразительное пение . |
Слушают песню, следят за ее звучанием манерой исполнения, подпевают после первого куплета. Во время второго прослушивания дети поют вместе с учителем. Далее разбирается (по предложениям – двум строчкам) первый куплет: сначала прохлопывается его ритмический рисунок, а затем учитель показывает тональность с помощью движения рук. Второй куплет поют заранее подготовленные девочки. Учащиеся обращают внимание на характер исполнения МЕЛОДИИ песни. После этого песня поется всеми учениками. Всем классом. | Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать (ЛУД) |
XI.Итог урока. Рефлексия (2 мин.) | Ребята! А теперь, внимание! Посмотрите на доску. Взгляните в страницы учебника музыки. Вспомните всё, что мы делали с вами на уроке. - Что нового мы узнали на уроке сегодня? - Сейчас в парах определите, какой характер прослушанной нами музыки на уроке? -А сейчас давайте оценим свою работу. Я подготовила для каждого «нотки», на которых вы напишите свое имя и фамилию и поставите себе оценку. -А сейчас давайте прикрепим ваши нотки на доску. -Ребята, скажите, хорошо ли мы с вами потрудились на уроке? Я ТОЖЕ ХВАЛЮ ВАС ВСЕХ ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ. Быстро, чётко назвать всех отличившихся на уроке школьников и попросить дневники. -Урок окончен! |
Ответы детей. На доске: ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ГРОМКАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ, РИТМИЧНАЯ, ОТЧЕТЛИВАЯ. Оцениваю свою работу
Дети выходят из класса под музыку | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, характеризовать музыку и средства музыкальной выразительности проводить самооценку и самоанализ (РУД). |