kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Там на неведомых дорожках" Волшебный мир Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дана бимография писателя и викторина по сказкам Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Там на неведомых дорожках" Волшебный мир Пушкина»









КЛАССЕЫЙ ЧАС

«Там, на неведомых дорожках….»

Волшебный мир сказок Пушкина





Басова Ангелина Валентиновна –

учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа №5

г.Макеевки
























г. Макеевка

2020


Тема: «Там, на неведомых дорожках…»

Волшебный мир сказок Пушкина

Цели:

  • создание условий для формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций через повторение творчества

А.С. Пушкина;

  • расширение представлений о литературной сказке как одном из наиболее известных жанров литературы;

  • обучение приёмам самостоятельной работы и работы в группе;

  • развитие речи, логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы, оценивать собственную работу и работу товарищей;

  • уяснение общечеловеческой морали сказок А.С.Пушкина, воспитание нравственных качеств;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Метод: исследовательский

Оборудование: портрет Пушкина, выставка книг, микрофон, конверты с заданиями для групп, тексты с биографией Пушкина на отдельных листах, рисунки детей к сказкам, аудиозапись «Сказка о царе Салтане…» в исполнении А. Фрейндлих, шкатулка с «вещами из сказок», медали «Знаток сказок Пушкина».

Для оформления литературной гостиной: перо, свеча, лист бумаги на отдельном столике.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран.


ХОД УРОКА:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения я предлагаю вам побывать в литературной гостиной.

Чтение учителем стихотворения

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходят С К А З К И.

- Соберите фразу, которая поможет открыть двери в нашу гостиную (сначала слова на экране появляются вразброс, затем в собранном виде):

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

- А откуда эти строки? («Сказка о золотом петушке»).

II. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Конечно же, о сказках величайшего русского поэта А.С. Пушкина. Его произведения известны во всем мире. Поэзия Пушкина лёгкая и воздушная, при этом она пропитана любовью к России. «Там русский дух, там Русью пахнет» - писал сам поэт.

1. Обращение к эпиграфу на доске или на экране.

Учитель просит одного из детей прочесть эпиграф на экране или на доске:

И на вопрос, кто ваш поэт,

В строенье ль каменном, в избушке,

Один у русского ответ -

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

- Вы неоднократно встречались с прекрасными стихами Александра Сергеевича, а сегодня мы вспомним его чудесные сказки. Самых известных - пять. Назовите их.

  1. Сказка о царе Салтане.

  2. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

  3. Сказка о рыбаке и рыбке.

  4. Сказка о попе и работнике его Балде.

  5. Сказка о золотом петушке.

- Может быть, кто-нибудь еще слышал и о других его сказках? («Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Сказка о Медведихе»). Учитель дополнительно обращает внимание детей на выставку книг около доски и на рисунки детей.

- Каждая группа заранее получила свое задание, которое должна была выполнить к нашему уроку:

1 группа – найти высказывания великих людей о Пушкине.

2 группа - инсценировка фрагмента сказки поэта.

3 группа - найти устаревшие слова в прочитанных сказках и подобрать к ним синонимы.

4 группа – найти отражение пушкинских сказок в русском искусстве.

5 группа – подготовить рисунки к прочитанным произведениям.

III. «Открытие» нового знания

1. Приём «Инсерт»

- Что вы знаете о великом поэте? (Ответы детей).

- Кто привил любовь маленькому Саше к сказкам? (Его няня Арина

Родионовна).

- Я предлагаю каждому из вас самостоятельно прочесть текст, который находится на столах, используя уже знакомую вам систему пометок:

V – «это мне знакомо»;

+ - «это я знал»;

- -« я думал иначе»;

? – «у меня возник вопрос».

Чтение текста каждым учеником самостоятельно. Анализ прочитанного:

- Что было для вас знакомым? А новым? Что вам непонятно?

2. Выслушивание домашнего задания 1 группы (высказывания великих людей о

Пушкине).

- Пушкин написал великое множество замечательных произведений, но мы сегодня поговорим о сказках. Соберите из отдельных слов фразу Пушкина о них. «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ! КАЖДАЯ ЕСТЬ ПОЭМА».

IV. Работа по теме урока.

1. Инсценировка отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке» (Задание 2 группы).

Оценивание детьми актёрской игры участников.

2. Игра-драматизация «Живые картинки»

- Предлагаю вам самим побывать в роли пушкинских персонажей.

Я зачитываю строчки из сказки, а вы должны показать их без слов:

  • «Белка песенки поёт да орешки всё грызёт».

  • «За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть, днём свет божий затмевает, ночью землю освещает».

  • «На него прикрикнула старуха, на конюшню жить его послала».

  • «И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, 33 богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые».

Дети по выбору учителя показывают пантомиму.


V. Физминутка


VI. Продолжение работы по теме


1. Применение имеющихся знаний.

- Определите сказку, из которой пришли эти вещи. (Учитель по одной достаёт из шкатулки вещи: зеркальце, «золотой» орешек, лук и стрелы, холщовый небольшой мешок, яблоко). Дети отгадывают название сказки и хозяина вещи.

2. Работа в группах. Приём «Решето»:

- У героя сказки выделите положительные и отрицательные черты:

1 группа – старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». (Добрый, но безвольный, во

всем слушается жену).

2 группа – старуха (жадная, злая, зато всё время стремилась к лучшему).

3 группа – царь Салтан (добрый, но слушает сплетни сестёр и бабы

Бабарихи).

4 группа – работник Балда (исполнительный, смекалистый, но наказание попа

было слишком жестоким).

5 группа – царевна из «Сказки о мёртвой царевне и 7 богатырях» (Добрая,

работящая, но слишком доверчивая).

В группах в течение 1 минуты дети обсуждают героев, затем озвучивают свои ответы.

3. Прослушивание выполненного задания участников 3 группы

- Часто в своих сказках Пушкин нарочно использовал устаревшие слова. Какие

слова вы смогли найти?

(Оброк - дань, чело - лоб, младые – молодые, очи - глаза, витязь- богатырь …)

- Как вы думаете, почему поэт использовал старинные слова?

4. Задание от Ученого кота. Учитель читает четверостишие:

- У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

- Кто из вас знает, что же такое лукоморье? (Изгиб морского берега).

Задание от ученого кота: группе необходимо дописать во фрагментах сказок пропущенные слова:

1 группа

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт __ _____.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился __ _____.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья ______
И к обедне ______ .

Долго ___ был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
_____ прошёл, как сон пустой,
Царь ______ на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь ____ ______:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было _____ _____


2 группа

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
_____ молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам _____,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
_____ нас как-нибудь:
Одному ____ будь,
Прочим ласковой _____.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль _____ не по купцам?”

Ой, вы, молодцы честные,
____ вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я ____.
3 группа

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом ______,
Жил-был славный царь _____.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил ____ смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от _______
И покой себе устроить.
Тут ______ беспокоить
Стали царя,
Страшный вред ему творя.

4 группа

Вот неделя, ___ проходит,
Ещё пуще ______ вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, ______ рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть ______ царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, ______ объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство".
_____ пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, ____ _____?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут ".


5 группа

Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у ____ ___;
Там он стал верёвку крутить
Да ____ её в море мочить.
Вот из моря вылез старый ____:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот ____ хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая _____?” -
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не _____ положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.-
“Балдушка, погоди ты морщить море,
____ сполна ты получишь вскоре.


- Эти великолепные сказки вдохновили поэтов и художников на создание настоящих произведений искусства. Участники 4-й группы расскажут нам об этом.

5. Выступление участников 4-й группы.

(Знаменитые картины: «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля, а также его декорации «Город-леденец» к опере «Сказка о царе Салтане». И. Я Билибин гениально иллюстрировал сказки поэта. Оперы: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова. Опера «Сказка о попе и работнике его Балде» Д.Д. Шостаковича. Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и т.д.)
6. Составление синквейнов:

1 группа – рыбка.

2 группа – петушок.

3 группа – лебедь.

4 группа – яблоко.

5 группа – царевич.

Учитель напоминает схему составления, можно вывесить очередность на доске.

6. «Радиоспектакль»

- Особую жизнь вдохнули в сказки Пушкина чтецы – известные артисты. Сейчас вы услышите отрывок «Сказки о царе Салтане» в исполнении известной актрисы театра и кино Алисы Фрейндлих.

Прослушивание аудиозаписи.

7. Приём «Микрофон». Представьте, что вы попали в прошлое. У вас есть возможность задать Пушкину вопрос. О чем бы вы спросили великого поэта?


VII. Подведение итогов урока.

-– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какую главную мысль проносит А. С. Пушкин через все свои сказки? 

- Как вы думаете, почему во всём мире произведения А.С.Пушкина знают и

любят, а его самого считают «солнцем русской поэзии»?

- Оцените вашу работу в группе. Как вы считаете, кто заслужил звание

«Лучший знаток сказок Пушкина»?

Оценивание детьми работы в группах, вручение медалей самым активным участникам.

- Читайте и любите произведения этого великого человека. Они - настоящее

сокровище русской и мировой культуры.





Приложение

Биография Пушкина для работы с использованием приема «Инсерт»

Известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в небогатой дворянской семье 26 мая 1799 года. Но мы отмечаем его день рождения 6 июня. Это потому, что за 200 лет произошли некоторые изменения в государственном летоисчислении. Во времена Пушкина пользовались григорианским календарем, а с начала ХХ века Россия перешла на юлианское летоисчисление.

Матушка его Надежда Осиповна Ганнибал-Пушкина была внучкой арапа, подаренного когда-то графом Толстым царю Петру I. Царь воспитал арапчонка, дал ему достойное образование, и тот всю свою жизнь достойно служил России. Александр Сергеевич всегда гордился своим дедом. А вот родители Сашу не слишком любили.

Маленький Саша был живым, непоседливым мальчиком и очень рассеянным. Матушка хотела видеть своих детей послушными, благовоспитанными, и потому нередко наказывала Сашу за потерянные носовые платочки, за покусанные ногти и другие шалости.

Дети дворян обязательно должны были говорить не только на русском языке, но и на французском, чтобы их не понимали слуги. Сначала маленький Пушкин заговорил по-французски, и лишь затем - по-русски.

До 12 лет Саша воспитывался дома. Его обучала мама, потом гувернеры.

На лето в 1805-1810 годах маленького Сашу возили к бабушке со стороны матери к Марии Алексеевне Ганнибал в село Захарьево. Там он познакомился с Ариной Родионовной, ставшей его няней. Арина Родионовна через сказки и песни учила его говорить на русском языке, заложила в Саше любовь к русской культуре. Мария Алексеевна со своей стороны тоже старалась воспитывать и образовывать Сашу.

Летом 1811 года, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Царскосельский лицей. Это учебное заведение открылось по указу императора Александра I, и предполагалось, что в нем будут готовить молодых людей для государственной службы. Пушкин и его товарищи по лицею оказались первыми выпускниками этого легендарного заведения. В первый выпуск из стен лицея вышли замечательные, талантливые молодые люди:

  • Александр Пушкин, наш поэт;

  • Вильгельм Кюхельбекер, поэт и декабрист;

  • Александр Горчаков, дослужившийся до должности главы русского внешнеполитического ведомства при Александре II, и ставший последним канцлером Российской империи;

  • Михаил Яковлев – талантливый музыкант и певец;

  • Антон Дельвиг – литератор и издатель;

  • Николай Корсаков – композитор.

Учеба в лицее, общение с талантливой молодежью, и с замечательными профессорами, способствовали расцвету таланта Пушкина. В лицее издавались рукописные, самодельные журналы, в которых печатались первые стихи Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига. Пушкин писал яркие и острые эпиграммы, которые быстро расходились по рукам. Саша учился посредственно, но стихи писал на всех уроках и в свободное время.

Самым ярким и незабываемым и волнующим днём для Александра Пушкина был день, когда он читал своё стихотворение в присутствии известного русского поэта, перед которым преклонялась вся молодежь – Гаврилы Романовича Державина. На протяжении почти всего экзамена Гаврила Романович дремал. Но когда Александр начал читать свои «Воспоминания в Царском Селе», старый поэт проснулся, и даже как-то вытянулся на стуле, привстал и слушал молодой звонкий голос с нескрываемым вниманием. В этот день Державин почувствовал, что в России растёт достойная смена, способная заменить его, старика.

По результатам экзаменов Пушкин был выпущен из лицея в 1817 году. За свои стихи Пушкин позже был выслан из Санкт-Петербурга на юг. В общей сложности поэт провёл на юге 4 года.

Позже по приказу императора поэт был поселён в родовом имении Михайловское под надзор отца и полиции.

Первое время Пушкин задыхался от одиночества и невозможности перемещаться, встречаться с друзьями. Но вскоре родители уехали из Михайловского, и Александр Сергеевич остался один, вместе с Ариной Родионовной. Это была благодатная пора для поэта. В тишине Михайловского он сочинил свои лучшие детские сказки, закончил роман «Евгений Онегин», написал «Бориса Годунова» и много других замечательных произведений. Ссылка в родовом имении длилась 2 года. И только в конце лета 1826 года ему было разрешено жить в обеих столицах.

Александр Пушкин влюблялся бесконечное число раз. Но ему эту слабость к женской красоте можно простить, поскольку состояние влюбленности вдохновляло его на написание новых стихов.

На балу у московского танцмейстера он знакомится с Натальей Николаевной Гончаровой – 16-летней московской красавицей. Поэт с первого взгляда влюбился в девушку и решился на сватовство. Он 4 раза предлагал ей руку и сердце, но выйти замуж за поэта красавица согласилась только на 4 раз.

Во время венчания Пушкин выронил обручальное кольцо.что считалось плохой приметой.Кроме того, у него погасла венчальная свеча. Об этом дурном предзнаменовании поэт помнил до конца жизни.

Первые годы своей женитьбы Пушкин был безгранично счастлив. Он любил свою жену, с нежностью относился к своим 4 детям. Но красавица обращала на себя внимание мужчин и ревнивые взоры женщин. На Наталью Николаевну обратил внимание сам император Николай II.

О Наталье Николаевне стали распускаться сплетни и слухи. В их распространении не последнюю роль сыграл француз Дантес, преследовавший Наталью Николаевну. Последовал вызов на дуэль, где Пушкин был смертельно ранен. Пуля пробила шейку бедра и проникла в живот. 29 января в пятницу А. Пушкина не стало. Он был похоронен на территории Святогорского монастыря в Псковской губернии, куда был доставлен из Петербурга с соблюдением высочайшей секретности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Там на неведомых дорожках" Волшебный мир Пушкина

Автор: Басова Ангелина Валентиновна

Дата: 09.06.2020

Номер свидетельства: 552964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "Память о Пушкине" "
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi-chas-pamiat-o-pushkinie"
    ["file_id"] => string(6) "234183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443364961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-zaniatiia-illiustrirovaniie-proizviedieniia-a-s-pushkina-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "131680"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416209540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(81) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa1"
    ["file_id"] => string(6) "261290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "247005"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446482658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства