kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "Пушкин и музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:познакомить учащихся с ролью музыки в жизни А.С.Пушкина  и ролью его поэзии в развитии музыкальной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Пушкин и музыка"»

11



Музыкальная гостиная «Пушкин в музыке»


Ведущая:

Здравствуй  племя  молодое, незнакомое»- как удивительно просто обратился Пушкин к нам сквозь столетия.

И  мы  отвечаем  ему: «Здравствуй Пушкин!»

 Вот уже 223 года исполняется  со дня его рождения, а мы беседуем с ним как с живым. Музыкальны и певучи его поэтические строки, и так близки они многим поколениям. Пушкин живет и в музыке.

Свыше 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина!

Более 500 произведений поэта легли в основу 3000 музыкальных произведений.

 Это  оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические и камерно - инструментальные произведения, 2000 романсов, наконец, музыка к фильмам и спектаклям, теле- и радиопередачам.

     В нашей гостиной мы еще раз прикоснемся к пленительным пушкинским строкам, послушаем музыку Глинки, Чайковского, Свиридова, Римского - Корсакова, Прокофьева и других композиторов.

     Творчество Пушкина неисчерпаемо. В течение часа мы сможем проиллюстрировать только несколько эпизодов из произведений Пушкина, положенных на музыку разными композиторами.

Добро пожаловать, дорогие гости в нашу гостиную!

Звучит Романс «Я помню чудное мгновенье»

ст. А.С. Пушкина, муз. М.Глинки.


У каждого возраста свой Пушкин.

Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт-сказочник. Он приходит к нам в раннем детстве, и хотя специально для детей Пушкин сказки не сочинял,- все его сказки любимы взрослыми и детьми. 

Когда Пушкин был совсем маленьким и все звали его просто Сашей, у него была нянюшка — простая русская крестьянка, которую звали 

Арина Родионовна Матвеева. Эта чудесная русская женщина известна любому читателю, она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, «наперсница волшебной старины». Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. 

Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала Арина Родионовна, и ему очень нравились напевные, выразительные, настоящие простые слова, которыми говорила его няня. 

Не умолчу о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, молитвой духов уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло

Не чувствуя ни ног, ни головы.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна как в детстве рассказывала уже взрослому поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Александра Сергеевича Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал сказки, мастерски пользуясь искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, он умело передал самобытный дух русской сказки. Свою любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю жизнь. Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»


Ведущая:

И как хочется волшебства после таких стихов и музыки! Давайте

 попробуем перенестись в прошлое с помощью волшебной музыки.


Дети закрывают глаза, звучит волшебная музыка.

Появляется Кот ученый и проводит с детьми викторину

«Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина?» 

  1. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? Назовите их. (Шесть) 
    2. Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон) 
    3. Из какой сказки следующие слова:

 «Старик к старухе воротился- 

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,

А пред нею разбитое корыто»  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Назовите сказку, которая заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»  («Сказка о золотом петушке») 
5. «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите героя. (Балда) 
6. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
7. «Не печалься, ступай себе с богом…» Кто произносит эти слова? (Золотая рыбка)
8. Сколько времени старик и старуха прожили в землянке? (30 лет и 3 года) 



Ведущая:

Сказки Пушкина любили многие композиторы и вдохновляли их на 

создание своих музыкальных произведений. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина.



 Николай Андреевич Римский - Корсаков,

о творчестве которого мы сегодня поговорим.


Но для начала я хочу рассказать вам немного о жизни этого великого композитора.

Удивительная сказка А.С. Пушкина вдохновила Николая Андреевича на создание оперы «Сказка о царе Салтане …». Но это не просто сказка — это русская сказка, ее народный дух гениально передал Пушкин и по-своему в музыке сумел сделать  Римский-Корсаков. Вся опера пронизана напевами русских народных песен, народной музыки. Вы все знаете, что музыка тоже может все рассказать, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными.

Главное в опере — музыка, звучание оркестра и голосов. Но опера — это не только музыка. Это и драма, и танец, и живопись, слитые воедино, именно поэтому опера производит особенно сильное впечатление на слушателей, являясь серьезной музыкой.

В опере «Сказка о царе Салтане» сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна – это симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». 

Назовите пожалуйста, какие три чуда произошли в «Сказке о царе Салтане»?


Ответ детей

Ведущая: Действительно, это три чуда, которые удивляют самих героев сказки:

Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, 

чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона, и самое наиглавнейшее — 

чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.

Очень живописна музыка  «Три чуда» в опере Римского- Корсакова. Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города, где княжит царевич Гвидон.

 Все  три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.

«Белка песенки поет, и орешки все грызет» — грациозно-игривая белочка — звонкие, щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка» белочки — флейта-пикколо (маленькая флейта). И ее песенка звучит, знакомый народный мотив «Во саду ли…» 

Ребенок читает стихотворение:

Ель растёт перед дворцом, 

 А под ней хрустальный дом: 

 Белка в нём живёт ручная, 

 Да затейница, какая! 

 Белка песенки поёт 

 Да орешки всё грызёт; 

 А орешки не простые, 

 Всё скорлупки золотые, 

 Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Дети поют песню «Во саду ли, в огороде…»

Белочка играет на фортепиано, дети поют.

Ведущая: Второе чудо  — увесисто шагают под мужественный марш богатыри, выходящие из бурлящего моря, чтобы охранять столицу.

 Ведущая проводит физкультминутку.


Физминутка «Богатыри» (делают мальчики)

Дружно встали — раз, два, три. 

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо 

Оглядимся величаво.       

И налево надо тоже 

Поглядеть из-под ладошек. 

И направо, и еще 

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги, 

Точно в танце руки в боки. 

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!


третье чудо  — Царевну-Лебедь.

Сказочно-загадочная тема Царевны-Лебеди, невесты юного

Гвидона, похожа на перезвон колокольчиков. И в конце симфонического антракта «Три чуда» в ослепительных и мощных звуках всего оркестра проходят перед нашим воображением картины чудо-города.

Ребенок читает стихи:

За морем царевна есть, 

 Что не можно глаз отвесть, 

 Днём свет божий затмевает, 

 Ночью землю освещает, 

 Месяц под косой блестит, 

 А во лбу звезда горит. 

 А сама-то величава, 

 Выступает, будто пава; 

 А как речь-то говорит, 

 Словно реченька журчит. 



Давайте послушаем небольшой музыкальный отрывок из симфонической картины, и представим, как Римский – Корсаков изображает «Три чуда».


Кот ученый:

 А кто из вас, может разгадать мою загадку – из какой сказки эти строчки                     

                       Чуть опасность где видна,

                       Верный сторож, как со сна,

                       Шевельнется, встрепенется,

                       К той сторонке обернется

                       И кричит:

  «Ки-ри-ку-ку!

                       Царствуй, лежа на боку»

Ответ :

«Сказка о золотом петушке»


Кот:  Сейчас мы встретимся с героями этой сказки и послушаем великую музыку

 Николая Андреевича из оперы «Сказка о золотом петушке»



Ведущая:

  … Вдруг шатер

                       Распахнулся…. И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря.

                       Тихо встретила царя.

Появляется царь Додон.

Дадон:             О, прекрасная девица,

                         На тебе хочу жениться.

Шамаханская царица:

                         Я красавица, а ты?

                         Не растут зимой цветы….

                         Чем ты можешь похвалиться?

                         Пред красавицей девицей?

Дадон:   И здоров я, и удал –

                          Не смотри на то, что стар.

                          Заниматься каждый день

                          Физкультурой мне не лень!

                          Эй, ребята, что сидите?

                          На зарядку выходите!

Физкультминутка

Дети встают около своих мест. В такт движениям читают стихи, сопровождая движениями (делают повороты головы в стороны, наклоны вперед-назад, приседания; поднимают плечи вверх-вниз; поднимают руки вверх и хлопают в ладоши):

Давным-давно жил царь Дадон

И делал каждый день зарядку:

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал,

Ведущая: 

Пришло время прощаться с этой замечательной страной «Лукоморье»

Кот:      

Конечно, очень жаль, что все жители нашей страны не смогли встретиться с

 вами, но они наблюдали за нашими приключениями.

Мы все рады, что дети вашей школы так хорошо знакомы со сказками великого русского поэта  Александра Сергеевича Пушкина.  Еще вы все очень хорошо понимаете такую  красивую сказочную музыку Римского -Корсакова.

А я вам хочу напомнить мудрые сказочные слова: «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ

 МОЛОДЦАМ УРОК!»

Ведущая:  Наша встреча сегодня подходит к концу. Слово и музыка – два великих  начала, две стихии искусства.

Пусть всегда стихи, сказки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и музыка великого композитора Николая

 Андреевича Римского-Корсакова озаряют нашу жизнь, вдохновляют других

 поэтов, писателей, музыкантов и художников на создание новых шедевров. 

К. Паустовский писал:

«Эта музыка, подлинно народная русская, бессмертна, как и стихи Пушкина. Она неотделима от певучих пушкинских строф».

И пусть проходят века, но все так же светло и молодо сегодня звучат снова и снова пушкинские слова.



Учащийся читает стихотворение И. Акулининой «Пушкинские сказки»:



К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ведущая:

 Надеюсь, что Пушкин нам стал еще ближе и дороже, еще роднее

В память о Пушкине композитор В. Кикта написал вокальный цикл на

 слова В. Лазарева «Возвращение к Пушкину», в нем есть такие строки:

«Вспоминаю о Пушкине сквозь туманы и дым,

Вспоминаю о Пушкине, будто жил рядом с ним.

Все я слышу симфонию, приближаясь к стихам,

И вхожу я в гармонию, точно в Солнечный храм.

Я тоскую о Пушкине годы все напролет,

 Как об утреннем путнике, что навстречу идет.

 И печально и весело говорю я, любя:

 «О, родная поэзия, да хранит он тебя!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сценарий "Пушкин и музыка"

Автор: МИНИКЕЕВА ЕЛЕНА МИДХАТОВНА

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Из  опыта работы музыкального руководителя Клименко Елены Геннадьевны по теме:"Классическая музыка в  жизни дошкольников." "
    ["seo_title"] => string(132) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-klimienko-ielieny-giennad-ievny-po-tiemie-klassichieskaia-muzyka-v-zhizni-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199082"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428510154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сценарий литературного вечера "Любовь-волшебная страна" "
    ["seo_title"] => string(63) "stsienarii-litieraturnogho-viechiera-liubov-volshiebnaia-strana"
    ["file_id"] => string(6) "137847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417441238"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Сценарий литературной гостиной "Здравствуй, гостья - зима" "
    ["seo_title"] => string(59) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-zdravstvui-ghost-ia-zima"
    ["file_id"] => string(6) "192533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427467644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Сценарий концерта на 8 марта "
    ["seo_title"] => string(32) "stsienarii-kontsierta-na-8-marta"
    ["file_id"] => string(6) "170087"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423499070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства