1. Формирование представления о том, как растят хлеб, о профессиях тружеников, занятых в этом производстве, о цене хлеба в разные периоды истории России. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.
Развитие выразительности связной речи, сценического мастерства учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Хлеб - всему голова»»
Сценарий праздника
«Хлеб - всему голова»
Цели:
1. Формирование представления о том, как растят хлеб, о профессиях тружеников, занятых в этом производстве, о цене хлеба в разные периоды истории России. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.
Развитие выразительности связной речи, сценического мастерства учащихся.
Ход праздника Учитель. Разгадайте загадку.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна — в муку и тесто...
Вырос он под синим небом
И пришел на стол он...
Дети. Хлебом.
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб? Ученик. Вот он - хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой. Вот он,., теплый, золотистый, Словно солнцем залитой. В нем здоровье, наша сила, В нем - чудесное тепло, В нем - земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Сколько рук его растило. Охраняло, берегло! Не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно Потрудились на земле.
1-й чтец. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб».
2-й чтец. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб».
3-й чтец. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб». 4-й чтец. Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».
1
5-й чтец. Ешь егo, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.
1-й ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик. Тем, кто хлеб печет чуть свет.
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плутом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
3-й ученик. У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе. Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава, слава!
Есть хлеб - будет и песня. Издавна Россия - это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. (Девочки исполняют танец на медленную песню "Золотые зернышки").
Мы золотые зернышки,
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы зерна золотые.
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый — зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе — хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!
(Р.Ванеева)
2
Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово - «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе -800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда. Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз начинается рассказ... Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».
Квартира. Стал, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил — не прячься! Выйди и извинись перед Иваном
Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня
обидел, а хмногих людей.
Рома. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы тот хлеб тебе на
стол положить, сначала надо было...
Рома. Купить его в булочной!
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай... Это
случилось давным-давно — много тысяч лет назад. Ранним утром обитатели
стойбища готовились заняться каждый своим обычным делом. Мужчины
собирались на охоту, женщины, ребятишки — за своей добычей — в зеленые
заросли.
Мужчины отправлялись охотиться на зверей. У детей и женщин — своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку — в пленку их. Орех, гриб, луковица, ягода — все сгодится. И под землей есть для них пища — съедобные корешки, клубеньки.
Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти колоски с зернышками. Малы зернышки — нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой — готовы колобок или вкусная
3
кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей — собрала зерен целый кузовок.
Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы, кликнув разбредшихся по полю ребятишек, отправились домой.
Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной полянке, где собирательницы корешков договорились встретиться, вдруг что-то совсем рядом зашуршало. Ди невольно обернулась и увидела ядовитую змею!
Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.
Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек — ничего не осталось!
И охотники вернулись без добычи — злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!
Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а, наоборот, счастливым. Там. где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удало собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное е зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосья которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Иван Филиппович. Никто на свете не знает, была ли на само деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.
Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпая нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную. А чтоб сделать ее такой, нужны специальные земляные инструменты, орудия, техника.
Но это совсем другая история.
Учитель. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы — солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Иван Филиппович.
Ведь не сразу стали зерна, Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!
Бабушка. Вот по телевизору об этом-то как раз и начинается рассказ. Рома, посмотри передачу повнимательней!
Перед импровизированным телевизором выстраиваются дети с фотокартинами и читают стихи.
4
Ученик 1. Под луной блестят поля,
"Спит кормилица-земля.
Белокрылые метели
Колыбельную ей спели,
Приукрыли снеговым
Одеялом пуховым. Ученик 2. Спит земля...
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
Учитель. Чем занимаются люди на снежном поле? Дети. Снегозадержанием.
Учитель. А для чего «пашут» снег, делают борозды? Выслушиваются ответы детей.
В них закладывает зерна. Ученик 1. Продолжается рассказ.
Всходы дружные у нас.
Слаб еще росток-ребенок:
Только-только из пеленок;
А враги уж тут как тут:
Подбираются, ползут.
Подползают черепашки —
Ох и вредные букашки!
Ученик 2. Тревога! Вызывается подмога!
Самолет над полем кружит.
Следом вьюга вьется-вьюжит:
Летчик сверху всюду-всюду
Сыплет белый порошок...
5
Всем букашкам— это худо, Урожаю — хорошо!
Ученик 1. Подросла пшеница.
Время ей пришло зреть и колоситься.
Да сухое нынче лето:
Как плита, земля нагрета.
Просит пить у нас пшеница,
Хорошо, дадим напиться:
Пустим воду на поля,
Пей, кормилица-земля.
Учитель. Вот такой искусственный полив называется «орошение».
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут
И в муку его сотрут.
На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.
Там при всем честном народе
Уж намнут тебе бока.
Тесто, тесто — мало места.
Ой, пустите! — шепчет тесто.
- Ладно, пустим, — в печь давай!..
Народился каравай! А кроме колхозников, кто еше вложил свой труд в хлебушко? Дети называют разные профессии, связанные с выращиванием хлеба.
Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает: Колхозник,
рабочий,
нефтяник,
строитель,
шахтер,
машинист,
металлург и... Все. Народ! Учитель предлагает детям игру.
6
У детей карточка с окончаниями пословиц. Учитель читает начало
пословицы, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы. — встает.
Игра закончится тогда, когда все дети встанут.
1.Горька работа, да... (хлеб сладок).
2.Хочешь есть калачи,... (не сиди на печи).
3.Пироги не... (растут на кустах).
4.В землю не положишь — ... (и с земли не возьмешь).
Не ленись с плужком — ... (будешь с пирожком).
На чужой каравай рта не разевай, а... (пораньше вставай да свой затевай).
Догулялись мужики:... (нет ни хлеба ни муки).
Пот на спине —... (так и хлеб на столе).
9.Не надо хвалиться,... (коли не знаешь, как хлеб родится). 10.Доплясались, что... (без хлеба остались).
11 Каравай хлеба не... (свалится с неба).
Бабушка. Салитесь, пожалуйста, Иван Филиппович и Рома, за стол. Я вас чаем и мороженым угощу.
Рома. Я вам свое мороженое отдам!
Иван Филиппович Спасибо, я мороженое не люблю. Это ты, знаю, любитель. Но вот скажи, если бы тебе каждый день по четыре раза давали мороженое — скоро бы тебе оно надоело?
Рома. Не скоро. Может быть, через год.
Бабушка. А ты забыл, как ты однажды съел три порции мороженого, тебе стало плохо, и ты больше есть его не хотел? А когда мы открыли большую банку твоего любимого клубничного компота, ты три дня пил, а потом сказал: не буду, не могу!
Иван Филиппович. И шоколад, и мармелад, и халва надоели бы, если бы мы ели их каждый день. А вот хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоедает! Это ржаной хлеб, сам полезный. Его едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты. Без него даже в космосе не обойтись — для космонавтов специально пекут маленькие черные хлебцы.
Рома. А вот этот, наверно, обыкновенный хлеб. Показывает на выброшенный ранее хлеб.
Иван Филиппович. А обыкновенный или необыкновенный еще неизвестно,
Ученик. Был хлеб всегда в почете на Руси -Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? -Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В. Суслов Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном роде начался голод. Почти
7
все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо в ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять... » Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.
«Не сметь брать! — приказал профессор сам себе. — Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!» Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась.
Может быть, как раз из такой муки и испекли тот хлеб, от которого ты целых пол-ломтя выбросил. Сам посуди теперь, обыкновенный ли это хлеб?
Ведущий. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры дет. сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.
Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Ведущий. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (звучат «Реквием» В.-А. Моцарта).
Ленинградцы получали помощь с "большой земли" по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву называл ее "Дорогой жизни" (Ольга Берггольц).
S
«Казалось, что конец Земли. Казалось, что конец Земли, Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли: Он жив еще, он рядом где-то —
На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду, Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут — пустяк, Поломка эта — не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб — две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
9
Учитель. 641 803 ленинградца умерли во время блокады и голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одно! могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б могла дать его тебе тогда...)
Минута молчания...
Ведущий. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Ученик читает стихотворение С Михалкова «Плохая привычка». Ученик 1. Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая,
Сказала,
Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
Ржаную горбушку. И стала хорошей Плохая привычка. Приятного вам аппетита, Синички!
Учитель. Помните! Хлеб — не просто еда. Ученик 2. Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года, Хлеб — это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Чтец 14. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе — душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд. И еще помни: для того,
10
чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, — трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
Чтец 15. Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род — веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета. Пройдется пахарь утром по жнивью,