Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной работы актуальна
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сплоченность детского коллектива»
Игры - упражнения для формирования коммуникативных навыков и снижения уровня агрессивности в детской среде
Прогноз погоды
Цель: Это упражнение сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением другого.
Инструкция: иногда каждому из нас необходимо побыть с самим собой. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее спокойствие. Если такое случилось, вы можете дать понять, что вам хочется побыть в одиночестве и чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно, показав всем прогноз погоды. Тогда всем будет понятно, на какое время вас нужно оставить в покое.
На листе бумаги нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Или просто напишите большими цветными буквами слова: «Штормовое предупреждение». Таким образом, вы можете показать другим, что у вас плохая погода и вас лучше не трогать. Если вам хочется покоя, вы можете положить этот листок рядом с собой. Когда почувствуете себя лучше, положите лист: «Отбой». Для этого можете нарисовать картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце.
Спускаем пар
Цель: Игра способствует поддержанию психологического климата в группе, для создания естественных и открытых отношений между детьми. Она является профилактикой группировок, враждебности и агрессивности.
Инструкция:
Сядьте, в один общий круг. Каждый из вас может сказать, что ему мешает или на что он сердиться. Обращаться при этом нужно к конкретному человеку. Например: «Алена, мне не нравится, когда ты сбрасываешь мои вещи с парты».
Когда будете слушать претензии, не оправдывайтесь. Просто внимательно выслушивайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь спустить пар.
А теперь, подумайте о том, что вам сказали. Иногда, вы можете попытаться изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите в себе ничего менять. Услышали ли вы что то такое, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то можете сказать: «Я больше не буду сбрасывать твои вещи с парты».
Толкалки.
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего противника. По моему сигналу, начинайте толкать своего партнера ладонями в его ладони, стараясь сдвинуть его с места. Если ваш партнер сдвинул вас - старайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите хорошую опору. Будьте внимательны, никто не должен причинять друг другу боль. Если вам надоест или вы устанете, скажите: «Стоп». Когда я скажу: «Стоп», вы должны остановиться все.
Можно варьировать упражнение:
Толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой – правую. Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для равновесия. Также можно толкаться ягодицами, наклонившись в разные стороны.
Анализ упражнения:
Насколько тебе понравилась эта игра?
Ты толкался изо всех сил?
Ты больше толкал или больше сопротивлялся?
Ты играл честно?
Что ты делал, чтобы победить?
Ты толкался во всю силу или сдерживал себя?
Что ты чувствуешь сейчас по отношению к твоему партнеру?
А кроме того…
Цель: Игра избавляет от недовольства, апатии и плохого настроения. В игровой форме дети могут выразить свои жалобы и отрицательные эмоции, и их недовольство не выльется в агрессию.
Инструкция: Порой каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся каждый раз с одних слов: «А кроме того…» и говорить все, что вам не нравится.
Бой пальцев
Цель: Игра демонстрирует детям, что агрессия может быть конструктивной (способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером).
Инструкция: Я хочу вам показать, как с помощью пальцев без слов можно провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся и тому, сто и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.
Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руки в кулак и прижмите их к кулакам своего партнера. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы свободны и направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех и начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке, хотя бы на секунду.
Выигрыш зависит не то силы, а от скорости реакции и быстроты глаза. Кроме того, выиграть можно и хитростью, если делать обманные движения и броски. Через 5 раундов можно поменяться партнерами.
Агрессивный человек
Цель: Игра позволяет ребенку осознать смысл агрессии, разобраться в своем и в чужом агрессивном поведении.
Инструкция: На листе бумаги запишите все, что можно сказать об агрессивном человеке. Подумайте, с какими формами агрессии сталкиваетесь вы в общении друг с другом. Как ты сам проявляешь агрессивность? Как ты справляешься с агрессивностью других людей и со своей собственной?
Анализ упражнения:
Можно ли проявлять свою агрессию не кулаками, а другим способом?
Почему люди часто пытаются почувствовать свое превосходство, унижая других?
Как ведет себя жертва агрессии?
Почему становятся жертвой агрессии? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
В чем проявляется равноправие между людьми?
Как бы ты описал свое собственное поведение?
Короли и слуги.
Цель: Игра позволяет детям на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказать все свои желания, не боясь «потерять лицо».
Инструкция: Кто-нибудь из вас мечтал стать королем? Какие преимущества получает человек, становясь королем? Чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а минут на десять. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Король не имеет право отдавать такие приказания, которые могут оскорбить или обидеть другого, но он может позволить себе многое. Он может приказать, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы слуги были у него на посылках и т.д. кто хочет стать королем?
Анализ упражнения:
Как ты себя чувствовал?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли тебе было отдавать приказания другим?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять пожелания короля?
Когда королем был Ваня, он был хорошим или плохим? Как бы вам на самом деле жилось при таком правителе?
Как далеко король имеет право заходить в своих желаниях?
Приказчик – подчиненный
Цель: Игра помогает ребенку проанализировать свой стиль взаимодействия и выбрать более конструктивные способы поведения.
Инструкция: Знаете ли вы таких людей, которые любят раздавать всем приказы, и ведут себя так как большие начальники? Расскажите, как ведут себя такие люди, когда пытаются навязать другим свою волю. А знаете ли вы таких людей, которые позволяют делать с собой все , что угодно- потакать над собой, издеваться – и не находят в себе мужества прекратить это и сказать: «Хватит!». Как выглядят такие люди, как они ведут себя, как говорят?
А теперь разбейтесь на пары и выберите, кто из вас будет играть роль чрезвычайно деспотичного родителя (отца или матери), а кто - роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно. Ребенок должен со всем соглашаться, а родитель ругать его и предъявлять ему свои претензии. Затем поменяйтесь ролями (по 3 минуты).
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя в роли родителя?
Как ты чувствовал себя в роли ребенка?
Какая роль тебе понравилась больше?
Играешь ли ты когда-нибудь подобные роли в своей жизни? Если да, то с кем и только ли с родителями?
Видел ли ты когда-нибудь других людей, играющих такие роли?
Когда эти роли вредны и доставляют только проблемы?
Когда эти роли могут быть полезными?
Прорвись в круг
Цель: Помогает ребенку осознать чувство отверженности и выработать конструктивное поведение для подобной ситуации.
Инструкция: Все встают вкруг, крепко взявшись за руки, а один – остается вне круга, его задача – проникнуть в круг любыми способами (физическая сила, уговоры, жалобы и т.д.)
Анализ игры:
Что вы делали, чтобы проникнуть в круг?
Что ты чувствовал, когда был частью круга?
Что ты чувствовал, когда пытался проникнуть в круг?
Как ты чувствовал себя, когда это у тебя получилось или не получилось?
Есть ли мягкий способ сказать «нет» другим людям?
Как чувствует себя человек, если в своей группе он постоянно «вне игры»?
Как стать принятым?
Головомяч
Цель: Игра развивает навыки сотрудничества, развивает восприятие действий партнера.
Инструкция: Разбейтесь на тройки и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами.
Анализ игры:
Что было наиболее сложным в этой игре?
Что необходимо на самом деле, чтобы мяч не упал?
Коробка
Цель: Игра учит конструктивному взаимодействию и умению синхронизировать свои действия с другими людьми.
Инструкция: Это упражнение покажет вам, насколько вы умеете взаимодействовать друг с другом. Для начала мне нужны три добровольца, они должны встать в одну шеренгу, плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в пустые коробки, в одну левую ногу, в другую – правую. Двое других ставят свои ноги в те же коробки. Все трое они должны попробовать пройти несколько метров. Будет лучше, если они возьмутся за плечи. Постепенно мы будет прибавлять количество коробок и участников. Состав команд можно менять и выявить тех людей, которые наиболее эффективно работают друг с другом.
Вавилонская башня.
Цель: Игра учит находить пути взаимодействия друг с другом.
Инструкция: Для игры понадобится 2 комплекта по 20 листов цветного картона (6х10) и лента скотча. Больше ничего для работы использовать нельзя. При этом дети не должны общаться друг с другом. Цель – построить башню как можно выше, но использовать все материалы.
Анализ игры:
Хватило ли группе материалов?
Хотелось ли тебе, чтобы материалов было больше или меньше?
Как работала ваша группа?
Кто в группе начал строительство?
Кто был ведущий?
Все ли участвовали в игре?
Какое настроение было в группе?
Как ты себя чувствовал в ходе работы?
Как вы понимали друг друга?
Доволен ли ты своей работой?
Ты был хорошим членом команды?
Сердился ли ты на кого-нибудь?
Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?
Чья башня тебе нравится больше?
Доволен ли ты башней своей команды?
От чего зависит эффективная работа в команде?
Бутылочка
Цель: Группа делится на тройки. Каждой тройке понадобится пластиковая бутылка, одна конфета в фантике и 2,5 метра пряжи. Для каждой тройки связать узлом три отрезка шерсти по 50 см. с одним отрезком 1 метр. Привяжите к концу самой длинной нити конфету.
Инструкция: Итак, каждая команда получает 4 связанные между собой веревочки. На самом длинном конце висит конфета, которую вы должны опустить в бутылку. При этом каждый из вас должен держаться за короткую веревочку. Прикасаться к бутылке руками нельзя. Задача - сделать это как можно быстрее.
Анализ игры:
У вас была хорошая команда?
Что у вас было самым тяжелым в вашей игре?
Как вы договаривались друг с другом?
Что привело вас к успеху?
Ковер мира
Эта игра - хорошая стратегия решения конфликтов в классе.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, по какому поводу вы ссоритесь друг с другом? О чем вы спорите? Как вы чувствуете себя после такого спора? Я принесла для вас небольшие куски материала, из которого вы сделаете ковер мира. Как только возникает спор, противники смогут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения проблемы. Вы сами соедините эти куски и оформите их по своему вкусу, но обязательно нужно написать на нем имена всех участников группы.
Анализ упражнения:
Что ты понимаешь под справедливостью?
Что происходит, когда в споре побеждает не справедливость, а сила, власть?
Почему недопустимо в споре насилие?
Поймай руку
Цель игры: быстрая мобилизация умственных и физических резервов; создание тесной связи между партнерами, содействие их кооперации посредством возможного физического контакта.
Инструкция: выберите себе партнера и встаньте друг против друга. Тот из вас, кто старше по возрасту будет ловцом. Он расставляет руки и держит их на уровне бедер, на расстоянии 25 см. друг от друга. Кисти его рук образуют открытую ловушку. Задача второго – провести свою левую или правую руку, не касаясь этой ловушки, так как она в любой момент может захлопнуться. Если ловец поймает руку партнера, то они меняются местами. Пойманной считается рука, до которой ловец смог дотронуться.
Да и нет
Цель игры: улучшение психологического климата в группе, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: вспомните, как звучит ваш голос: тихо, громко или средне? Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять только из двух этих слов. Потом вы будете меняться. Начинать спор можно сначала тихо, постепенно увеличивая громкость, до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Однако, как только я хлопну в ладоши, вы должны будете все остановится, и после такого шума и гама прислушаться к тишине.
Ива на ветру
Цель игры: создание атмосферы доверия в группе.
Инструкция: группа становиться тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга - один человек. Остальные – в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие, руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветки ивы. Теперь мы легкими движениями рук вперед будем изображать ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. «Ива» стоит в середине круга, ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит в кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Каждый из детей по очереди становиться ивой. Эта игра основана на доверии (ива оказывает доверие, а остальные дети, не давая ей упасть, должны это доверие оправдать).
Тяжелая ноша
Цель игры: создает высокий уровень концентрации внимания и кооперации в группе.
Инструкция: разбейтесь на тройки. Представьте, что у ваших ног лежит большой и тяжелый камень. Он такой тяжелый, что поднять и перетащить его на другое место можно только сообща. При этом вы не должны переговариваться, а все ваше внимание должно быть направлено на остальных двух партнеров. Вы должны будете идти вперед в едином ритме, и нести камень сообща, иначе он упадет вам на ноги. Нельзя нести камень в одиночку. Итак, присядьте и покажите друг другу, какую форму имеет ваш камень, какого он размера и как вы хотите за него взяться. Начинайте перетаскивать камень на новое место, двигаясь очень медленно и осторожно. При этом постоянно поддерживайте зрительный контакт друг с другом. Помните о том, что другие команды тоже тащат камни, а потому старайтесь избегать столкновений друг с другом. Напряжение будет признаком того, что вы правильно и хорошо выполнили упражнение. Если вы почувствуете, что не справляетесь – можете бросить камень, если же вам хватило сил его донести – то группа может произнести победный клич.
Сиамские близнецы
Цель игры: отработка умения координировать свои движения с движениями партнера; выработка чувства единения и доверия друг к другу.
Инструкция: выберите себе партнера, встаньте с ним спина к спине так, чтобы вы служили друг другу надежной опорой. А теперь начните не отрываясь и без остановки скользить вниз, пока не сядете на пол. Помните, что опираться вы можете только на спину партнера, за пол задевать нельзя. Упражнение на этом не кончается, после этого вам нужно будет вместе встать. Выполняя упражнение вы должны будете четко координировать свои действия и действия вашего партнера.
От спины к спине
Цель игры: установление хорошего контакта друг с другом, создание командного духа для совместного решения сложных задач.
Инструкция: встаньте в тесный, плотный круг, плечом к плечу. Теперь опуститесь на четвереньки по-прежнему прижавшись плечом к плечу. Эту тарелку я положу на спину одного из вас. Вам нужно будет передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, вы можете все вместе выкрикнуть: «Ура!», а если тарелка упадет на пол, вы можете хором немного повыть. А потом снова положить ее на спину того, кто ее уронил и продолжить упражнение.
Отверженный и принимаемый.
Это упражнение желательно проводить в течение всего курса (работа с 1-2 детьми на одном занятии; желательно, чтобы каждый ребенок побывал и в роли отверженного и в роли принимаемого).
Цель игры: научить детей диагностировать свой характер, видеть положительные и отрицательные стороны личности. Кроме того, игра – прекрасная возможность получить обратную связь и посмотреть на себя глазами других людей.
Инструкция: с помощью жребия определяется «отверженный», который выходит за дверь. Все остальные по очереди выдвигают причины, по каким можно отвергнуть вышедшего за дверь. Все высказывания записываются. Когда их набирается 6 – 10, «отверженный» возвращается. Ему предлагается угадать не менее трех причин из списка. После того, как он их угадал, список уничтожается, и больше к нему не возвращаются.
Подобным же образом происходит процедура с принимаемым, только здесь указываются положительные качества, за которые с этим человеком удобно общаться.
Анализ упражнения:
Легко ли было угадать мнение других людей о себе?
Всегда ли оно соответствовало твоему собственному мнению?
С чем ты согласен и с чем не согласен?
Что для тебя интереснее, говорить о другом или узнавать о себе?
Это анонимный вариант игры. Можно сделать ее и более гласной. Тогда группа разбивается на две подгруппы, первая будет говорить человеку о его недостатках, а вторая - о достоинствах. После этого слово получает «разбираемый», и делиться своими переживаниями, с чем он согласен, а с чем - нет.