Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико- патриотических традиций нашей Родины, формирования у младших школьников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.
В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Посмотрим памяти в глаза". »
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Посмотрим памяти в глаза».
Вот пролетают за вехой вехи.
И мир уже в двадцать первом веке,
Но будут помнить потомки свято
Подвиг солдат века двадцатого!
Пусть память хранить помогут эти
70 ШАГОВ К ПОБЕДЕ.
Год 1945... Год 2015.
Между ними 70 лет мира и памяти.
Память - это благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню, значит, я живу.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!
Роберт Рождественский.
Посвящаем всем генералам, Всем полковникам, Всем подполковникам, Всем майорам и капитанам, Всем старшинам и сержантам, Всем рядовым, Всем труженикам тыла, Которым их дети, Их внуки, их правнуки Обязаны вечно Зеленой травой, голубой речкой Синим небом, серебряным воздухом Всем, что называется жизнь.
Цели проекта:
Образовательные:
Пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.
Изучать историческое прошлое нашей Родины.
Расширить знания младших школьников о событиях 1945-1945 годов.
Познакомить с земляками- лопатинцами, кто ковал победу на фронте, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи
Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.
Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.
Формировать чувство патриотизма.
Развивающие:
Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Развивать интерес к изучению истории.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
собрать воспоминания своих земляков, родных и близких о Великой Отечественной войне;
создать презентацию «Посмотрим памяти в глаза» и выступить с ней на внеклассном мероприятии для учеников начальных классов;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий, традиций семьи.
Изучить общественное мнение: «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?
Исследовать, какой вклад в победу на фронте внесли наши земляки- лопатинцы.
Гипотеза: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не вправе забывать ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945года.
Описание проблемы
Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико- патриотических традиций нашей Родины, формирования у младших школьников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.
В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Актуальность
Младший школьный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мероприятие призвано способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.
Организовывая воспитательную работу, я, как классный руководитель должна учесть, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся.
Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Проект «Посмотрим памяти в глаза» предполагает сформировать гражданские качества у учащихся, воспитать патриота своей страны, развить познавательную активность, углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года. Знакомит с земляками- лопатинцами, ктоковал победу на фронте, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.
В рамках проекта изучается общественное мнение: «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?» В проекте исследуются: вклад лопатинцев в победу на фронте и в тылу, исторические источники-хранители памяти о грозных сороковых.
После завершения проекта учащиеся смогут:
- узнать о героическом прошлом Родины;
- познакомиться с лопатинцами -героямиВеликой Отечественной войны;
- работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Возрастная группа учащихся, класс 7-10 лет, 1-3 класс.
Время для выполнения проекта (приблизительно) 10 месяцев ( май 2014 – февраль 2015)
Основополагающий вопрос : Почему мы должны знать и помнить ветеранов Великой Отечественной войны?
Целевые группы:
Дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей), самостоятельная детская деятельность.
Педагог: активная методическая работа, интеграция деятельности по формированию патриотизма.
Родители: оказание консультативной помощи, содействие педагогу по теме проекта, участие в мероприятиях школы и класса.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
Теоретические – анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
Эмпирические – опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения.
Форма работы:
Урок Мужества, посвященный защитникам Отечества.
Посещение детской библиотеки. Чтение произведений о войне.
Конкурс рисунков «Подвигу жить в веках».
Участие в акции «Письмо ветерану».
Участие во всероссийском творческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!» (написание сочинений, рисунок по одной из предложенных тем)
Посещение зала Боевой Славы и Обелиска Победы, возложение цветов.
ФормированиеУУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Этапы проекта
Темы занятий
Практическая деятельность
I.Подготовительный
1.Конкурс рисунков «Война глазами детей»
2. Мозговой штурм
« Что я знаю о войне»
Рисование на тему
Ответы на вопросы викторины.
Распределение по группам, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
I I. Поисково-исполнительный
(проектировочный)
3. Библиотечный урок.
4. Внеклассное чтение
5. «Наши земляки-герои».
6. Мини-проекты
«История войны в моей семье»
7. «Страничка Книги Памяти».
8.Экскурсия в Зал Боевой Славы, школьный музей.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Декламация стихов о Великой Отечественной войне, чтение произведений о войне.
Экскурсия в школьный музей.
Практическое занятие, работа в группах, написание сочинений.
Защита мини-проектов
(рассказ о защитнике Родины своей семьи)
Оформление странички совместно с родителями.
Работа в группах.
III.Обобщающий (проверка качества проекта)
9.Репетиционные занятия.
Во время исследования происходит обмен информацией, ее анализ, редактирование текстов, проводится консультация по сбору и обработке материала. Ведется работа по оформлению работ.
IV. Защита проекта
Заседание музыкально-литературной гостиной «Посмотрим памяти в глаза»
Организация и проведение внеклассного мероприятия.
V. Итоговый
(рефлексивный)
Подведение итогов проекта.
Викторина, выводы.
Выводы: знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.
Заключение: проведя исследования, мы сделали следующие выводы 1. Важно изучать исторические источники и знать историю своей страны и малой Родины. 2. В нашем селе знают и помнят героев Великой Отечественной войны. 3. В городе и районе много памятников неизвестному солдату, а так же мемориальных досок.
4.Для ветеранов организуются праздники, их приглашают в школы на классные часы.
Участники: ученики 1 и 3 класса филиала МОУ «Корневская СОШ» «Лопатинская ООШ» Руководитель: Колесникова Ирина Викторовна, классный руководитель 1 и 3 классов.
Результаты проекта.
Дети:получили возможность
расширить свои представления о легендарном прошлом нашей Родины и
о земляках-героях, о героях своей семьи;
познакомиться с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
испытать чувство гордости за своих предков и за свой народ.
Родители:
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Учитель:
повысил свой профессиональный уровень, осуществил инновационную деятельность
Источники информации:
Авторская разработка
Материалы, фотографии из архивов школьного музея, школьной библиотеки, рассказы родственников.
images.yandex.ru фотографии ВОВ 1941-1945
Ход Урока Мужества «Посмотрим памяти в глаза»
(презентация проекта).
Вступительное слово классного руководителя:
Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война. Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости. «Слушайте все – начинается лето!» – Первые горны пропели про это! Первые тапочки, кеды, ботинки Снова топочут по каждой травинке…
Было мирное время, дети играли, росли и ни каких забот!
Папа был рядом. Мама была рядом. Они играли на улицах своего города. У них было веселое детство. И они не знали, что их ждёт… Война …
Слайды 2-3 НАЧАЛО ВОЙНЫ
Ученик 1. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
Звучит запись Левитан «О начале войны».
Слайд 4 ЗАДАЧИ ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИИ
Ученик 2. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
Слайд 5 НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Ученик 3. Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских
битв и около 40 крупных наступательных операций.
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Учитель: Ребята, почему война называется Великой Отечественной?(ответы учащихся) ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА- самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Слайд 6 ПЕРВЫЕ СРАЖЕНИЯ
Ученик 4: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.
ВЕТЕР ВОЙНЫ
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Учитель:
С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов. Ее защитники больше месяца вели непрерывные бои. Немцы рассчитывали на эффект внезапности, они попытались одним броском захватить Брестскую крепость с ходу. В первые минуты артиллерийским обстрелом были разрушены мосты, многие сооружения и склады, военные городки. Советские бойцы стали оказывать сопротивление. План молниеносного захвата Брестской крепости провалился.
Начиная с 23 июня, гитлеровцы стали прибегать к тактике изнурения. Окружив крепость со всех сторон, немцы держали под обстрелом все подходы к воде. Для защитников крепости тяжелым испытанием стала жажда, голод, не хватало бинтов и лекарств. Было много убитых и раненых бойцов.
Разрозненные небольшие группы защитников крепости оказывали врагу сопротивление в течение месяца, оттягивая силы противника на себя. В ночь, на 5 июля, солдаты, оставшиеся в живых, попытались вырваться из крепости. В бою часть бойцов погибли, из крепости удалось выйти четверым.
На 32-ой день войны еще то тут, то там раздавались отдельные выстрелы, уже по одиночке защитники Брестской крепость боролись с фашистами.
Казематы Брестской крепости сохранили свидетельства мужества и стойкости ее защитников. На стене казармы была найдена надпись: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20 июля 1941 год»
Слайд 7 ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ
Ученик 1:
В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
Слайд 8 БИТВА ПОД МОСКВОЙ
Учитель:
Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. « Я сотру этот чёртов город с лица земли, а на его мете построю искусственное озеро». Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун”. Но этим планам не суждено было осуществиться.
К концу сентября 1941 года немцы сосредоточили на центральном фронте половину своих солдат. Большое количество артиллерии, танков и самолётов. Советские солдаты вели тяжёлые оборонительные бои. Вся страна поднялась на защиту столицы нашей родины. За три месяца боёв враг был отброшен на десятки километров от Москвы. Были освобождены города Тверь, Клин, Калуга, тысячи сёл и деревень. Это была первая с начала войны победа Красной Армии. Битва под Москвой показала, что фашистов можно разгромить. Ребята, в боях за освобождение Москвы участвовал и наш земляк Александров Николай Дмитриевич.
Слайд 9 Ученик 2.
Александров Николай Дмитриевич родился в селе Лопатино. До войны работал на железной дороге. 5 ноября 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Попал он в артиллерию. Первое боевое крещение получил в боях под Москвой. Было ужасно страшно, но наш земляк героически оборонял родную землю. Был ранен в правую ногу. Залечил рану – и снова в бой.
После страшной битвы под Москвой прошагал Николай Дмитриевич дорогами войны до Восточной Пруссии . Очень тяжёлые бои развернулись здесь, и снова пролилась кровь: получил второе ранение - недалеко от Кенисберга (Калининграда) осколком снаряда оторвало на руке три пальца. День Победы встретил в госпитале. За второе ранение получил орден Красной Звезды. После войны вернулся домой в родное село и вместе с односельчанами восстанавливал разрушенное хозяйство.
Слайд 10 БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
Учитель
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она. Фашисты сбрасывали на город бомбы, обстреливали из дальнобойных орудий. Жителям города нечего было есть, было мало воды. Только зимой по льду Ладожского озера проходила дорога жизни, по которой в Ленинград везли продукты. Но этих продуктов было очень мало. В декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а дети и старики и того меньше по 125 граммов хлеба. Осенью 1941 г. люди начали умирать каждый день от голода. Запасы продовольствия быстро заканчивались. Всё, что можно было найти, - варили опилки, разрезали и ели кожаные ботинки…
Многие от слабости падали и умирали прямо на улице. Все выше и выше становились братские могилы на Пискаревском кладбище. В ноябре 1941 от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г.- 200 тыс. ленинградцев.
Осень зима 41 и 42 годов самое страшное время блокады. Зима принесла не только голод, но и холод. Отопления и горячей воды не было, не было и электричества в домах. Люди стали жечь мебель, книги. Перестал ходить транспорт. От голода и дистрофии люди умирали тысячами. Но жизнь в непокоренном городе продолжалась. На заводах работали женщины, старики, 13-14-летние подростки, они заменили ушедших на фронт отцов и братьев. Ленинград помогал Армии, выпускал военную продукцию, старики, женщины и дети рыли окопы, ленинградцы принимали участие в отрядах противовоздушной обороны города - сбрасывали фугасные бомбы с крыш домов, оповещали людей о налетах вражеской авиации. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо Блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.
От голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей осажденного Ленинграда (по другим источникам, не менее миллиона человек).
Но ленинградцы выстояли и не пустили врагов в свой город. Дети
блокадного Ленинграда сейчас старенькие бабушки и дедушки. Они
никогда не забудут тех страшных дней и тот кусочек хлеба размером со
спичечный коробок и кружку кипятка – это было их питание на целый
день.
Слайд 11. Ученик 3.Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни.
К окончанию блокады в городе осталось только 560 тысяч жителей. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей.
За мужество, стойкость и героизм город – Ленинград получил почетное звание «Город – Герой».
Ребята, среди тех, кто боролся с фашистами на ленинградском фронте, был наш земляк Пресняков Александр Васильевич.
Слайд 12 .Ученик 4.Родился он 14 октября 1917 года в селе Лопатино ныне Скопинского района Рязанской области в семье служащего. Русский. Окончил 7 классов школы и школу ФЗУ по специальности авиационного моториста в Москве. Без отрыва от производства окончил планерную школу. Летом 1939 года досрочно окончил летное военное училище, созданное на базе этой школы. Принимал участие в войне с Финляндией 1939-1940 годов. На начало Великой Отечественной войны Пресняков пилот самолета МБР-2 41-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота. За первые две недели боевых действий совершил 14 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку колонн врага, военно-морских баз. В боях за снятие блокады Ленинграда уничтожил бомбовым ударом штаб германской дивизии. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года. Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, тридцатью медалями.
Слайд 13 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Учитель:
Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Вов. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней, и они победили. Подвиг защитников Сталинграда стал символом ратной славы России.
Битва под Сталинградом началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года. В нем участвовало более 2 миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более 2 тысяч самолетов и столь же танков.
За время Сталинградской битвы фашисты потеряли четверть своих сил,
сосредоточенных на Восточном фронте. Оборонительные бои
продолжались 57 дней и ночей. Сталин издал приказ: «Ни шагу
назад!»Победа в Сталинградской битве имела огромное военно-политическое значение. Она наметила коренной перелом в ходе Второй Мировой войны.
Участниками этой страшной битвы были наши односельчане Стенин Иван Михайлович и Мекаев Василий Андреевич.
Слайд 14 Ученик 1.
И.М. Стенин родился в селе Лопатино Скопинского уезда Рязанской губернии в далёком 1920 году. Родители его были крестьянами. Детство прошло как у всех. Видел юный Иван и коллективизацию и то, как родители с утра до ночи работали в колхозе. С группой ровесников бегал в местную школу, где научился читать и писать. Ване очень нравилось учиться, и слыл он одним из самых способных. После школы Иван Михайлович отправился в Сталиногорск, где поступил в ФЗУ. Готовясь стать слесарем, он всё больше приобщался к спорту. Настоящих успехов добился в игровых видах спорта. Он в 1939-40 годах окончил специальные курсы инструкторов физической культуры.
Но началась вторая мировая война. В 1940 году Ивана призвали в армию, и для него начался новый период в жизни. Пройдя курсы молодого бойца на финской границе, Стенин в составе 172-го отдельного оперативного батальона был направлен на подавление бандитских формирований в Молдавии и Западной Украине. Здесь же и принял боевое крещение. В составе действующей армии старший сержант артиллерии И.Н. Стенин участвовал в ожесточенных боях под Житомиром, Сталинградом, освобождал Варшаву, дошел до Берлина и расписался на стенах Рейхстага. За мужество, отвагу и героизм награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», имел 22 благодарности от Сталина.
В 1946 году был демобилизован. Приехал в Скопин. Работал на стадионе «Шахтер» инструктором физического воспитания. С сентября 1947 года стал учителем физкультуры Лопатинской школы, где проработал бессменно 48 лет.
Слайд 15 Ученик 2.
Родился Василий Андреевич в с. Лопатино в 1923 году. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Андреевич работал в колхозе трактористом. На фронт сразу не взяли: нужно было убрать с полей хлеб. Осенью 1941 года поступил в танковое училище. Быстро обучился водить танк и вскоре попал в самое горячее пекло войны - под Сталинград. Грохот танков, артиллерии, миномётов, лязг металла, дым, стоны раненых. Было очень страшно. После битвы Василий Андреевич не скрывал своих слёз. Здесь, под Сталинградом получил тяжёлое ранение, но город отстояли, враг был разгромлен. На своём танке сражался до 1945 года, вошёл в Берлин и расписался на Рейхстаге. Вернулся домой с медалями «За боевые заслуги», «За отвагу». После войны помогал строить мир в родном селе.
Слайд 16 -17 КУРСКАЯ БИТВА
В результате битвы на Курской дуге стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. 50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов.
Пятьдесят дней продолжалась эта величайшая битва второй мировой войны. Сокрушительный разгром гитлеровских войск на Курской дуге привел к коренному перелому в ходе войны.
Слайд 18 Ученик 3.Участник Курской битвы, наш земляк Иван Михайлович Колотовкин вспоминает: «Под Прохоровкой произошло танковое сражение — величайшая танковая битва Второй мировой войны. Все гремело, земля стонала от этого боя. Танки прямо таки "лезли" друг на друга. В первый день боев, 12-го июля, наша армия потеряла около 400 танков, и около 10000 бойцов — было страшно. К вечеру 12-го бои стихли. В первом бою мы подбили подбил 2 бронетранспортера, 6 взводов автоматчиков и 1 самолет. К вечеру в действие вступила ночная авиация, освещая местность ночными осветительными бомбами. Отдыхать было некогда: подоспели боеприпасы и на рассвете опять в бой. Такие бои длились 3-е суток, после чего немцы не выдержали и стали отступать. Нам стало ясно, что больше они наступать не смогут».
Слайд 19 Ученик 4.А вот что рассказывал об этом ещё один наш земляк Кондрашкин Алексей Алексеевич. Он был танкистом.
«… Там был настоящий ад. Мы его видели – дым, грохот, рев. Бой шел не только на земле, но и в воздухе. Над танками сражались советские и немецкие самолеты. Вой объятых пламенем машин, несущихся в последнем пике, гром взрывов на земле, все слилось в этот день в один сплошной несмолкающий гул. Ожесточенное танковое сражение, в котором обе стороны понесли тяжелые потери, длилось один жаркий июльский день. С 11-го по 12-е июля продолжался бой. На больших скоростях мы врезались в немецкие строи танков. Горели хлеба, это было похоже на морской шторм в 2-3 балла, только это был огненный шторм! Разговоры по рации перемешались: русский и немецкий. Сколько раз мы слышали слова: "Прощайте, братцы, идем на таран!". Гарь и дым, а в 5 часов утра мы поняли, что выиграли бой.»
Слайд 19. Учитель. Ребята. Много наших земляков побывало в том пекле. Среди них и Сергей Васильевич Кузнецов. Он вспоминал: «… В памяти остались тяжелые картины: стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную.»
Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал правдивые строки: «За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10 000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!»
Слайд 20 Ребята, на фронте вместе с мужчинами в одном строю стояли и женщины. Об одной из них я хочу вам рассказать. Это Мария Васильевна Алилуева, наша землячка. Началась эта жестокая война для девятнадцатилетней девушки ровно через неделю после её объявления, 29 июня 1941 года, когда она по повестке явилась в военкомат и была направлена в госпиталь, и длилась до самого последнего победного дня - 9 мая 1945 года. А за два года до этого она поступила в медицинское училище, и после завершения учёбы её вместе с другими выпускницами направили ближе к фронту. Направили в составе госпиталя, который формировался в нашем городе. Между тем, фронт стремительно приближался, бои шли ожесточённые, и количество раненых, которых привозили прямо с поля боя, превышало порой все мыслимые пределы.
Работала круглые сутки, уставали страшно, засыпали стоя. Но она всё выдержала , всё перенесла: боль и страдания, кровь и слёзы. А скольким солдатам и офицерам спасла она жизнь!
… Ряжск, Ковров, Ярославль, Барановичи, Бобруйск - фронтовые вехи эвакосортировочного госпиталя, с которым Марию Васильевну связала военная судьба. А затем была Польша, где госпиталь разделили на две части. Одна осталась на месте, другая, куда попала М.В. Алилуева, продолжала двигаться вперёд, еле успевая за нашими войсками. Перешли границу Германии, сделали небольшую остановку в городе Брумберге и дальше - на Берлин. Войну Мария Васильевна закончила в столице поверженного рейха, при взятии которой было столько раненых, что госпиталю хватало работы надолго.
Самое тяжёлое её воспоминание – город Познань и страшная картина крематория, которую медсестра видела своими глазами и никогда не забудет. Справа – гора пепла, а слева ров, куда закапывали тех, кого лагерные печи не успевали «переработать» из-за стремительного приближения советских войск. Людей просто расстреливали и наспех закапывали. Некоторые были ещё живы, и земля после этого ещё долго «дышала».
Вот такая судьба выпала на долю этой простой русской женщины - Марии Васильевны Алилуевой, награждённой медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», воспитавшей двоих детей, ныне окружённой заботой и любовью детей, внуков и правнуков.
Слайд 22. В ТЫЛУ
Учитель:
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети!!!Слайд 23.
Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.
Ах, война, что же ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Война отучила этих детей плакать. Они теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал детский дом. Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках.
Маленькие герои большой войны. Пришёл час – они показали , каким может стать маленькое сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету.
Учитель: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!»,«Всё для фронта, всё для победы!». Страна превратилась в единый грозный военный лагерь. Наши земляки ковали Великую Победу не только на фронте, но и в тылу.
Я хочу, чтобы вы послушали рассказ об одном удивительном человеке. Это Егорова Анна Романовна. Уроженка села Лопатино.
Слайд 23. Ученик.
Анна Романовна никогда не считала свою жизнь заслуживающей особого внимания. Просто время было другое: трудное и неспокойное. Работать в колхозе начала в 12 лет. Полола просо, вязала снопы, копала лопатой залуженное поле. Когда подросла , работала на торфоразработках в Шатуре. Но мирная жизнь была прервана войной.
Осенью тревожного 1941 года многие мужчины, не успев убрать хлеб, ушли на фронт. И Анна, недолго думая, решила стать трактористкой. Окончила курсы в Побединской МТС и через 2 недели уже занималась ремонтом стальных коней. Не хватало запчастей, приходилось изготавливать их своими руками.
А в августе 1942 года девушки сели за штурвалы пяти бригадных тракторов. Работали в 2 смены. Поломки исправляли ночью при свете факелов. Но трудный военный хлеб убрали до колоска, знала, что стране он нужен не меньше, чем оружие.
Анна Романовна была удостоена почётного знака «Лучшая трактористка МТС». А после войны Анна Романовна была награждена медалью «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Её награды - олицетворение мужества и любви к родине простой русской женщины. Хотя как часто мы слышали: у войны не женское лицо.
Идут годы, но подвиги остаются. Ибо вершились они ради жизни на земле.
Слайд 25 БИТВА ЗА БЕРЛИН
Учитель:
Предстояла последняя решающая битва – за Берлин. Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Звучит запись Левитана «О капитуляции Германии»
Слайд 26 -27 -28-29 ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Учитель:
День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война.
Звучит запись День Победы
Учитель:
В нашем городе есть памятник и Вечный Огонь, посвященный погибшим на полях сражений.
Ученики Слайд 30
Вечный огонь
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Так давайте же почтим память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ… (звук Метронома)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
(Р. Рождественский)
Рефлексия:
- Когда началась война?
- Какая страна напала на Советский союз?
- С какой целью фашистская Германия начала войну?
- Кто первыми вступили в бой с фашистами?
- Как гитлеровцы назвали план захвата Москвы?
- Сколько длилась блокада Ленинграда?
- Сколько длилась защита Сталинграда?
- В результате какой битвы стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии?
- Как тыл помогал фронту?
- Какого числа над рейхстагом взметнулось Знамя Победы?
- Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
Литература:
Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.