kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "Современный урок в начальной школе и его возможности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное сообщение затрагивает проблемы воспитательного потенциала урока, но также говорит учителю о том, что фундаментальные знания необходимы обучающемуся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Современный урок в начальной школе и его возможности"»

"Современный урок в начальной школе и его возможности"

Вся деятельность педагога строится через урок. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

- использования современных образовательных технологий;

- организации творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность и милосердие, или мужество и вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Вполне логично начать с определения понятия «воспитание» и его сущности.

Любопытна этимология слова: в давние времена воспитательницами называли кормилиц — воспитывать означало «питать, вскармливать». В процессе многовекового развития общества и культуры этот термин приобрел иной смысл: корень «питание» означает необходимость введения в растущую и развивающуюся личность животворных соков, благодаря которым биологическое существо — человеческое дитя — становится человеком. Приставка «во» интерпретируется как «вбирание», усвоение личностью питательных веществ, необходимых ей, чтобы состояться, самоутвердиться, стать социально активной и полезной обществу, другим людям, поэтому , когда мы говорим о воспитании эмоционально-нравственной культуры, то имеем в виду создание культуросообразных условий, стимулирующих ценностное отношение учащихся к окружающему миру и себе как субъекту самосовершенствования. Школьники не могут руководствоваться только рациональными идеями: детство — эмоционально, поэтому все то, что не задевает чувств, оказывается не только нейтральным в воспитательном отношении, но иногда даже и вредным. ни одна моральная проповедь не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение .

Что побуждает человека к нравственным поступкам? С одной стороны, его сознание, убеждения и выработанная привычка. Это мощный мотив активности. Человек

сознательный — поступающий «по знанию», в соответствии с моральными нормами и совестью. С другой стороны, нравственные убеждения — это синтез знаний о

должном и ценностном, эмоций и чувств ,т.е. нравственных переживаний поступков,

связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. Знания о нравственной культуре человека усваиваются, если они переживаются как ценность, т.е. становятся личностно значимыми.

Нравственные поступки и отношения всегда связаны с оценкой ситуации, выбором действий и волевыми усилиями. И то и другое также эмоционально окрашено. Но как? Ребенок осмысливает — оценивает ситуацию (реальную и воображаемую) адекватно моральным нормам или эгоистично?

Выбирает поступок, не испытывая внутренних сложностей, потому что прочно усвоил, «что такое хорошо и что такое плохо»? Или, наоборот, очень затрудняется, возражает, «выплескивая» отрицательные эмоции на окружающих? Что именно, какие факты вызывают у него положительные или отрицательные эмоции? Радость, связанная с успехами других детей, или радость по поводу их неудач? Специфика

эмоциональных проявлений ребенка наиболее ёмко выражена в сфере межличностных отношений: способен ли он к сопереживанию — сорадованию или ему свойственны другие эмоции — безразличие, зависть? А может быть, жестокость? Развита ли у него эмоционально-волевая саморегуляция, способность сдерживать отрицательные эмоции?

В основе эмоциональной культуры — нравственные чувства. В отличие от эмоций, они относительно устойчивы, социально направлены. Это такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувства стыда, справедливости, чести и достоинства, патриотизма и ответственности, уважения, дружбы и любви. И ,конечно же, это широкая палитра гуманных чувств — отзывчивости, такта, деликатности и др.

Проявление большинства нравственных чувств связано с чувством совести. У каждого человека она на «своем» уровне развития. От самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобно солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины — светлой, чистой совести.

Воспитание и развитие нравственных чувств в семье и школе — важнейшая педагогическая проблема, поэтому традиционно, общепринято в современной педагогической науке считать первой задачей нравственного воспитания развитие у подрастающего поколения нравственных чувств, т.е. переживаний, связанных с эмоционально-ценностным отношением к миру и себе с позиций общепринятых моральных норм. Общеизвестно также, что именно младшие

возрастные группы наиболее сенситивны предрасположены) к воспитанию и развитию нравственных чувств.

Интерес — главный механизм субъектности личности. Педагогически организованное «предъявление» моральных норм, не «намагниченное» интересом, бесполезно. Антипод интереса — скука. Если ребенку неинтересно на уроке или классном часе, у него возникает внутреннее отторжение либо формально-лицемерное послушание. Такие же эмоциональные состояния возникают у школьников в процессе потенциально ценностной, но педагогически «заорганизованной», «предписываемой» практической деятельности. Образовательный процесс и нравственное воспитание как его важнейшая составляющая вызывают у школьников интерес, творческую активность, если в нем присутствуют:

1. Ролевая игра и ее различные модификации (игровая форма, элементы игры),

включенные учителем в другие виды деятельности — познавательную, трудовую,

художественную. В самой природе ролевой игры заложены эмоциогенные свойства, которые активизируют нравственный потенциал личности: социальная модель игровых действий, роль; переживаемые отношения, выбор нравственного поступка в воображаемой ситуации.

2. Эмоционально-образный стимул, который соприкасается с игровым. Суть эмоционально-образного (художественного) стимула — в активном «вхождении» во

внутреннее эмоциональное состояние, мотивацию поведения художественного персонажа — литературного, театрального, изобразительного. Побудителем эмоционально осознанного отношения к нравственным ценностям является непосредственно художественный образ. Именно в нем заложены механизмы воздействия, способные вызвать у детей сопереживание, состояние идентификации, эффект эмоционального заражения.

3. Проблемно-поисковый стимул, который направлен на педагогическое стимулирование эмоционально значимых для школьника словесных и игровых задач, основанных на активном поиске правильных решений в ситуации заинтересованного общения. Основа содержания задач — не поступки конкретных детей, а художественные произведения любого жанра, в которых потенциально заложена неоднозначность, затрудненность нравственного выбора, его обоснование с позиций эмоциональной культуры, а значит, обращенность к внутреннему миру человека. Учитель преднамеренно вводит в образовательный процесс ролевую игру, в которой заключена проблема.

4. Оценочно-рефлексивный стимул — это спонтанное и педагогически организованное взаимодействие значимых для школьника внешних оценок и рефлексивной самооценки, побуждающих его к самоанализу, самосовершенствованию, саморазвитию. Учитель начальных классов — хозяин на уроке. Он может организовать в начале урока «этическую разминку» — предложить

проанализировать смысловой подтекст пословицы, афоризма, житейского наблюдения, короткого стихотворения или сказки. В конце урока, когда дети устали, учитель предлагает им сюжеты игровых ситуаций, чтение по ролям, инсценирование, различного вида физминутки, информационно-компьютерные технологии.

В младших возрастных группах применяются игровые формы оценочной рефлексии. Например, «цветовая гамма»: учащиеся получают задание раскрасить : дерево, изображенное на доске, своими впечатлениями от этической беседы (выбираются фигурки разного цвета — красные, зеленые, коричневые; каждой присваивается

балл), смайлик , критерии заранее оговариваются и т.д. Самооценочная рефлексия может быть связана с осознанием собственных переживаний, осмыслением своих сильных и слабых сторон: «Какие чувства у вас возникли (по поводу поступка конкретного персонажа?)», «Как поступили бы вы (в конкретной ситуации?)» и др.

В сущности, весь образовательный процесс направлен не только на осмысление и

эмоциональное «приятие» культурных ценностей, но и на стимулирование у

младших школьников адекватной самооценки, желания «стать лучше». Педагог

вводит задания, обращенные к эмоционально-нравственной сфере ребенка, т.е.

чувствам, переживаниям с «выходом» на рефлексивную самооценку.

Эмоционально-нравственная культура входит во внутренний мир ребенка с созданием воспитывающей и развивающей среды жизнедеятельности в школе, а также благодаря духовно-нравственным ценностям семейного уклада и воспитания в семье.

Воспитывающая среда состоит из следующих основных компонентов:

Учение — один из основных видов деятельности школьника, поэтому его правомерно рассматривать как эмоционально значимую среду формирования эмоционально-нравственной культуры. Важно, чтобы с I класса школьник был погружен в

атмосферу понимания, доброжелательности, заботы. Теплый микроклимат межличностных отношений, ориентация на эмоциональное самочувствие ученика — важнейшие условия личностно-ориентированного воспитывающего обучения.

Содержание учебных предметов гуманитарного и эстетического циклов позволяет учителю на конкретном материале обсуждать с учащимися различные аспекты

эмоционально-нравственной культуры.

Эмоциональные стимулы в их различных сочетаниях на уроке активизируют работу мысли и чувства ребенка, создают атмосферу заинтересованного общения, раскрепощенности.

Еще в XIX в. В.Г. Белинский высказал идею об «осердеченном» воспитании. В современном социуме ее педагогическая трактовка может быть достаточно широкой: детей надо не только учить, но и воспитывать их «сердце», т.е. способность чувствовать другого человека, сердечно относиться к нему и словом, и делом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение "Современный урок в начальной школе и его возможности"

Автор: Калитина Лариса Васильевна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства