Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Конкурс знатоков 1. Отгадай загадки. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеек) По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует – оно задрожит. (Лужа) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах, На опушках и лугах (роса) У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет – Гвоздь упадет. (Сосулька) Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Туча) Живет в небе, Гулять пойдет – Ноги на землю спустит. (Дождь) В новой стенке, В круглом окне, Днем стекло разбито, А за ночь вставлено. (Прорубь) Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото) 2. Как правильно называется такое явление в природе? В тихую морозную погоду, бывает, выглянешь в окно, да так и ахнешь! Снег не шел, а все кругом покрыто переливающимися всеми цветами радуги пушистыми белыми иголочками. Образовались иголочки из водяного пара в морозном воздухе. (Изморозь) Поговорим об обыкновенном явлении природы, которое может быть в любое время года. В осенне-зимний период возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха, активно перемещаются над землей. Длительность этого явления во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более. (Туман) Это опасное зимнее явление в неживой природе, связано с образованием ледяной корки на деревьях, земле, проводах, а также с выпадением осадков на замерзшую поверхность. Это явление возникает чаще всего во время резкого потепления в верхних слоях атмосферы. Тем не менее, такое зимнее явление природы для детей особенно интересно и долгожданно, потому что можно вдоволь накататься на коньках и санках. (Гололед). 3. Какой профессией наделена вода, создавая такую красоту? Вода – путешественница. Она течет по земле и под землей. Трудом маленьких капель создан целый мир громадных пещер, подземных дворцов с мостами, с нарядными залами. Это королевство вечного мрака. Капли воды, просачиваясь сквозь щели в пещерах, долго висят на потолке. В конце концов, они испаряются и на их месте остаются содержащиеся в каплях различные вещества. За многие годы образуются сосульки, колонны, нити – это все украшения подземных дворцов. В таких пещерах надо двигаться осторожно, чтобы не сломать произведения природы. Может быть вам когда-нибудь и посчастливится побывать в таких пещерах. Обязательно вспомните, что такую красоту создали маленькие капельки воды. (Скульптор) 4. Как называется источник? Горячий источник, который периодически выбрасывает фонтаны горячей воды и пара. Вода в глубине земли нагревается за счет раскаленных вулканических пород и превращается в пар, этот пар скапливается, а затем внезапно прорывается наружу. Лучше не попадать под такие горячие струи. (гейзер). Подведение итогов. Награждение. Вывод: Вода бывает разная. Сообщение темы и целей урока Работа над лексической и грамматической темами урока Минутка чистописания: работа с пословицей «Вода – самое большое богатство в мире» Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. (К) Составление словосочетаний со словом «вода» по образцу. Словарная работа: Океан. (К) Чтение и анализ правила из учебника Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому ставится вопрос. Слово, от которого ставится вопрос, называется главным. Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. (Г) Преобразование записи в словосочетания, стрелкой указать связь слов в словосочетании, главное и зависимое слово. Составление предложений с одним из словосочетаний. (Д, К) Интерактивная физминутка «Жители морей и океанов» "Жители морей и океанов". Дети отправляются в путешествие с дельфином, который знакомит их с морскими животными. При нажатии на рупор, дельфин знакомит детей с обитателями, все остальные слова, что прописаны на каждом слайде читает сам педагог. Рекомендации: ознакомиться перед использованием презентацией. Предложенные упражнения 2–4, озвучивает педагог: Слайд 1 Знакомство с дельфином. Упражнение: И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Слайд 2 Упражнение: 1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. Слайд 3 Упражнение 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. И.п. руки вниз опускаем, потом вверх поднимаем. Слайд 4 И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. И.п. руки вниз опускаем, потом вверх поднимаем (1 раз). Слайд 5 – 7 упражнения основываются на представлении детей о внешнем образе животных (представлено примерное выполнение упражнения). Слайд 5 – актиния – руки поднимаем вверх, плавно перемещаем вниз, вверх и дотрагиваемся до головы ; Слайд 6 – коралл – по воображению детей; Слайд 7 – осьминог – наклон вперед, коснуться руками носка левой и правой ноги; Слайд 8 – педагог предлагает детям вспомнить и повторить упражнения по 1 разу , которые по своему исполнению напоминают движения морских животных (П) Выписывание из предложений словосочетаний: «существительное + прилагательное», «глагол + существительное». Указать в словосочетаниях главное и зависимое слово. (Г) Составление по схемам предложений. Выписывание словосочетаний из составленных предложений. (И) Детям предлагается отгадать ребусы и узнать, где прячется вода. Составить со словами – отгадками словосочетаний. Указать стрелкой связь слов. Отгадки: туча, ручей, роса, море, снег, облако. Детям с высоким уровнем мотивации предлагается самим подобрать или составить ребусы или загадки по теме «Вода», используя дополнительную литературу. Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме Инклюзив |