Просмотр содержимого документа
«"Слава хлебу" - внеклассное мероприятие»
Слава хлебу!
1
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека- хлебе. Слышите? (Музыка звучит громче.)
Ученик: Как пришёл ты к людям, хлеб?
Выбегают несколько Колосков, танцуют, а затем располагаются у сцены: часть ребят стоит на сцене, часть-садится на край сцены, другие- у сцены (эта группа символизирует сноп).Выходит первый Колосок, кланяется присутствующим.
Первый Колосок: Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды….
На сцене появляется группа первобытных людей. Они устало бредут понурив головы. Вдруг один человек останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка. Он радостно кричит: «О-о-э !!!»- другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая, они уносят в ладонях зёрнышко.
Ведущий: Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень ( показывает колос ячменя).
Второй колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть её?
2
«Жили-были на свете Солнце, Земля, и Труд. Жили не тужили. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись…»(Входит Безделица).
Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется труд, в руках он несет зерно.
Труд: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
Безделица набрасывается сзади на него, пытается отнять зернышко, они борются.
Безделица: Всё равно я стану владычицей земли! Не бывать по -твоему!
Труд: Владыкой мира будет труд!
Безделица: Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом. То ли ничего не делать, полёживая в тени…
Труд: Будь по-твоему! (Появляется Человек). Вот тебе горсть зёрен, сумеешь вырастить хороший урожай- принесёшь всем радость…
Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается),уж тогда мы с тобой друзьями станем!
Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (звучит русская народная мелодия).
Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод (на голове детей короны с силуэтом всходов).
3
Безделица: Ну надо же! Труд берёт верх! Горе, мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось повеселиться…
Труд и Человек: Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Третий колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи, бураны, засуха бывают не только в сказках. Каждый кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеют с ними дело.
Второй колосок: Как большой праздник труда отмечали люди начала освоения целины. Газеты, радио, телевидение рассказывали о том, как поднимали целину. Какой она стала в наши дни.
Ведущий: Вот почему бабушки и дедушки, вспоминая те дни, говорят:
Перед этой пашней шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелёк,
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода…
Четвёртый колосок: Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для неё название.
На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга
Один- старообразный, ржавый,
Другой- сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
Смотрю я, одного мы года
И одного завода,
4
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берёг себя везде,-
Бывало, камешек на борозде,
И тот миную стороною,-
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро изъела ржа!
В тебе ж не видно измененья,
Как пух ворочаешь каменья!
В чём тут секрет?
Плуг моложавый произнёс в ответ:
« Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой- это от работы!»
Ведущий: В чём смысл басни?
Как бы вы назвали эту басню?
Автор, Дмитрий Ушаков, назвал её «О пользе труда.»
Пятый колосок: С плуга и трактора начинается урожай.
Ведущий: Кто знает, что такое ПЛУГ?
Плуг-это
А теперь отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стрелы позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
Что это? (колосок)
Дети поют песню «Золотое зёрнышко»
Золотое зёрнышко.
Слова П.Синявского Музыка Ю.Чичкова
5
Хлебное поле большое, как море,
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зёрнышко мы бережём.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко-
Капля золотая,
Капля золотая,
В море урожая
Солнышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы.
Чтобы звенели хлеба веселей.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко-
Капля золотая,
Капля золотая,
В море урожая.
Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда-
Эта живая награда за труд.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко-
Капля золотая,
Капля золотая,
В море урожая.
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле- вдумайтесь! Словом
«хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»
6
1 чтец: Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели,
Мы говорим: «ХЛЕБ»
2 чтец: Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: «ХЛЕБ»
3 чтец: Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой
Мы говорим: «ХЛЕБ»
4 чтец: Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне,
Мы говорим: «ХЛЕБ»
5 чтец: Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий: Вот какое короткое, но ёмкое слово –«ХЛЕБ».
А теперь, друзья, давайте вместе с вами ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ ХЛЕБ НАЗЫВАЮТ ЧУДОМ ЗЕМЛИ?
ПОЧЕМУ ОН ЗАНИМАЕТ ТАКОЕ ВАЖНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?»
Робинзон Крузо: Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты ещё не читала книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно обронённых мною зёрен взошло несколько росточков ячменя.
Сластёна: Почему:
Робинзон Крузо: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба?
Сластёна: А вот я смогла бы!
Шестой колосок: Может быть, кто-нибудь из сидящих в зале также, как Сластёна, думает: «Ну, подумаешь- «Хлеб»! Да, хоть бы мне его и совсем не
давали! Вот шоколад, мороженое- это другое дело». Так? Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить
целый день человека одними сладостями. День- два он
8
съедал бы много сладкого, да ещё посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три-четыре дня аппетит его поубавится, а через пять-шесть дней он и смотреть не сможет на лакомства.
Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему?
Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос.
Ведущий: Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть они все!
Презентация
Ученик: Хлеб… Наскучит ли он?
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Седьмой колосок: Я знаю, что ребята любят русскую народную игру-хоровод «Каравай-каравай». Приглашаем их в круг!
Восьмой колосок: В летний день у каравая
Хороводы, звонкий смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех.
«Каравай-каравай,
Кого хочешь- выбирай».
Игра-хоровод
(Дети движутся по кругу)
Все.
Как на Сашины именины
Испекли мы каравай!(Дети останавливаются)
Вот такой вышины!(Приподнимаются на носочки),
Вот такой нижины (приседают),
9
Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг),
Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг).
Каравай, каравай,
Кого любишь- выбирай !(прихлопывают в ладоши).
Водящий: Я люблю, конечно всех,
Ну, а …больше всех! (делает земной поклон).
Тот, кого назвал ведущий ,отвечает:
Я иду-иду-иду
И друзей с собой веду (берет за руку всех, кто стоял с ним рядом, и они выходят в круг).
Так как теперь в центре круга водящий и два его друга, то
Все дети по очереди скандируют три имени.
Как на ….,….,именины
Испекли мы каравай….
Игра повторяется 3-4 раза ,темп её всё убыстряется.
Ведущий:
Есть пословица в народе-
« Хлеб на стол, и стол-престол…»
Ну, а всё же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Ребята, как же попадает хлеб на стол? (ответы детей)
Дети читают стихотворение В. Данько «Откуда хлеб берётся».
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
10
Ученик: Хлеб надо беречь!
Девятый колосок: Я узнал, что в нашей школе учатся 1270 детей. И если каждый ученик за один день не доест и выбросит 50г хлеба (показывает кусочек хлеба весом 50г) это составит по школе 1270… кг. А по городу?
Десятый колосок:
Хлеб- драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери.
Ученик: Зёрна наших дней светитесь
Позолотою резной
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам с полей живая речь:
Все колоски: Берегите хлеб, вы- люди,
Научитесь хлеб беречь
Ученик: Мы обещаем вам, уважаемые колоски, помнить ваш завет. А вы растите.
Песня «Расти колосок»
Расти колосок.
Слова П. Синявского Музыка Ю. Чичкова
Ржаной росток зелёный
Оглядывает поле,
Смешной и удивлённый
Как первоклашка в школе.
Припев:
Зелёный росток,
Весёлый росток,
11
Ты только пробился из зёрнышка.
Расти колосок!
Расти, колосок!
Расти, колосок до солнышка!
Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Припев:
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Припев:
Ведущий: Спасибо вам, золотые колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того , чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы…
Как вы думаете, какие? (ответы детей)
Появляются Солнце и Земля.
Земля: Я- Земля!
Солнце: Я- Солнце. Но главная сила не в нас!
Ведущий: А в чём же, ребята?
Дети: В труде!
12
Первый ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: «За уборку пора!»
Второй ученик: Для хлеба комбайны нужны, трактора!
Все: Дадим!
Третий ученик: Отвечают в цехах металлисты:
Для хлеба машины мы сделаем быстро!
Но только нам нужен металл непременно…
Все: Дадим!
Четвёртый ученик: Отвечает немедля мартен:
Нам только руду подавайте сюда!
Пятый ученик: Для хлеба с рудою спешат поезда
Шестой ученик: Для хлеба проложены рельсы дорог.
Седьмой ученик: Для хлеба идёт нагара уголёк.
Восьмой ученик: Для хлеба плотины на реках встают
Девятый ученик: И краны, и вышки до самого неба…
Все: Для хлеба!
Для хлеба!
Для хлеба!
Ведущий: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт…
Первый ученик: Колхозник!
Второй ученик: Рабочий!
Третий ученик: Нефтяник!
13
Четвёртый ученик: Строитель!
Пятый ученик: Шахтёр!
Шестой ученик: Машинист!
Седьмой ученик: Металлург!
Все: Народ!
Ведущий: Каждый год приходит к нам в дом это чудо земли- хлеб.