Внеклассное мероприятие
«М.В.Ломоносов – великий русский ученый»
Цель:
- познакомить с жизнью, деятельностью и творчеством М.В.Ломоносова:
- формировать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки
- воспитывать позитивное отношение к химии;
- развивать творческие способности и познавательную самостоятельность обучающихся, способность работать в группе, чувство ответственности.
Оформление:
- портрет М.В.Ломоносова;
- эпиграф:
« …может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!» (М.В.Ломоносов)
- выставка книг о Ломоносове, буклеты, творческие работы о Ломоносове, газеты;
- музыка из кинофильма «Михайло Ломоносов»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, конверты с вопросами, волчок, песочные часы.
I.Художественная часть: презентация: «М.В.Ломоносов»
II. Основная часть: викторина.
Представление жюри.
Правила игры:
Капитан команды крутит волчок, выбирает вопрос. Ведущий читает вопрос.
- на обдумывание дается одна минута
- за полный ответ команда получает три балла
- за ответ с дополнением другой команды, отвечающая команда получает два балла, дополняющая – один балл.
- если команда не дает правильного ответа, а другая отвечает правильно, то первая не получает баллы, а второй присуждается три балла.
Вопросы викторины:
1.Где и когда родился М.В.Ломоносов?
(М.В.Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю – 8 ноября) 1711 года в селе Миханинском ( по другим данным – деревне Денисовка) Холмогорского уезда Архангельской губернии)
2.Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, их занятие.
(Отец - Василий Дорофеевич Ломоносов, государственный крестьянин, ходил в море на промысел.
Мать - Елена Ивановна Сивкова, вела домашнее хозяйство)
3.Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. Где они находились?
(Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево – Могилянская академия в Киеве, Петербургская академия наук, университет в городе Марбург в Германии, лаборатория Генкеля в Фрайберге)
4.М.В.Ломоносов очень хотел учиться. Книг в те времена было мало, а у Ломоносовых их не было совсем. Какие книги помогли Михайло Ломоносову постичь грамоту и кто их ему подарил?
(Грамоте Ломоносов учился у односельчанина Ивана Шубного, который и подарил ему первые книги: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого)
5.Почему Ломоносова не хотели принимать в славяно-греко-латинскую академию? В какой класс зачислили Ломоносова? Чтобы закончить славяно-греко-латинскую академию ученикам давалось 10 лет. За сколько лет Ломоносов закончил академию?
(Академия была высшим учебным заведением и прием крестьянских детей был категорически запрещен. Ломоносову пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Ломоносов был зачислен в нижний класс, через полгода его перевели во второй, еще через полгода - в третий класс. Академию он закончил за 5 лет)
6.Сколько и какие языки знал М.В.Ломоносов?
(10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский)
7.Где трудился М.В.Ломоносов? Назовите отрасли наук, где зарекомендовал себя М.В.Ломоносов, как ученый с большой буквы?
(В 1742 году зачислен в штат Петербургской академии наук младшим научным сотрудником физического класса. В 1745 году получил звание профессора химии. Сферы изучения: стихосложение, филология, минералогия, физика, химия, астрономия, история, география, педагогика)
8.Кака назывался знаменитый прибор ночного видения, изобретенный Ломоносовым?
(«Ночезрительная труба». Предназначена для мореходов, чтобы различать в ночное время суток скалы и корабли)
9.Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни. Кто он? Что посвятил своему кумиру Ломоносов?
(Петр - I. Ему Ломоносов посвятил стихи, поэму в стихах, мозаичные картины).
10.В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Как наградила императрица Ломоносова?
(Ломоносов был награжден 2 тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову потребовалось два воза)
11.Какое высшее учебное заведение и когда было учреждено в России по инициативе Ломоносова? В чем видел значение его для России Ломоносов?
(В 1755 году в Москве был открыт университет, первый в России. Ломоносов уверен, что « может собственных Платонов и быстрых разумом Нефтонов Российская земля рождать», а университет будет этому способствовать.)
12.Как называются цветные непрозрачные стекла? Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?
(Цветные непрозрачные стекла - смальты. Ломоносов организовал производство цветных стекол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности. Создал ряд мозаичных картин.)
13.М.В. Ломоносов в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» дал определение металлов: «светлые тела, которые ковать можно». Какие свойства металлов выделил Ломоносов и какие еще свойства можно назвать?
(Ломоносов указывает на пластичность и металлический блеск. Другие свойства: непрозрачность, твердость, теплопроводность, электропроводность)
14.В каком году была закончена М.В.Ломоносовым первая мозаичная картина и как она называлась? Укажите названия других мозаичных картин Ломоносова.
(В 1752 году «Малонна» - мозаичный образ Богоматери, сделана с картины римского живописца Солимена. Полтавская битва. Петр - I.)
15.В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: «сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. Приведите современную формулировку.
(Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.)
16.Однажды один недалекий ученый заметил прореху на рукаве М.В.Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает?» «Нет, - ответил М.В.Ломоносов. Это…». Как гениальный русский ученый ответил нетактичному человеку?
«Ваша светлость, - быстро нашелся Ломоносов – это не ум выглядывает, это глупость туда заглядывает!» Вот так, одной фразой, гениальный русский ученый поставил на место нетактичного человека.
III. Подведение итогов.
Выступление театрального кружка:
«Поэтический венок» М.В.Ломоносову (читается на музыкальном фоне)
1 чтец: В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
(С. И. Стромилов «Ломоносов»)
2 чтец: О дивный муж!. С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса господних дел,-
Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя,
Явился ты – осуществленьем
Мечты великого царя!
Твоею ревностью согретый.
Очнулся русский дух с тобой:
Ты лучших дел Елизаветы
Был животворною душой,
Ты дал певца Екатерине,
Всецело жил в ея орлах,
И отблеск твой горит и ныне
На лучших русских именах!
(А.Н. Майков «Ломоносов»)
3 чтец: Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа столько славных, то и знай,-
Столько добрых, благородных, сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных и напыщенных собой!
(Н.А.Некрасов «Школьник»)
4 чтец: Куда бежать от сплетен и доносов?!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
5 чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
(Н.И. Рыленков «Ломоносов»)
6 чтец: Седые гривы вознося до звёзд,
Дыша солёной горечью морскою,
Ломает мачты ледяной норд-ост,
Пропахший палтусиной и трескою.
И юноша с Двины, из Холмогор,
Приобретает в этой грозной школе
Талант вставать ветрам наперекор
И навыки бесстрашия и воли.
7 чтец: Нет, ничего вокруг не проглядел
Могучий ум, внимательный и щедрый.
Его пути - ветрам наперерез.
Его стремленья – благо для народа.
Жизнь человека – чудо из чудес!
Всего-то пятьдесят четыре года!
Нет тишины, да и покоя нет.
Жизнь человека – вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И - что уж там!- он создан,
он стоит,
Наш первый,
наш российский,
наш московский!
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
( М.И.Алигер из поэмы "Ломоносов")
8 чтец: И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему…
(Ф.И. Тютчев « Ломоносов»)
Награждение.
1 ведущий: Вот и закончилась наша химическая игра.
2 ведущий: Мы рады, что вы преодолели все испытание с легкостью и с хорошим настроением.
1 ведущий: Нам осталось пожелать вам удачи и успеха.
2 ведущий: Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства – более тонкими.