Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности.
Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатели свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности. »
Система работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатели свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Чтение – многоаспектная и многофункциональная деятельность. Оно является как предметом обучения, так и средством воспитания ребенка.
Ученые рассматривают процесс чтения и восприятия текста как особую психическую деятельность. По их мнению, чтение – это процесс саморегуляции, самоидентификации и самоопределения человека. Все ученые подчеркивают личностный аспект чтения. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.
Система принципов и способов организации читательской деятельности младших школьников должна основываться на закономерностях познания и психологических особенностях детей, т.е. содержание, методы, средства и формы обучения должны соответствовать возможностям и потребностям ученика и способствовать развитию его личности.
Всю работу по формированию навыка чтения я разделила на этапы.
1.Овладение звуко-буквенными обозначениями.
2.Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.
3.Овладение чтением слов и пониманием их смысла.
4.Чтение словосочетаний, предложений и текстов.
Овладение звуко-буквенными обозначениями.
Первое, чему надо обучить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать изображения букв и читать их. При воздействии одновременно на зрение (изображение буквы) и на слух (произношение звука) у ребенка возникает возбуждение в зрительных, слуховых и речедвигательных клетках коры головного мозга. При этом между ними восстанавливается связь, в результате которой вид буквы будет вызывать у ребенка представление о соответствующем звуке и наоборот.
На этом этапе я использую игровые технологии, помогающие сделать процесс интересным, радостным.
- Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, веревочек. Использовать коробочки, в которых насыпана крупа, и где ребенок «рисует» буквы.
- Игра «Мешочек». В мешочке сложены пластмассовые буквы. Ребенку завязывают глаза. Он берет из мешочка одну букву и, ощупывая ее, пытается узнать.
- Игра «День. Ночь». На наборном полотне – карточки с изображением букв (3-6). Учитель говорит: «День». Дети запоминают буквы и порядок, в каком они расположены. Учитель говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза ладошками. В это время учитель меняет буквы местами (убирает буквы, заменяет одну букву другой). После этого снова говорит: «День». Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Что изменилось?».
- Игра «Угадай-ка!» Ребенку завязывают глаза, а учитель обратной стороной карандаша как бы пишет букву на его ладошке. Ученик пытается ее узнать и назвать.
- Игра «Буквы поломались». На доску выставляются несколько элементов разных букв. Учитель сообщает, что буквы выпали из Азбуки и поломались. Дети «собирают» буквы из элеме
Овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности.
Главная цель этого этапа – закрепить связи между видом слога и его произношением. Проблема слияния, уже давно привлекавшая внимание учителей, не потеряла своей актуальности и сейчас. Как показывают наблюдения, процессы слияния звуков в слоги по трудности превосходят процессы выделения звуков. Именно на этом этапе рождается большинство трудностей, с которыми ребенок не в состоянии справиться долгое время. Существует много приемов, рассчитанных на облегчение этого процесса. Например, чтение по следам анализа, по принципу наращивания, путем быстрого перехода от согласного к гласному. Но я, используя в своей практике все эти приемы, пришла к выводу, что наиболее действенные результаты дает способ чтения по подражанию. Почему? Устная речь у детей развивается в процессе подражания. Логично предположить, что обучение чтению по подражанию, - наиболее естественный методический прием. Ребенок видит, как читает другой, подражает ему, улавливает механизм чтения и путем упражнений овладевает этим механизмом. На данном этапе я использую разного вида «подсказки». Точка – отдельная буква, дуга – слог-слияние. Подобный прием обучения избавляет ребенка от «мук слияния». С целью качественного совершенствования и выработки автоматизированности этого сложного речевого действия, а так же устранению неправильного способа чтения, необходимо использовать тренировочные упражнения. Наиболее эффективные из них – чтение слоговых таблиц и рифмованных слогов и слоговых цепочек. Дети не могут запомнить набор слогов, и их прочтение может быть многократным. Работа с рифмованными слогами полезна по следующим причинам: развивает у детей чувства ударения, ритма, готовит их к прочтению слов разной степени сложности.
Чтение слогов считается занятием скучным, но и эту работу можно оживить и разнообразить. Таблички изготовить яркими, красочными. Устроить конкурс на самое правильное (громкое, тихое, быстрое и т.д.) чтение слогов. Со слогами можно проводить те же игры, что и с буквами. Сначала читаем прямые слоги, потом переходим к чтению слогов, отличающихся одной буквой (гласной или согласной).
Пример таких таблиц (по мере усложнения):
1-й блок:
НА НУ НЫ НИ НО
СА СУ СЫ СИ СО
КА КУ - КИ КО
2-й блок: 3-й блок: 4-й блок: 5-й блок: 6-й блок: 7-й блок:
ЛАК ПАР СОК АГА БОКС БЛОК
РАК БАР ТОК ЯГА БОРТ БЛИН
БАК ДАР ДОК ЯМА БОРЩ ВЛИП
МАК ШАР КОК ЯНА ВОСК ЗВОН
КАК ЖАР РОК ЯВА ЛОСК КЛЁВ
ТАК ВАР БОК АЛЯ ПОСТ ЖДАЛ
Игры со слогами.
- «Какой слог лишний?» На доске: КА НА ПУ СА. Лишний слог «пу», т.к. он с гласной «у», а остальные – с гласной «а».
На первых этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов. По мнению профессора Т.Г. Егорова, это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной речи. При слишком большой растянутости по времени чтения слогов в читаемом слове у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности. Например, ребенок медленно произносит слоги НА-СО-СЫ. Отвечая на вопрос, какое слово прочитал, он отвечает - «сосна». Становится понятным значение второго этапа в формировании навыка чтения. Быстрая реакция на зрительное изображение ведет к увеличению скорости и эффективности чтения. Значительную помощь в этой работе оказывают иллюстрации. Они своим видом привлекают внимание ребенка и помогают формировать навык правильного чтения.
В процессе работы со словом у детей формируется фонематическое восприятие. По мнению профессора Т.Г. Егорова, взаимосвязь звуковых, зрительных и речедвигательных процессов проявляется во взаимной поддержке их друг другом. Достаточно бывает услышать слово, как тут же возникнет его зрительный образ.
«Под влиянием длительных и систематически проводимых упражнений связь между видимыми словами и их произнесением настолько закрепляется, что приобретает автоматизированный характер и становится навыком». (Егоров Т.Г., Психология овладения навыком чтения, М., 1953, с.24).
В справедливости этого каждый учитель не раз убеждался на собственном опыте: слабо читающие дети с большим трудом устанавливают последовательность звуков даже в простых словах, состоящих из трех букв. А дети, читающие свободно, обычно выделяют звуки из более сложных слов.
Игры со словами.
- МАК-К=? КОСА-К=? КЛАД-К=?
- Составьте из слова СОРОКА как можно больше других слов (сор, рок, сок, рак, роса, срок, ор, кора, ар, коса…).
- «Слова рассыпались», «Наборщик». Из слогов и отдельных букв собрать слова. Например, даны слоги: СА, НИ, КО, Т, СЫ, Н, У, КА (усы, сын, сани, кот, сан, нитка, кони, утка…).
- Ребусы.
Эти задания выполняют сразу несколько функций. Развивают у детей способность анализировать, развивают оперативную память, концентрацию внимания, фонематическое восприятие.
Чтение словосочетаний, предложений и текстов.
На этом этапе зрительные процессы начинают нести не основную, а проверочную функцию. Слова перестают быть одиночками и становятся членами фразы.
Для проникновения в смысл читаемого важно понимать не только значение отдельных слов, но и связи, существующие между словами в предложении.
В это время ребенку целесообразно предлагать такие упражнения, которые дали бы ему возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста.
Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа по ее развитию ведется с помощью зрительных диктантов. Известен следующий вариант проведения этих диктантов с использованием текстов автора И.Т. Федоренко.
Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложение на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной причиной – высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.
С первого класса начинаю работу над развитием выразительной речи и чтения и обучаю выразительному чтению всех детей в классе, а не только избранных, наделенных особым чувством восприятия художественного слова.
Нередко требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что это понятие многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта человека, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над выразительностью только начинается.
Когда слушаешь хорошего чтеца, Как будто видишь всё, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателя и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателя читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках.
Выразительность речи включает следующие компоненты:
- технику речи (дыхание, голос, дикция);
- смысловой анализ текста (при подготовке его к чтению);
Для развития выразительного чтения я использую ряд упражнений, которые провожу как обязательный этап каждого урока чтения (5-10 минут).
Система этих упражнений включает в себя пять последовательных этапов:
- дыхательная гимнастика и подготовка голоса;
- чтение блоков;
- отработка дикции;
- развитие оперативной памяти;
- интонационная разминка.
Последовательность выполнения упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном использовании воздуха. Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировок.
- Упражнение «Задуй свечу».
Сделай глубокий вдох и выдохни весь воздух разом, как бы задувая одну большую свечу.
Сделай глубокий вдох и выдыхай воздух порциями, будто задуваешь поочередно три свечи.
- Упражнение «В цветочном магазине».
Представь, что вдыхаешь аромат цветов. Сделай глубокий вдох носом и шумный выдох через рот.
- Выдох со счетом.
Сделай глубокий вдох, на выдохе громко произноси скороговорку:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка,… .
Если голос устал, сделай шумный вдох и выдох.
Отработка дикции.
Умение четко выговаривать звуки и их сочетания достигаются в процессе работы над скороговорками. Эта работа помогает так же развивать фонематический слух, понять, как важно произносить правильно каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет утерян смысл фразы. Эти занятия отрабатывают дикцию, способствуют развитию голосового аппарата, темпа речи, закрепляют умение правильно произносить звуки. Тренировка в произношении скороговорок помогает исправить следующие дефекты дикции: «усмирить» шипящие и свистящие звуки, «не спотыкаться» на трудных буквенных сочетаниях, «не комкать» концы слов и фраз, «не проглатывать» отдельные звуки и слова.
Начинать предлагаю с одной короткой скороговорки, и каждый урок добавлять новую.
Примеры скороговорок.
- Бобры добры.
- Сенька с Санькой.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Сыворотка из-под простокваши.
Примеры развернутых скороговорок.
- От топота копыт пыль по полю летит – едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, мол, пришел Прокоп кипятить укроп. Кто приносит вести, тому в день плетей по двести.
Интонационная разминка.
Интонация – звуковая картина речи. Учу детей различать и придавать своему голосу нужные интонации: тон, темп, паузы, логические ударения, мелодичность, силу.
Упражнения.
- Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова боле сильно: Я люблю читать. Я люблю читать. Я люблю читать.
- Прочитай с правильной интонацией:
- Зайка, Зайка, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, Зайка, Рад?
- Рад, что зубы не болят.
В дальнейшем работу над правильностью постановки логических ударений и интонацией провожу параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте. Знакомство со значением и ролью смысловых пауз в речи начинаю с анализа конкретного текста.
Пример: В косы шелковые ленты вплела.
Наблюдаем, что, если сделать паузу после слова косы,смысл предложения будет одним, а, если сделать паузу после слова шелковые, - другой. Приучаю учащихся к тому, что, прежде чем сделать паузу, подумай, нужна ли в этом месте текста остановка, какой смысл приобретает фраза.
Знакомлю детей и с тем, что остановки делаются и на знаках препинания.
Пример:
Все прошло:/ с зимой холодной
Нужда, / голод настает;//
Стрекоза уж не поет».//
Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать выразительно (проникновенно, с чувством) можно только в том случае, если учитель будет на любом уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь дает и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и за красотой, силой и музыкальностью своего голоса.
Использованная литература:
1. Т.А.Ладыженская «Речевые секреты», М., 2001.
2. Н.Н.Светловская «Обучение детей чтению», М., 2001.
3. М.И.Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников», М., 2001.
4. И.Л.Калинина «Методическое пособие к Букварю», Т., 2003.
5. М.И.Оморокова «Основы обучения чтению», М., 2005.