( Материал к познавательному путешествию для детей 10-11 лет)
Ведущий Герольд: Здравствуйте, мои дорогие путешественники. Сегодня мы отправляемся с вами в удивительную страну Гардарику. С легкой руки скандинавских путешественников так называли раньше Россию. Мы начинаем свой путь, вступив на борт расписанной ладьи. В старину такой способ передвижения считался самым быстрым. Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.
Первая пристань, к которой нам предстоит причалить, называется Геральдика.
А кто из вас, ребята, знает, что означает это слово?
(Ответы ребят)
Королева Геральдика: Это я, наука о составлении, истолковании и изучении гербов.
А кто знает, что такой герб?
(Ответы ребят)
Герб в переводе означает наследство. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Изображается герб на знаменах, печатях, монетах. Есть даже стихотворение о гербе:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Символы нашего государства"»
Сценарий мероприятия
«СИМВОЛЫ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»
( Материал к познавательному путешествию для детей 10-11 лет)
Ведущий Герольд:Здравствуйте, мои дорогие путешественники. Сегодня мы отправляемся с вами в удивительную страну Гардарику. С легкой руки скандинавских путешественников так называли раньше Россию. Мы начинаем свой путь, вступив на борт расписанной ладьи. В старину такой способ передвижения считался самым быстрым. Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.
Первая пристань, к которой нам предстоит причалить, называется Геральдика.
А кто из вас, ребята, знает, что означает это слово?
(Ответы ребят)
Королева Геральдика: Это я, наука о составлении, истолковании и изучении гербов.
А кто знает, что такой герб?
(Ответы ребят)
Герб в переводе означает наследство. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Изображается герб на знаменах, печатях, монетах. Есть даже стихотворение о гербе:
Дети мои, понимаете – Герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Что-нибудь слышали вы о гербах?
Герб – это ваш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла
Чтобы отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб - это эхо судьбы родовой!
Герольд:
Труба – защитница надменный вызов шлёт.
И рыцаря труба в ответ поет.
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала и опустили седоки.
И к панцирям прикреплены древки.
Вот кони понесли, и наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.
( На сцену выходят два рыцаря в одинаковых доспехах, но с разными щитами)
Герольд:Чем отличаются эти два рыцаря друг от друга? С виду они одинаковы, но присмотритесь к их щитам. Они разные. И как бы рыцарь не был скрыт под кольчугой и забралом – по знаку можно было всегда узнать имя сражающегося. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – от внука к правнуку. Это уже был знак не одного какого-нибудь рыцаря, а целого рода. Он стал называться «гербом».
Уже давно исчезли рыцари, а гербы не только остались, их становилась всё больше и больше.
Но зачем нужны гербы, если не стало рыцарей, скрывающих свое лицо под маской или забралом? А вот для чего. Герб уже имел другое значение: он указывал на то, что его владелец – не простой человек, не крестьянин и не ремесленник. Гербы говорили, что их владелец – знатный человек: граф, барон или князь. Эти знаки стали украшать ворота замков , дверцы карет, рукоятки шпаг. Их вырезали на печатях. Появились особые правила, в которых указывалось, кто может иметь герб. А иметь его могли только богатые люди, владеющие замками или имениями, землями и деньгами.
Королева Геральдика: С давних времен на лицевой стороне монеты принято было помещать герб как символ принадлежности к определенному государству. Посмотрите на российские монеты. На них тоже имеется герб – двуглавый орел.
Гербы являются принадлежностью государств. Фигуры и предметы на гербе в условной форме выражают исторические традиции государства. Известны сотни и сотни государственных гербов. Что только на них не изображено! Грозные львы, рычащие леопарды, пантеры, змеи, хищные орлы; мечи и секиры, топоры и копья, ружья и пушки. И ещё знаки власти и религиозных верований: короны, скипетры, кресты, полумесяцы. И в гербе царской Росси, перешедшим к ней от древней Византийской империи, был изображен двуглавый орел со знаками власти в когтистых лапах.
Герольд:А кто из вас знает, каким был герб Союза Советских Социалистических республик? Он был утвержден в июле 1923 года (показать картинку герба). На фоне земного шара, обрамленного золотыми колосьями пшеницы – орудия мирного труда, серп и молот.
Серп и молот – это символ союза трудящихся. Снизу земной шар подсвечивает встающее солнце, вверху над ним пятиконечная звезда. Хлеб – это символ дружбы и мира, гостепреимсва и добра. Звезда – эмблема Советской армии. Она выражает готовность народа к защите отечества.
Гербы являются принадлежностью не только государств, но отдельных городов. Они символизируют богатство города, его независимость. Гербы помещали на городских воротах, на главных зданиях.
Городские гербы чаще всего отражали экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории города. Вы, наверное, выдели на некоторых автомобилях изображения животных. Но вряд ли задумывались, почему на мощных грузовиках – серебряные фигурки медведей или зубров. А вот почему.
Эти машины сделаны в Минске и Ярославле, вокруг которых когда-то были дремучие леса. Там бродили медведи, жили зубры. Изображения этих животных стали частью гербов: медведь – Ярославля, зубр – Минска.
(Далее ведущие показывают гербы других городов и рассказывают о них. См. книгу: Дмитриев Ю. Флаг и герб, любое издание)
Королева Геральдика: Сейчас герб нашего государства – двуглавый орел. Он появился в XV веке. Великий князь Иван III, женившись на византийской царевне Софье Палеолог, стал считать себя наследником Византии и заимствовал её государственную эмблему – двуглавого орла. Он очень быстро и прочно прижился ещё потому, что облик его оказался удивительно созвучен некоторым наиболее распространенным мотивам и образам русских национальных орнаментов. Полотенца, рушники, головные уборы часто украшались вышивками, в которых главным элементом была диковинная двуглавая птица, раскинувшая «лучистые крылья».
Итак, двуглавый орёл стал официальной эмблемой, затем гербом сначала Московского государства, а позднее всей Российской империи.
Герольд: А теперь попрошу всех подняться на борт нашей ладьи. Мы продолжим наше путешествие по стране Гардарика. Попрощаемся с Королевой Геральдикой, так как у неё много важных дел в своем городке. Теперь мы плывем к маркизу де Флагу.
Маркиз де Флаг: Здравствуйте, гости дорогие. Рад видеть вас в своем скромном и уютном городке. А начну я свой рассказ с истории, главным героем которой является флаг. Один гениальный изобретатель, непризнанный у себя на родине – во Франции, продал разработанное им оружие страшной разрушительной силы шайке пиратов, обосновавшейся на далеком острове и вознамерившийся завоевать весь мир. Но в тот момент, когда к острову подошла эскадра военных кораблей, изобретатель увидел на них флаги своей страны и не смог направить оружие против соотечественников. Эту историю мне поведал мой давний друг Жюль Верн.
Я надеюсь, вы все знаете этого знаменитого писателя? Так вот, это его произведение называется «Флаг Родины». Советую вам, ребятки, его прочитать. Так вот, если бы корабли вовремя не подняли свои флаги, они наверняка были бы уничтожены этим мощнейшим оружием.
Герольд: Расскажи ребятам, с каких же пор пошел обычай поднимать флаг и чтить его?
Маркиз де Флаг: У легионов древних римлян были специальные знаки – изображения орлов на высоких древках. Под ними крепились таблички с названиями воинских подразделений.
Ёще не знамя, но уже что-то похожее на него, не правда ли, ребята?
Впервые знамена появились у древних кочевых племен – скифов.
Только совершенно непохожие на привычные нам, а … надувные.
(Показать)
Это был длинный мешок, формой напоминающей дракона – с пастью, ногами и хвостом, в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.
Как вы видите, друзья мои, происхождение флага военное. В средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, рыцарях и королях. На полотнищах изображались личные гербы, цвета у знамен были самые различные. С флагами связано немало любопытных историй. Вот одна из них.
На знамении арагонских королей - так называется область на севере Испании – было пять красных полос на темном фоне. Согласно легенде, первый властитель этой земли, после трудной битвы с арабами, вложив меч в ножны, вытер окровавленную руку о свой позолоченный щит, и на нем остались пять полос красного цвета. Этот эпизод и отражен в расцветке флага. Позже та же символика стала основной государственного флага Испании. Правда, полос на нем осталось только две.
В других странах личные флаги нередко становились государственными. Так, французские армии сражались под белым знаменем Бурбонов, а в Англии был принят флаг Святого Георгия, но этот обычай был нарушен, когда получили независимость Соединенные Штаты Америки. Молодой стране пришлось изобретать флаг на «пустом месте». Как он выглядит, вы все наверняка знаете. Белые и красные полосы взяты из фамильного гербы первого президента государства Джорожда Вашингтона, число звезд означает количество штатов. А вслед за Америкой и другие государства стали вводить новые флаги, отказываясь от прежних, королевских.
Герольд: Маркиз де Флаг, не будете ли вы столь любезны, рассказать нашим юным читателям поподробнее о российском флаге?
Маркиз де Флаг: С удовольствием!
Российский трехцветный флаг, как считают ученые, появился в эпоху Петра I. Днем Рождения флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя. Петр I никогда не менял порядок полос: верхняя всегда оставалась белой, нижняя красной. По русским обиходным понятиям красный цвет символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм и великодушие. Синий – небо, верность, духовность, веру.
Белый – мир, чистоту, благородство.
Под бело-сине-красным флагом молодой Петр ходил на судах по Белому морю. В 1693 году он пожаловал архангельскому епископу Афанасию такой флаг, сохранившийся да наших дней.
Под российским триколором совершали во славу Отчизны свои подвиги русские офицеры, солдаты, матросы под командованием Ф.Ушакова, Д. Сенявина, П.Нахимова, С. Макарова и др.
Затем цвет нашего флага стал красным, на нем появилась звезда, серп и молот. Красный флаг был символом трудового народа, восставшего на борьбу против буржуазии, за равноправие людей (показать флаг).
Под красным знаменем сражался с фашистами советский народ в Великую Отечественную войну. Это знамя люди выносили из огня, спасали его от вражеских рук. Оно для всех людей было символом освобожденного труда, и пятиконечную звезду – символ богатства и дружбы народов. Этот флаг реял над нами более 70-ти лет.
Чтец:
Шуми, святое наше знамя, шуми как в старину,
Тебе знакомы кровь и пламя уж не одну войну.
Шуми же, знамя, Слава веет с тебя на усачей,
А Русь давно встречать умеет и провожать «гостей»!
Герольд: Но ныне над Россией вновь развевается исконно бело-сине-красный флаг, именуемый триколором.
Чтец:Ступайте смело в бой с ордой врага несметной,
Победы близок клич! Час близится конца!
Теперь над вами реет флаг трехцветный,
Внутри вас бьются русские сердца.
Герольд: Спасибо, Маркиз де Флаг, за чудесный рассказ. Надеюсь, наши путешественники не устали? А то у нас впереди ещё один небольшой городок.
Ну что поплыли дальше?
Внимание, внимание! Мы причаливаем к последней в нашем путешествии пристани. Нашим гидом будет основатель городка Гимнос.
Гимнос: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гимнос, что в переводе значит восхваление , торжественная песнь, или гимн.
Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов.
Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине. Французский поэт 17 века П. Ронсар написал «Гимн Франции». Позже, во время Французской буржуазной революции в городе Страсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна «Марсельеза». В 1887 году «Марсельеза» была утверждена как официальный гимн Франции, и является им до сих пор.
Долгое время гимном Росси служила мелодия полонеза «Гром победа, раздавайся!». В 20е годы 19 века композитор, князь А.Ф. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн «Боже, царя храни». Он исполнился в России до 1917 года. После революции в России государственным гимном стал «Интернационал».
«Интернационал» был государственным гимном до 1944 года. В 1943 году был утвержден новый гимн – гимн СССР.
Слова государственного гимна несколько раз менялись, но музыка осталась той же.
Государственным гимном России является гимн, созданный композитором Александровым и поэтом Михалковым. Да, это тот самый известный детский поэт Сергей Михалков, придумавший «Дядю Стёпу». А когда, в каких случаях исполняется гимн?
(Ответы детей)
Молодцы! Конечно. Гимн исполняется при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград и т.д. При исполнении гимна люди встают. ( воспроизвести запись гимна)
Герольд: Вот, оказывается, какие у нашей страны символы. А кто из вас, дорогие ребята, знает герб города Оренбурга? Как он выглядит?
( Ответы детей)
(Золотое поле, разрезанное на полы голубою извитою полосою, показывающею протекающею тут реку Урал; в верхней части щита выходящий двоеглавый Императорский орёл, в нижней части – голубой Андреевский крест в знак верности сего города»
Викторина.
Что такое геральдика? (Наука о гербах)
2. Дайте определение герба. (Герб – отличительный знак, эмблема, государства, города, сословия, рода. Изображается на знамени, печатях, монетах)
3. По какому признаку можно было отличить рыцарей? (По рисункам на щитах)
4. Зачем были нужны гербы? Какое они имели значение для их владельцев? ( Герб указывал на то, что его владелец не простолюдин, не крестьянин, не ремесленник, а знатный человек. Рисунки в гербе отражали быт богатого человека).
5. Что обозначают фигуры и предметы на государственных гербах?
( Они выражают исторические традиции государства).
6. Когда был утвержден герб СССР? (Июль 1923 год)
7. Что символизировали гербы городов, где они помещались?
(Помещались они на воротах, городских зданиях. Символизируют богатство города, его независимость. Отражают экономическую жизнь, занятия жителей или страница истории города).
8. В каком веке на гербе появился двуглавый орел? (15 век)
9. Почему в русском гербе орел появился в правление Ивана III?
(Иван III был женат на Софье Палеолог, племяннице византийского императора Константина XI . На ее родовом гербе изображается орел).
10. Когда появились первые знамена, флаги? Какими они были?
( Первые флаги появились в древности у кочевых племен – скифов. Они были надувными)
11. Когда появился трехцветный флаг? ( В эпоху Петра I – 20 января 1705 года)
12. Что обозначают цвета на флаге? ( Белый – мир, чистота, благородства; синий – небо, верность, духовность, вера; красный – отвага, героизм, великодушие).
13. Какого ещё цвета были наши флаги? (Красный, СССР, и красный м голубой каймой, РСФСР).
14. Что такое гимн? Какие они бывают? (Гимн – торжественная песня. Они бывают государственные, военные, религиозные)
15. Назовите государственный гимн Франции. (Марсельеза)
16 .Какие гимны были в России? ( «Гром победы, раздавайся»; «Боже, царя храни»; «Интернационал»; Гимн СССР; Гимн Росси).
Интеллектуальная игра:
Цель игры: уточнить, углубить и закрепить знания учащихся о символике Российского государства.
Образовательные задачи:способствовать всестороннему развитию школьника, вооружить учащихся знаниями о символике государства.
Воспитательные задачи: воспитание патриотизма; развитие коммуникативных качеств личности.
I-й этап. Подготовительный.
Заранее до начала игры, объявляется правила проведения игры. Вывешиваются вопросы викторины, которые позволят учащимся подготовится к игре. Даётся список литературы для изучения.
Вопросы к игре:
Всенародно избранный глава государства. (Президент)
Как называется монета, на которой изображён всадник? (Копейка)
Какая птица изображена на гербе? (Орёл)
Сколько голов у птицы изображено на гербе? (Две)
Символ свободы и независимости? (Флаг)
Что птица сжимает в правой лапе? (Скипетр)
Что птица сжимает в левой лапе? (Державу)
Жезл, украшенный затейливой резьбой? (Скипетр)
Золотой шар с крестом наверху? (Держава)
«Ездец», что означало это слово в старину? (Всадник)
Опознавательно – правовой знак? (Герб)
Наука о гербах? (Геральдика)
Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой? (Гимн)
Как в древности восточные славяне, русы называли флаг ? (Стяг)
Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешней политике? (Суверенитет)
Наука о печатях? (Сфрагистика)
II-й этап. «Интеллектуальной игры».
Ход игры
Класс разбивается на команды, команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. Вопросы зачитывает ведущий или преподаватель. На обдумывание даётся 5-10 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его даёт та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то ответ даёт ведущий.
За игрой следит счётное жюри. Они отмечают на табло выбранный вопрос крестиком, ведут подсчёт баллов, заполняют бюллетень на каждую команду и фиксируют, которая из команд первой поднимает сигнальную карточку при ответах на вопросы.
Оборудование: сигнальные карточки.
Оформление доски:
Категория
Цена вопроса (в баллах)
Птица на гербе России
10
20
30
40
50
Цвета на символике России
10
20
30
40
50
Исторический экскурс
10
20
30
40
50
Флаг
10
20
30
40
50
Вопросы.
Категория: Птицы на гербе России.
10 – Какая птица изображена на гербе России? (орёл)
20 – Сколько голов у птицы изображено на гербе России? (Две)
30 - Что птица сжимает в правой лапе? (Скипетр)
40 - Что птица сжимает в левой лапе? (Державу)
50 – Что символизируют три короны над птицей, скреплённые единой лентой? (кровное братство и единую историю трёх народов русских, украинцев и белорусов)
Категория: Цвета на символике России.
10 – Каким цветом изображён щит с изображением всадника? (красным)
20 – В старину червлёный оттенок? Какой это цвет? (ярко красный)
30 – Нынешние цвета флага «воевали « с каким триколором? (чёрный – жёлтый – белый)
40 – Каким цветом на гербе изображено зло, и в виде чего? (чёрного, в виде змея)
50 – Наука о гербах особа. Создавая герб, используем цвета и каждый из них является символом чего – либо. Какой цвет является символом надежды, молодости, радости и изобилия? (зелёный)
Категория: Исторический экскурс.
10 – Какой герой, изображённый на гербе, почитался как святой покровитель воинов, защитников отечества? (Георгий Победоносец)
20 – Что в старину означало слово «Ездец»? (всадник)
30 – В каком году Александр I утвердил первый официальный гимн России? (в 1816 году и назывался «Молитва русских»
40 – В семнадцатом веке на Оке началось строительство Волжско-Каспийской флотилии. Капитан запросил ткань для флага таких цветов червчатую, белую и лазоревую. Какие это цвета? (красная, белая, синяя)
50 – Когда и чем связано появление гербов? (в середине двенадцатого века, связано с рыцарскими традициями)
Категория: Флаг.
10 – Как называется личный флаг главы государства? (штандарт)
20 – Как в древности восточные славяне, русы, называли флаг? (стяг)
30 – слово флаг происходит от греческого «флего». Что означает это слово? (сжигать, гореть, озарять)
40 – Какого цвета был флаг с установлением советской власти? (красного)
50 – Полотнище флага прикрепляли к древку, а над ним появилось навершие. Как по-иному называлось навершие? (острожник)
III.Подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада – фарм», 2002.
Голубева Т.С. Государственная символика России. Начальная школа № 7 2001.
Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. – М. 1997.
Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. – М.: Издательство «Ювента», 2005.
Ривина Е.К.. Герб и флаг России: Знакомим школьников и младших школьников с государственными символами. – М.: Аркти, 2002.