- развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Ход занятия.
1.Эмоциональный настрой.
Под песню «Прекрасная планета» дети заходят в класс и рассаживаются по группам.
С. В. - Я думаю песня, которую вы только что услышали, придала вам позитива, и мы можем начать наше занятие.
2. Формулировка темы и цели занятия.
С. А - Ребята, сегодня в школу пришла посылка 4 Б классу, и я хотела бы ее открыть вместе с вами. Давайте выложим на стол содержимое посылки. (Фантики, стеклянная банка, пластиковая бутылка, газеты и др.) Как вы думаете, что это такое если назвать все это одним словом? (Мусор!)
- «Мусор»- это герой нашей сегодняшней встречи, именно ему мы и посвятим наше занятие.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.
А называется наше занятие так: «Шаг к чистому городу».
С. В. – Как вы думаете, наш город должен быть чистым? Посмотрите, пожалуйста на фотографии, которые были сделаны на улицах нашего города буквально несколько дней назад?
- Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?
- Как вы думаете, какое будущее нас ждёт, если мы не задумаемся о последствиях такого отношения к окружающей среде. Как вы думаете, мы можем с вами повлиять на чистоту городских улиц? Что каждый из вас может для этого сделать? (дети формулируют ответы – цель урока)
3. Недалекое будущее (инсценирование)
- Давайте послушаем стихотворение о том, какие могут быть последствия.
Человек идёт скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было!
С. А: Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили нашу Землю. Ребята, а как вы думаете, откуда берётся мусор?
Дети: Люди выбрасывают пакеты, бутылки, очистки, банки, бумагу, старые вещи.
С. А: А куда мы с вами выбрасываем мусор?
Дети: В мусорное ведро.
С. А: Затем мусор попадает в мусорный контейнер, а куда вывозят контейнеры с мусором?
Дети: На свалку.
С. А: На планете живёт несколько миллиардов жителей и каждый человек за год выбрасывает тонну мусора – это целый грузовик.
С. А.:Ребята, а как вы думаете, что произойдёт если мусор не убирать?
Дети: Кругом будет валяться мусор, засорять землю, воздух и воду.
С. А: Да скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.
Ежедневно, в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы. Вспомните, возле наших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха почти нет, а если же мусор не вывозят довольно долго, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?
Дети: Некрасивые кучи, неприятный запах.
С. А: Такой же запах выделяется на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух, почву и воду вокруг. Сжигать мусор нельзя, так как он выделяет вредный дым, опасный для здоровья. Закапывать в землю мусор тоже нельзя, не всё сгнивает в земле.
С. В: Ой, кто - то стучится?
Входит принцесса Замарашка.
Принцесса: Митинг они тут устроили! Мусор им не нужен. Да мусор украшает нашу планету!
С. В: А вы кто?
Принцесса: Я принцесса Замарашка. Я живу в мусорной стране на свалке. У нас горы мусора и они заполняют всё новые и новые земли. Я пришла вас пригласить в нашу мусорную страну. Поедете?
С. В: Ребята хотели бы вы побывать в этой стране?
Дети: Нет.
С.В: Там грязно, не опрятно и неприятно пахнет. Дыша таким воздухом, можно заболеть.
Принцесса: А подарок мой – посылку вы получили? Посмотрите, какие здесь ценные вещи: и пластиковые бутылки, и газеты, и стеклянные бутылки.
Ах, сколько мусора, какая прелесть! А ведь, если всё это закапывать, то этот мусор может пролежать в земле много лет. (слайд) Например,
Бумага от 2 до 10 лет.
Изделия из ткани – 2-3 года.
Резиновые кеды – 50-80 лет.
Консервная банка -90-100 лет.
Полиэтиленовый пакет –200 лет.
Пластмасса – 500 лет.
Стекло – 1000 лет.
- Меня это очень радует!
С. В: Ужас! Ребята, нужно что-то делать. Как вы думаете, для чистоты окружающей природы как лучше поступить с мусором: вывозить его на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?
С. А. – Правильно. Над вопросом правильной переработки мусора люди давно задумывались. Это вопрос заинтересовал и учащихся лицея. Хочу представить вам нашего помощника, ученика 8 класса, Будко Ивана, который уже почти год работает над темой «Проблемы и перспективы раздельного сбора мусора в Россошанском районе». Был трижды призёром на муниципальных и межмуниципальных научно-практических конференциях. Он хочет поделиться своими исследованиями.
4. Выступление Вани.
- Познакомившись с литературой и информацией из Интернета, я попробовал установить преимущества раздельного сбора отходов и сделал вывод, что во-первых – это решение экологических проблем. А во-вторых - экономическая выгода для страны.
Восемь мусороперерабатывающих заводов в ближайшее время появится в Воронежской области.
В Россошанском районе тоже планируют построить завод по переработке мусора. Комплекс планируется построить на территории Евстратовского сельского поселения. Производительность линии — 20 тонн мусора в час.
Также из местной газеты «За изобилие» узнал, что в Россоши особо остро эта проблема стоит во втором микрорайоне».
Поднимите руки, кто из вас живет во втором микрорайоне? Сталкивались ли вы с мусором на улице? Как вы думаете, что надо делать чтобы мусора на улицах стало меньше?
В качестве положительного примера в газете приводят ситуацию на улице Шмидта. Если раньше площадкой люди пользовались крайне редко, то теперь, вы видите, она пользуется спросом.
Как вы думаете на этой улице стало чище от того, что люди пользуются площадками по назначению?
В связи со всем вышеизложенным, я решил, что могу внести и свой вклад, помогая решить эту проблему в нашем лицее.
Слайд
Я провёл агитационно-просветительскую работу на классных часах и во время внеурочной деятельности.
Слайд
Раздал рекламные проспекты, изготовленные мной и развесил их во втором микрорайоне, который нуждается в дополнительном внимании. (Раздать проспекты детям и гостям)
Слайд
Проинициировал выставку поделок из вторичного материала, которую мы посвятили году экологии, целью которой было научить детей правильно использовать вторсырьё.
Работа моя не окончена, я буду думать, как провести большую агитационную работу для окружающих и показать им необходимость разделения мусора, сохранения окружающей среды.
С. В. : И, конечно же, начать надо с самих себя. Что мы и попробуем сейчас сделать. Давайте посмотрим сценку и тоже в ней поучаствуем.
Сценка.
Автор: Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. (Можно высыпать мусор из посылки).
Мусор: Те, кто мусор бросает, мне «сил» прибавляет.
Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: «Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»
Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».
Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор. Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.
Аккуратность объявила: «А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».
А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.
Так Чистота, Аккуратность и Порядок навели порядок в городе, научили людей беречь природные ресурсы и объяснил, что для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.
(То, что жёлтым обыграть, разложить мусор, который был в посылке по разноцветным пакетам с надписями: бумага, пластик, стекло, пищевые отходы)
С. В. : К чему призывали Чистота, Аккуратность и Порядок? (ответы детей)
6. Работа в группах.
1 группа – Задание для группы Исследователей
1 человек работает с материалами компьютера ( найти как перерабатывается мусор в других странах)
Самой передовой страной в плане разумной утилизации считается Япония. Строительные отходы применяют не только для производства отделочных материалов, но и для создания искусственных островов. Отработанное кухонное или машинное масло преобразуют в биотопливо для автотранспорта. Из переработанных пластиковых бутылок получается прочная спортивная одежда. Старые гаджеты перебирают, и пригодные для дальнейшей эксплуатации детали отдают в производство новой электроники.
По примеру Японии, Сингапур применяет мусор для расширения своей территории и создает остров Семакау. Упаковки, пластиковые бутылки, твердые отходы измельчают в пыль, которую затем помещают в контейнеры на дне моря. Остров пока небольшой, но уже покрыт зеленью и кустарниками.
Швеция сжигает мусор, чтобы получить электрическую и тепловую энергию. В стране действуют 32 электростанции, которые обеспечивают топливом за счет переработки отходов. Часто своих отходов, оказывается, недостаточно для производства электроэнергии в нужном объеме, и страна выкупает тонны мусора у соседей.
В Китае активно внедряются новаторские технологии утилизации мусора. Из переработанных отходов создают дорожные покрытия, и по своим характеристикам они несколько не уступают асфальту.
Уникальный метод гидросепарации придумали в Израиле. Мусор промывают водой, под высоким давлением, это делает возможным разделить между собой металл, пластик и органические отходы. Органика идет на топливо для сельскохозяйственных нужд, из переработанного пластика изготавливают ковры, а металл пускают в производство.
В России строят заводы для создания тротуарной плитки из отслужившего пластика. Интересное применение нашли крышкам от пластиковых бутылок. Крышки измельчают в гранулы (флекс) и получают из них химволокно. Нетканые материалы, полученные из такого волокна, используют для утепления полотен и придания им прочности.
Нельзя оставаться равнодушным к проблеме загрязнения окружающей среды. Сделать планету чистой в наших силах. Главное, каждому вносить свой посильный вклад в заботу об экологии Земли.
2 человек работает с местной газетой (Найти какой район в Россоши обеспечен мусорными контейнерами для раздельного сбора мусора)
3 человек проводит опрос среди присутствующих и обрабатывает результаты(В %)
1.Есть ли в Вашем населенном пункте площадки для раздельного сбора мусора?
2.Готовы ли ВЫ участвовать в раздельном сборе мусора?
4 человек готовит памятку о сокращении бытовых отходов и раздает их всем присутствующим
Памятка снижение количества бытовых отходов:
1. Постарайтесь не использовать или свести к минимуму использование одноразовых вещей: 2. Даже одноразовые вещи чаще всего можно использовать далеко не один раз. 3. Подавите в себе навязанный инстинкт потребления. Не покупайте больше, чем понадобится.
4. Давайте вторую жизнь старым или не нужным вещам в рабочем состоянии.
5. Ответственно подходите к утилизации мусора, сильно загрязняющего природу опасными веществами.
6. Почти все книги, газеты и журналы имеют электронную версию — пользуйтесь этим.
7. Передавайте информацию про мусор окружающим нас людям: знакомым и незнакомым, друзьям и родственникам.
8. Не брать лишних целлофановых пакетов в магазине
9. Писать и рисовать на обеих сторонах бумаги
10. Использовать вторично некоторые предметы
11. Отдавать нуждающимся одежду, книги, игрушки
12. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные мусорные корзины
2 группа – Издатели
делает и защищает плакат «Шаг к чистому городу» (Ваня)
Защита состоит из ответов на вопросы
- Как называется наш плакат?
-На плакате мы хотели показать…. (Что должно происходить при раздельной переработке мусора?)
- Первый этап – правильно разделить мусор по контейнерам
- Что происходит с контейнерами потом?
- Куда перевозит машина мусор?
- Какие полезные предметы можно получить из мусора?
- Какой ВЫВОД вы можете сделать… ( это чистота в городе и экономическая выгода )
3 группа – Творческая мастерская
- У вас вопросы, которые помогут защитить работу.
представляет поделки из вторсырья (можно одну сделать прямо на занятии) (С. В.)
-Как называется поделка
-Из чего она сделана
-Где её можно применить
-Если бы эту бутылку выбросили, то в природе она не переработалась в течение 500 лет, а теперь её можно подарить маме или бабушке
- Представление выставки класса
С. В,: - Все группы работали с полной отдачей сил, все старались, на мой взгляд у вас все получилось
7. Рефлексия.
С. А.: -Так может ли каждый из нас сделать наш школьный двор, наш город, а значит, и нашу планету чище? Надо ли продолжать эту работу?
С. В..: - А теперь мы поиграем в игру
Закончи предложение:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что … (спросить Замарашку)
С. А. : Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду.
С. В :Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!