3. Организация музыкальной, познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на концерт, который будет называться «Серебряные ноты». -Как вы думаете, почему он получил такое название? -Потому, что звуки музыки на этом концерте похожи на искрящиеся кусочки серебра. Вы в этом убедитесь чуть позже. -Ну что ж, ребята, я предлагаю нам наконец отправиться на концерт. | Отвечают на вопрос учителя | Беседа | ЛУУД: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками ЛУУД: Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
3.2. Музыкально-слушательская деятельность | -Вот мы и в концертном зале. Концерт будет состоять из двух отделений и антракта. А вы знаете, что такое «антракт»? - Антра́кт - это перерыв между отделениями концерта. Сейчас начнется первое отделение концерта. *звучат фанфары* -Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, кто это? -Это русский композитор, дирижер, педагог и музыкальный критик – Петр Ильич Чайковский! -И в первом отделении концерта нам предлагают познакомиться с его произведением «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». -Все люди на свете любят получать подарки. В тот день, о котором я хочу вам рассказать, подарок сделал людям великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В декабре 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был показан новый балет Чайковского «Щелкунчик». Теперь все уже знают балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиглавого мышиного царя, знают и любят прекрасную музыку Чайковского. Но в тот день ещё никто не знал ни балетного спектакля, ни музыки, которая была для него написана… И вот, наконец, сказочная фея Драже начинает свой танец. Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и — исчезают. Поистине волшебная музыка! В зале лёгкий шум. Знатоки оркестра удивлённо переглядываются: что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки? Насколько им известно, в симфоническом оркестре нет инструмента с таким звучанием. Отчасти они правы — такого инструмента не было. Но теперь он существует, и вот как это случилось. Летом 1891 года другу П.И. Чайковского в Москву пришло письмо от композитора: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, — писал он, — с божественно чудным звуком... я желал бы, чтобы его никому не показывали». Много было волнений, но наконец-то все тревоги позади: танцует фея Драже, нежно звенят хрустальные капельки очаровательной мелодии её танца; взволнованно перешёптываются музыканты, критики, композиторы, сидящие в зале, вытягивают шеи, пытаясь разглядеть новинку. А там, куда они заглядывают, в оркестровой яме, в углу скромно стоит инструмент, похожий на маленькое пианино. Это челеста, или, по-русски, «небесная»; у неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько. Так и перестала быть тайной тайна феи Драже. А в жизни симфонического оркестра произошло большое, радостное событие — появился новый музыкальный инструмент. -Ребята, а сейчас, я предлагаю вам прослушать это прекрасное произведение и ответить мне на вопрос, какое у него настроение? -Верно, ребята, у мелодии волшебное, нежное, восторженное, серебристое, легкое настроение. -Теперь вы понимаете, почему концерт назвали «Серебряные ноты»? -Итак, ребята, какое произведение мы послушали? О чем рассказывала музыка? -А как назывался новый инструмент, привезенный Чайковским из Франции? -Молодцы, ребята, вы верно ответили. *фанфары* -Вот и подошло к концу первое отделение нашего концерта. А во время антракта, я вам предлагаю разучить несколько балетных движений. -Молодцы, ребята! | Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос учителя -Волшебное, загадочное, легкое. -Да - «Танец феи Драже» - Челеста Разучивают балетные движения | Беседа, демонстрация, рассказ, Содержательный анализ музыкального произведения | ЛУУД: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками ЛУУД: Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости МУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству ЛУУД: Воспитание эмоционально – положительного взгляд на мир искусства |
3.3. Вокально-хоровая работа. | *фанфары* -А теперь, снова займем свои места в зале, потому что пришла пора второго отделения! -Ребята, нам предлагают побыть в роли певцов на концерте и исполнить песню «Крылатые качели», но для начала мы должны ее разучить. -Итак, сейчас вы прослушаете эту песню и ответите мне на вопрос, какое у нее настроение? -Верно, ребята, у нее веселое, яркое, легкое настроение. -А теперь, давайте разучим текст. | Отвечают на вопрос учителя, разучивают песню, разучивают движения | Содержательный анализ музыкального произведения, беседа, демонстрация | ЛУУД: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками МУУД: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству |
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия | -Ребята, вот и подошел к концу концерт. -Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? -С музыкой какого композитора познакомились? -Как назывался музыкальный инструмент, привезенный Чайковским? -Ребята, а сейчас я попрошу вас оценить свою работу на занятии. Если вам все было понятно и все получилось – похлопайте себе. Если не все получалось – потопайте. -Я очень рада, что у нас с вами все получилось. Спасибо вам за занятие. До свидания! | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на занятии | Беседа Самооценка | ЛУУД: овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками |