Просмотр содержимого документа
«"Семейные традиции"»
Тематический классный час: «Семейные традиции».
Цель: углубить представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций.
Форма: беседа.
Прогнозируемые результаты.
Предметные: учащиеся углубят свои представления о семейных традициях, у них появится интерес к традициям своей семьи.
Метапредметные:
Личностные: умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности и формирование традиций своей семьи, проявлять заботу, уважение и внимание к членам своей семьи, формировать адекватную, позитивную самооценку.
Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности. Умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других,
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья) Слайд 2.
В толковом словаре С.И. Ожегова написано:
“Семья – группа живущих вместе близких родственников”. Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят. Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы, привычки и традиции.
В учебнике русского языка в толковом словаре есть определение слова «традиция». Слайд3.
То, что перешло от одного поколения к другому (идеи, взгляды, вкусы, обычаи).
Обычай, установившийся порядок поведения в быту.
В учебнике ОРКСЭ (авт. Николаева Е.И., Петрова Е.Н.) традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Мы подводим итог проектной недели. Давайте вспомним.
На русском языке – мы писали сочинение.
На литературном чтении – составляли синквейн. Все вы написали очень добрые и хорошие слова, посвящённые семье. Слайд 4,5.
На ИЗО – выполняли коллаж «Семейные традиции». Рассматривали картины, посвященные семье. Слайд6.
На технологии – Юля показывала, как выполнять кукол – закруток, которые раньше считались оберегом. Слайд7.
На ОРКСЭ говорили о связи поколений.
Каждая семья может создавать свои традиции, для этого нужно знать, кто из членов семьи что любит. Одним нравится вязать, лепить и рисовать, другим читать и вкусно готовить. Кто-то может устраивать совместный семейный отдых на природе или по вечерам играть в какие-то игры. А в какой-то семье может быть традицией - совместная уборка квартиры или собирать старые фотографии, заботиться о престарелых родителях.
Вы ответили на вопросы анкеты:
……чел. сказали, что традицией их семьи является совместные прогулки;
……..чел. общая трапеза;
…….чел. отмечать праздники, дни рождения;
…….чел. оформлять фотоальбом;
…….чел. нет традиций. Слайд 8.
Определите, о каких традициях говорится:
1.Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Слайд9.
2. Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно.Слайд10
3.Среди традиций моей семьи, есть такие, как приготовление в духовке курицы на Новый Год. Мама всегда говорит, что эту традицию взяла у своей мамы, моей бабушки Любы. Праздники все отмечают по-разному, но в нашей семье каждый год всё выглядит примерно одинаково. Мы все вместе отмечаем Новый год за столом, смотрим телевизор, ходим на елку. А после боя курантов Дед Мороз всегда мне кладет подарки под ёлку. Это так здорово и волшебно! Слайд 11.
4.В День Победы мы семьёй смотрим парад на Красной площади по телевизору, а затем едем на дачу отмечать день рождение моего папы — он родился 9 мая, и открываем дачный сезон приготовлением шашлыка. Обязательно поздравляем папу и дарим ему подарки. И этот день памятен для нас, как и для всех людей, еще тем, что мой дед Илья, папин отец, воевал на фронте. Он вернулся с войны, но до наших дней не дожил. А второй мой дед Николай тоже нам рассказывает про войну, что помнит, хоть он и был совсем маленький. Слайд 12.
5.Двадцать второго марта день рождения моей любимой мамы. Празднуем мы его каждый год. В этот день моя прабабушка и бабушка пекут из текста красивых птичек. Раньше я думала, что это подарок маме. Но прабабушка рассказала мне, что двадцать второго марта – день сорока мучеников Севастийских. В народе его называют «Сороки». «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут». Еще прабабушкина мама в этот день пекла сорок «жаворонков» и в один из них закладывала «сороковку» - двадцать копеек. Есть поверье, кому монета достанется, тот будет счастливым. Мне всегда достается «счастливая» птичка. Может, это моя бабушка хитрит, а, может, я и правда счастливая. Ведь у меня такая замечательная и дружная семья! Слайд 13.
Из ваших сочинений я выбрала традиции ваших семей, которые не повторялись.
Лиля – готовить.
Юля – мастерить.
Арина – альбом.
Павел – спорт.
Ирина – «День капусты». Слайд 14.
Жаль, что забыли ещё про одну традицию. Это традиция – семейного чтения.В нашей стране она имеет глубокие корни. Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов и классиков.
«...Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал... Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров», - писал А.Н. Толстой. Эту традицию в наше время заменили телевидением, компьютером, Интернетом. А раньше, когда вся семья собиралась вместе, сообща читали и слушали, это создавало атмосферу духовного единения. Слайд 15.
Вы все любите отдыхать с семьей. Предлагаю отдохнуть, ведь класс – это тоже наша школьная семья. Слушайте задание и выполняйте.
- у кого есть сестра? Руки подняли вверх
- у кого есть брат? Руки в стороны
- у кого есть бабушки? Подпрыгните
- у кого есть дедушки? Присядьте
- кто похож на папу? Наклон влево - кто похож на маму? Наклон вперед - кто скучает по родителям, уезжая из дома? Похлопайте - в чьей семье занимаются спортом? Подпрыгните - у кого нет секретов от родителей? Руки подняли вверх - к кому приходят друзья в гости? Наклон вправо - кто помогает родителям по дому? Похлопайте - кто любит свою семью? Погладьте себя по голове
-Семья- это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь, взаимопонимание и доверие. Но всегда ли так бывает?
Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь пойдёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В файлах - на столах распечатанные листы. Слайд 16.
Притча №1.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.
« Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.
Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать одно и то же слово- «понимание», - пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Какую главную мысль несёт эта притча? В семье должно быть понимание, надо уметь общаться друг с другом.
О семье написано много сказок, рассказов. Но самой краткой народной мудростью является пословица.
Закончите пословицу: Слайд 17.
Где любовь да совет, там и горя ... (нет)
Где мир и лад, не нужен и ... (клад)
Лучший клад, когда в семье ... (лад)
В своём доме и стены ... (помогают)
В семье разлад, так и дому ... (не рад)
Доброе братство лучше ... (богатства)
Вся семья вместе, ... (так и душа на месте)
На стариках семья ...(держится)
В семье и каша...( гуще)
Послушайте ещё одну современную притчу.
Притча №2. Слайд 18.
Самое ценное.
Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом. Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашел в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад. Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что ее забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку. Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведенное со своим маленьким другом. С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну. Вывод: старайтесь, как можно больше находиться со своей семьёй. И семейные традиции как раз в этом помогут.