обобщить знания учащихся по теме; подвести к пониманию того, что эмоции при наблюдении сказочной истории очень важно с кем-то разделить; учить наблюдать то, что трудно увидеть глазами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Русские народные сказки".»
Занятие по внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 классе.
Обобщение по теме "Русские народные сказки".
Цели занятия: обобщить знания учащихся по теме; подвести к пониманию того, что эмоции при наблюдении сказочной истории очень важно с кем-то разделить; учить наблюдать то, что трудно увидеть глазами.
Планируемые результаты:
-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия с небольшой помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях внеурочной деятельности.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
– Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Ну, начнём урок, друзья!
– Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок!
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят дети и взрослые.. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они к нам пришли из глубокой древности. Какие сказки вы знаете?
- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а в скором вы сами будете их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, полный тайн и приключений! Будем не только вспоминать русские народные сказки, но и показывать их. На нашем пути будет несколько станций – остановок. Все они непростые, на всех нас ожидают замысловатые задания. (Класс делится на 2 команды)
3. Конкурсы.
Станция РАЗМИНОЧНАЯ отгадай сказку!
- Ребята, сейчас я буду читать отрывки из сказок, А вы отгадайте, что это за сказки:
Каждой команде предлагается отрывок из сказки.
1. – Я-Мышка-норушка, а ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка.
(Ответ: «Теремок»)
2. – Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл!
(Ответ: «Колобок»)
3. – Поешь моего простого киселька с молочком.
Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.
(Ответ: «Гуси-лебеди»)
4. – А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами!
(Ответ: «По щучьему велению»)
5. – Несёт меня лиса за синие леса!
Котик, братик, помоги!
(Ответ: «Кот и лиса»)
6. Солнце высоко, колодец далеко,
Жар донимает. Пот выступает.
(Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
7. – Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту.
Получай златогривого коня с уздечкой.
(Ответ: «Иван-царевич и серый волк»)
8. Жили – были дед да баба,
Вместе с курочкою,
Курочка всего одна,
И снесла яйцо она.
А яйцо то непростое,
Словно солнце – золотое!
(Ответ: «Курочка ряба»)
9. – Дай рыбки!
– Не дам! Пойди сам налови!
– Да я не умею!
– А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
(Ответ: «Волк и лиса»)
10. – Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться и выгнала меня!
(Ответ: «Заюшкина избушка»)
11. – Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!
(Ответ: «Маша и медведь»)
12. – Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отомкнитеся! Я коза, на лугу была, ела траву шелковую, пила воду студёную…
(Ответ: «Волк и семеро козлят»)
13. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях подавился…
(Ответ: «Петушок и бобовое зёрнышко»)
14. – Где же моя скалочка?
– Дайте мне за неё курочку.
(Ответ: «Лисичка со скалочкой»)
15. – Ква-ква, Иван-Царевич!
Что не весел?
Что голову повесил?
(Ответ: «Царевна- лягушка»)
Волк и семеро козлят
- Перед вами иллюстрация, сколько на ней должно быть козлят?
- Давайте проверим, не ошибся ли художник, когда рисовал? (Вместе с детьми, хором считаем козлят, их оказывается семь).
- Все ли верно сделал художник?
- Молодцы, ребята! Отлично знаете сказки, ведь даже с таким сложным заданием вы справились очень быстро!
- Продолжаем наше путешествие.
2) Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
– Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные предметы.
(Каждой команде выдаётся на отдельном листе).
1. Курочка ряба
2. Баба- яга
3. Жар - птица
4. Иванушка- дурачок
5. Царевна- лягушка
6. Гуси лебеди
7. Кащей бессмертный
8. Красная шапочка
9. Кот в сапогах
10. Три-поросенка
Когда команды готовы – открывается заполненный кроссворд для проверки.
3) Викторина «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей).
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком).
– Из чего варил кашу солдат? (Из топора).
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка).
– Кого заморозил Мороз-Синий нос? (Купца).
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек).
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка).
– Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка).
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной).
- Что попросила младшая дочь у отца в сказке «Красавица и чудовище»? («Аленький цветочек»)
- Сколько козлят у многодетной мамы? (Семь)
- Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
- На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печке)
- Кто разрушил теремок? (медведь)
4) «Составь название сказок!»
ГУСИ МОРОЗА
КАША ЛЕБЕДИ
ПЕТУШОК ТОПОР
ДЕВОЧКА ЗЁРНЫШКО
ДВА СНЕГУРОЧКА
5) «По опорным словам отгадайте сказку!»
(Каждой команде по очереди)
СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («КАША ИЗ ТОПОРА»)
БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («ГУСИ-ЛЕБЕДИ»)
ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»)
ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («ДВА МОРОЗА»)
СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА»)
ДЕД БАБКА ВНУЧКА ЖУЧКА КОШКА МЫШЬ («РЕПКА»)
6) «Отгадай сказку по началу и продолжи её!»
(Каждой команде по очереди; текст написан на карточках)
1. Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.(«Колобок»)
2. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сыночек.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
(«Гуси-лебеди»)
7) «Проинсценируй сказку»
Сказка «Репка»
Сказка «Теремок»
8) «Задача на смекалку»
Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Вот только кроме Рябы во дворе гуляли цыплята и поросята. У них всех 5 голов и 14 ног. Как это может быть?
(Курочка Ряба + 2 цыплёнка + 2 поросёнка)
9) Станция «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
- Сейчас мы узнаем, сможете ли вы узнать героев сказок? Я буду показывать иллюстрации, а вы мне говорите из какой же это сказки. (Демонстрирую раскраски – рисунки с героями сказок, дети отвечают, из какой он сказки).
10) Станция СТИХОТВОРНАЯ.
- Сейчас мы с вами постараемся вспомнить песенки и стихи из известных русских народных сказок. (Обращаю внимание детей на очередной слайд)
- Какую песенку пела КОЗА своим козляткам из сказки «Волк и семеро козлят»?
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
- Что говорила МАША МЕДВЕДЮ из сказки «Маша и медведь», когда медведю хотелось присесть на пенек?
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке.
11) «СОЕДИНИ ПОЛОВИНКИ».
Слушайте внимательно правила игры: в сказках очень много фраз, которые известны всем. Я буду говорить первую часть фразы, а вы вспоминайте и договаривайте ее, проговаривая ее окончание. Итак, начали!
- Тут и сказке – конец, (Дети: а кто слушал – молодец).
- Растет не по дням, (Дети: а по часам).
- Скоро сказка сказывается, (Дети: Да нескоро дело делается).
12) «Кроссворд»
По горизонтали:
3. Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом погоняет, метлой следы заметает. А зовут ее Баба …
5. Что потеряла главная героиня сказки Шарля Перро «Золушка» на балу?
8. Какое произведение начинается со слов «Жили-были», «В тридевятом царстве…»?
9. Что старик закинул в синее море в сказке Александра Сергеевича Пушкина?
- Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках? ( В сказках добро всегда побеждает зло).
- А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. Спасибо всем.