Родительское собрание " В семье ребенок первоклассник"
Родительское собрание " В семье ребенок первоклассник"
В данной разработке учитель знакомит родителей с трудностями обучения в 1 классе, дает рекомендации по их преодолению, знакомит с требованиями, предъявляемыми к первоклассникам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание " В семье ребенок первоклассник"»
Родительское собрание «В семье первоклассник»
Цели собрания: помочь родителям подготовиться к изменению статуса
ребёнка, дать советы по адаптации ребёнка в школе.
Ход собрания
1Вступительное слово учителя.
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки в вашей семье первоклассник.
Кто-то очень рад этому событию, кот-то волнуется и переживает, как
ребёнок будет учиться, какие трудности его ждут. Сегодня мы с вами совместно попробуем решить эти проблемы. Ведь школьные трудности
не являются персональными трудностями человечка одевшего школьную
форму. Трудности эти – общие, и преодолимы они только сообща.
2 Блиц – опрос родителей.
Скажите, какие проблемы на сегодняшний день вас волнуют больше всего?
3 Слово учителя.
Конечно, первые месяцы пребывания ребёнка в школе сопряжены с большим нервно-психическим напряжением для ребёнка. Меняется весь привычный уклад его жизни, надо привыкать к новому режиму. Новым требованиям.
Волнение вызывают и отношение с учительницей. Со временем у ребёнка происходит адаптация, привыкание и его жизнь входит в нормальный ритм.
Но это не сразу, пройдут дни, недели, а порой и месяцы, прежде чем они будут себя чувствовать спокойно и уверенно. Перестройка в жизни ребёнка пройдёт более спокойно, если сразу налажен нужный режим дня, снята дополнительная нагрузка, а дома для ребёнка созданы благоприятные условия. Конечно, вы все знаете о том, что детям необходим режим, но иногда бывает так, что ребёнка бесконечно опекают, буквально каждый шаг ребёнка расписан взрослыми: «Иди, делай уроки!», «Садись, ешь!», «Переодевайся, идем в спортзал»… В таких семьях ребёнок не принадлежит себе, у него нет собственных интересов, которые родились бы из его внутренних потребностей. В других семьях режим навязывается совершенно формально. У детей очень развита способность к подражанию как плохому, так и хорошему. Семейный уклад способствует формированию многих привычек детей: вовремя обедать, ужинать, гулять на свежем воздухе, вместе трудиться, ложиться спать в одно и тоже время. Семья, как никто другой, прививает те или другие наклонности и привычки отдыхать, распоряжаться своим свободным временем.
Если во второй половине дня у ребёнка не будет полноценного отдыха, то накопленное в течение дня утомление может перейти в переутомление. Поэтому отдых после учебных занятий просто необходим. Опрашивая своих бывших первоклассников, я была очень удивлена тем, что дети бывают на свежем воздухе менее одного часа, а некоторые только тогда, когда идут в школу и из школы! А можете ли вы представить, какого напряжения требует поза ученика «сидя». Если её осуществляют 250 мышц из 600 имеющихся у человека, причем это мышцы затылочных, спинных, тазовых разгибателей, которые у младших школьников развиты слабо. Вот почему после уроков ребёнку так необходима прогулка, причём не пассивная, а с хорошей двигательной активностью. К.Д. Ушинский писал так «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело» Отдохнувшие дети более эффективно выполняют домашнее задание.
Вместе с тем важно, в какое время ваш ребёнок садиться за уроки, самые продуктивные часы с 16 – 17 часов. Очень часто на подготовку отводится вечернее время, когда освобождается мама, но в это время идет естественное физиологическое снижение умственной работоспособности.
Часто родители берут часть школьных обязанностей на себя, мотивируя это тем, что ребёнку трудно, пусть отдыхает, а я сама форму уберу, портфель соберу и от домашних обязанностей его освобожу. Не надо его собственные школьные дела делать вместо него, но и не надо сразу от ребёнка требовать полной самостоятельности и ответственности. Все эти дела психологи советуют превращать в некий ритуал, в котором участвует кто – либо из взрослых в роли удивленного зрителя. «Неужели в школе карандаши не ломаются и не нужен запасной», вместо, привычного «А ты не забыл?»
Очень часто родители сразу же стараются определить своего ребёнка на английский, в музыкальную школу, ещё куда-нибудь и все эти занятия становятся непосильной ношей для его нервной системы. Поэтому не спешите с выбором нагрузки для вашего ребёнка, а лучше помогите ему адаптироваться в школе.
Хочется ещё раз напомнить вам, что львиная доля учебных трудностей ваших детей является следствием «хвостов» дошкольного периода, а следовательно, родительских упущений. Так плохое развитие моторики ведёт к неприятностям в письме, труде и рисовании. Недостаточное речевое развитие влечет неудачи в овладении навыками чтения и орфографии. Спохватываясь несколько поздно, родители спешат наверстать упущенное, загружая ребёнка дополнительной школьной работой, а ребёнку необходима «щадящая» оценка его школьных успехов. Понять это нам взрослым часто мешают наши амбиции, нежелание признать свои ошибки в воспитании.
Все дети до школы мечтают учиться на «5». В психике ребёнка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действием сверстников, и это проявляется в любой деятельности, дети всегда соревнуются, сравнивая себя с другими. Оценка одна из привлекательных сторон школы.
В 1классе у нас безотметочное обучение и это успокаивает многих родителей, а когда появляются плохие оценки, бывает уже поздно. Поэтому, контроль за учёбой детей должен быть с 1 класса, и не сводиться к вопросу «Как дела в школе?», или «Какую оценку ты получил?». Как можно больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте с ним его жизнь в школе, отношения с одноклассниками, с учителем, но делайте это доброжелательно,
не сейте в душе ребёнка семян недоброжелательности, зависти неуважения к окружающим.
Если вы чувствуете, что с вашим ребёнком что-то происходит, приходите и мы вместе с вами постараемся найти выход из данной ситуации. Можно обратиться к школьному психологу и всем вместе решить проблему.
И в завершении хочется сказать талант – это труд. Давайте, будем талантливыми родителями, и у нас будут талантливые дети.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 1 КЛАССА
В конце первого года обучения учащиеся должны освоить:
обязательный минимум содержания начального образования, соответствующий первому классу (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности);
простейшие элементы теоретического мышления;
элементарные навыки контроля и самоконтроля;
культуру учебного труда и поведения;
элементарные правила личной гигиены и здорового образа жизни.
Под ожидаемым результатом освоения учащимися образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.
Образовательная область «Филология» представлена программами по русскому языку (В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А.: «Азбука», «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В.Г.) и литературному чтению (Л.Ф.Климанова:: «Литературное чтение»).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (обучение грамоте)
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически (При орфографическом чтении темп замедлен, артикуляция работает снапряжением, четко произносится каждый звук в слове. Этот вид чтения мы все прошли, обучаясь чтению и сопровождая шептанием про себя написание слов и предложений.
При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства. Слова сливаются, отдельные звуки в словах неясны, нечетки, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. К такой речи мы привыкли, она удовлетворяет нас в устном общении
и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.)
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения.I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку
Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
наизусть 5-10 небольших стихотворений.
К концу 1 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е,ё,и,ю,я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
признаки гласных и согласных звуков.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;
употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;
самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.
Образовательная область «Математика» представлена программой по математике (М. И. Моро:«Математика»).
Учащиеся должны знать: — названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно; — названия и обозначение действий сложения и вычитания; — наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; — названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Учащиеся должны уметь: — читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20; — складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток; — складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания; — находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок); — решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; — практически измерять величины: длину, массу, вместимость; — чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. Учащиеся должны различать: — текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; — геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Важнейшая цель обучения на этом этапе - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на каждом уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Образовательная область «Естествознание» представлена учебным курсом «Окружающий мир» (А.А. Плешаков).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окружающему миру
Учащиеся должнызнать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должныуметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).