Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Компьютерная зависимость"»
Родительское собрание «Компьютер и дети»
При правильном подходе к занятиям
на компьютере можно извлечь максимум
пользы для развития ребенка.
Б.Шлимович.
Цель: обратить внимание родителей на роль компьютера в жизни школьника
Задачи:проанализировать влияние компьютера на развитие личности и здоровье
школьника; проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера; выявить причины увлеченности компьютерными играми; выработать рекомендации для родителей
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкетирование учащихся класса.
Рекомендации родителям.
Буклет: «Компьютер и дети ».
Оборудование: ПК, презентация, анкеты для родителей, анкеты для учащихся, таблицы
« + и – от общения с компьютером», тест на интернет-зависимость, памятки для родителей, магнитофон
-Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на этом собрании. Для того, чтобы узнать тему собрания, предлагаю вам отгадать 2 загадки.
А) Что за чудо-агрегат Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать? (компьютер)
Б) Кто весь день проводит в школе?
Задаёт вопросов море?
Кто валяется в снегу?
И хохочет на бегу?
Кто у дома мерит лужи?
(даже если чуть простужен)
Все уверены в ответе!
Ну конечно это… (дети)
Слайд 1 - Компьютер и дети
-Тема нашего открытого собрания «Компьютер и дети». Предлагаю его провести в форме
заседания круглого стола. Приглашённых гостей прошу присоединиться к обсуждению этой темы.
- В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером и также
трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка
компьютером.
2. Основная часть.
Слайды 2 – 4.
Слайд 2- Какое место занимает компьютер в современной жизни?
- Предлагаю группам ответить на вопрос:
1группе - «Какое место занимает компьютер в семье?»
2группе - «Какое место занимает компьютер в школе?»
- Ответы групп.
Слайд 2 - Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие на культурный уровень человека. Поэтому знание ПК имеет очень большое значение в современной жизни, т. к. компьютерная грамотность стала частью общей культуры человека. /Ответ на вопрос 1 группы /
Слайд 3 - Даёт возможность формировать стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. Помогает направить интерес к освоению компьютера в нужное русло, сделать его орудием для познания и творчества ребёнка.
Информационные средства в обучении необходимы для развития познавательной деятельности и в подготовке учащихся к продолжению образования. /Ответ на 2 вопрос /
- Результаты анкетирования.
Давайте познакомимся с результатами анкетирования учащихсянашего класса по вопросу пользования ими компьютером.
- Из 28 учащихся класса компьютер имеют 28. С помощью компьютера дети играют в компьютерные игры, рисуют, пишут и отправляют сообщения, разговаривают по скайпу, слушают музыку, смотрят кино, мультики, посещают сайты, некоторые пользуются Интернетом.
- В среднем за компьютером дети проводят 2- 4 часа ежедневно. Родители указали в среднем время, проводимое за компьютером в среднем от 20 минут до 4 часов в выходные дни.
- Безусловно, компьютеры используются в самых разных областях науки, техники и даже
искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок
в дальнейшем овладел профессией. В то же время, просиживая часами за монитором,
ребенок не только губит своё здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями,
заняться спортом, погулять на свежем воздухе.
Слайд – 4. - Сколько времени можно проводить за компьютером?
СанПин рекомендует придерживаться тех норм, которые выработаны для учащихся на уроке в разных классах. Эти нормы необходимо соблюдать дома учащимся при работе с компьютером.
Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с «металлическим другом»?
Обсуждение проблемы « Компьютер в жизни ребёнка- это хорошо или плохо», обмен мнениями.
Давайте попробуем проанализировать все «плюсы» и «минусы» увлечения компьютером,
а также учтём индивидуальные особенности ребенка в той ситуации, в которой он растет.
Предлагаю группам ответить на вопросы, заполнить таблицу.
1группа – « Что положительного даёт ребёнку компьютер? »
1группа – заполняет таблицу «+ от общения с компьютером »
2 группа – « Что отрицательного получает ребёнок от компьютера? »
2группа – заполняет таблицу «- от общения с компьютером »
Заслушивание ответов 1группы.
Сравнение ответов родителей с мнением специалистов.
Слайд 5 – Плюсы.
Показ Слайдов 6 - 13.
Заслушивание ответов 2 группы.
Сравнение ответов родителей с мнением экспертов.
Показ Слайдов 14 -19.
Показ выставки компьютерных игр учащихся класса.
Обмен мнениями по вопросу «О пользе и вреде компьютерных игр».
1. Выслушиваются мнения родителей по данному вопросу.
2. Выступление учителя.
- Компьютерные игры являются одним из самых любимых развлечений современных детей. В периодической печати появилось уже немало статей, авторы которых (чаще всего представители медицины и педагоги) спорят о пользе и вреде компьютерных игр.
Автор статьи «Заигравшиеся дети» Т.Думанский с тревогой просит родителей обратить внимание на то, в какие игры играют их собственные дети. Взрослые очень часто не задумываются о содержании подобных «игрушек», а если присмотреться? Как правило на первом месте стоят всевозможные «стрелялки», «убивалки с вампирами, монстрами. (так называемые «Аркады» и «Стратегии»).
Такие игры оказывают влияние на формирование агрессивного поведения детей. Дети становятся раздражительными, часто ссорятся с окружающими, кричат, лезут в драки. Такие игры приучают ребенка к насилию. Дети не только перестают ужасаться при виде кошмаров, но и теряют возможность сопереживать чужим страданиям. У них формируется представление о том, что жестокость, агрессия по отношению к другим – общепринятый способ общения во взрослом мире.
Польза от компьютерных игр в значительной мере определяется их ориентацией на обучение.
Наверное, не все родители знают о том, что существуют специально разработанные игры для детей – без агрессии и насилия, помогающие развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира. Я бы хотела вам посоветовать познакомиться с детским развлекательно-познавательным порталом «Солнышко», который предлагает 103 развивающие игры.
http://www.solnet..ee/games/g1.html
А так же с сайтом «Мама в сети».
http://www/maminsite.ru/carly.files/game.html
Компьютерные игры ребенка требуют постоянного, но ненавязчивого контроля со стороны взрослых. Такое внимание позволит достичь максимального развивающего действия компьютерных игр, сведя к минимуму все возможные издержки.
- Можно ли говорить о «компьютеризации» всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания и посетить какие-либо кружки и секции?
В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о «пагубном влиянии» компьютера
на психику ребенка.
Однако чаще всего современным детям компьютер заменяет и друзей и книги, а победа
над виртуальными монстрами в продуманных стратегиях выступает заменой достижений
в реальной жизни.
- Вам, родителям порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за
компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам
на свежем воздухе, скорее всего будет разочарованы. Ведь не случайно появилось столь
сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным
произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.
-Как вы думаете, какие это трудности?
Обсуждение вопроса «Что надо знать о компьютерной зависимости».
Слайд 20 - Компьютерная зависимость
Давайте проверим, насколько велика ваша зависимость от интернета? Тест на интернет-зависимость Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда 1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером? 4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети? 6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование или работа? 7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим? 8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета? 9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети? 10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете? 11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть? 12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной? 13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети? 14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети? 15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там? 16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети? 17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети? 19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми? 20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет? При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь. При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
Слайд 21 – Причина компьютерной зависимости.
- Обсудите и спланируйте в группах пути спасения ребёнка от компьютеромании.
Слайд 22 – Как спасти ребёнка от компьютеромании?
Сравнение выводов родителей с выводами учёных.
Кроме игровой зависимости вашим детям может грозить проблема, связанная с безопасностью поведения в сети Интернет. К сожалению, на просторах Интернета ребёнок
не только общается со сверстниками или находит полезную информацию.
Пять правил для родителей, которые заинтересованы в безопасности своих детей:
1.Разместите компьютер в общей комнате - таким образом, обсуждение Интернет станет повседневной привычкой, ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.
2.Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребёнка в Сети- это важно для профилактики компьютерной зависимости.
3. Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
4. Создайте «Семейные Интернет - правила», которые будут способствовать онлайн- безопасности для детей.
5.Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникли у них в процессе использования Сети, интересуйтесь друзьями из Интернета.
3. Советы психолога.
Слайд 23.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные «плюсы» и «минусы» общения ребенка с
компьютером, нам, наверное, будет проще найти свою «золотую середину» для своего
ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и превратив
«механического противника» в друга, помогающего решать различные задачи развития
ребенка.
4.Выступление учителя по вопросу : «Как использовать компьютер без вреда для здоровья».
- Специалисты спорят о пользе и вреде компьютера в различных ситуациях. Но в одном вопросе практически все мнения сходятся. Не вызывает сомнений, что на зрение компьютер влияет отрицательно. Напряженное разглядывание столь неестественных и некачественных изображений как компьютерные ведет к переутомлению глазных мышц и усталости глаз. Переутомление особенно быстро нарастает, поскольку приходится рассматривать изображение на близком расстоянии. Росту усталости способствует и повышенная яркость экрана монитора.
Для профилактики ухудшения зрения следует соблюдать следующие правила:
продолжительность непрерывной работы ребенка не должна превышать 15 минут.
после каждого занятия делайте с ребенком специальные упражнения для глаз (учитель раздает комплексы упражнений для глаз, рекомендованные СанПин).
расстояние от глаз пользователя до монитора должно быть не менее 50 см.
регулярно наблюдайтесь у окулиста.
Длительное сидение за столом, в том числе и компьютерным, может привести к искривлению позвоночника. Поэтому желательно иметь специальное кресло-стул, чтобы его спинка поддерживала спину ребенка.
Упражнения для снятия напряжения глаз
1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону : вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.
5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние.
6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
7.Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
– Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие своих детей ответственны только вы. Хочется закончить наше собрание словами Б. Шлимовича: «При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребёнка»
- На память о нашей встрече вручаю вам буклет «Компьютер и дети», где есть памятки, советы работы с компьютером для ваших детей.
Приложение 1.
Анкета для детей
1.Есть ли у тебя дома компьютер? ____________________
2.Кто на нём работает? _________________________________________________________
3.Позволяют ли тебе работать на компьютере? ______________________________
4.Сколько времени ты проводишь за ним? _______________________________
5.Тебя контролируют родители или ты проводишь за ним неограниченное время?________________________________________________________________________
6.Что ты умеешь делать на компьютере? _____________________________________________________________________________
7.Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Что тебя привлекает в работе за компьютером?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Что тебе не нравится в общении с компьютером? ____________________________________________________________________________
10.Чувствуешь ли ты усталость после работы с компьютером?
Приложение 2.
Анкета для родителей
1.Есть ли у вас компьютер дома?________________________________________________
2. Для чего используется компьютер? _____________________________________________________________________________________________
3.Кто на нём работает? ____________________________________________________________________
4.Позволяете ли вы работать на нём своему ребёнку?___________________________________________
5.Сколько времени он за ним проводит? _____________________________________________________
6.Что умеет делать ваш ребёнок на компьютере? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Какие компьютерные обучающие программы вам известны?
8.Что привлекает вашего ребёнка в работе за компьютером?______________________________________
9.Что вам не нравится в общении вашего ребёнка с компьютером?________________________________
10. Перечислите любимые компьютерные игры вашего ребёнка___________________________________________________________________________________
11.Есть ли у вас общие с ребёнком компьютерные игры?_________________________________________
12.Какие сайты вы посещаете вместе с ребёнком?________________________________________________
13.Чувствует ли ваш ребёнок усталость после работы с компьютером?________________________________
14.Есть ли у вашего ребёнка признаки зависимости от компьютера?___________________________________
15.Какой вред может принести компьютер вашему ребёнку? _______________________________________
16. Соблюдает ли нормы безопасного общения с компьютером ваш ребёнок без вас?___________________
17.Интернет – это польза или вред? ________________________________________________________
18. Может ли компьютер стать другом вашего ребёнка? _______________________________________
Приложение 3
« Зарядка для глаз ».
1. На счет 1- 4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
З. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его:
на счет 1- 4 — вверх, на счет 1- 6 — прямо;
затем так же вниз — прямо, вправо — прямо, влево — прямо.
Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо на счет 1- 6.
5. Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.
6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
7. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах:
по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз.
Общая продолжительность занятий - 2 мин.
Приложение 4.
Тест на интернет-зависимость Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда 1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером? 4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети? 6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование или работа? 7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим? 8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета? 9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети? 10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете? 11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть? 12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной? 13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети? 14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети? 15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там? 16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети? 17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети? 19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми? 20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет? При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь. При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.