Тема : «Моя Родина – Казахстан!» Цель: формирование казахстанского патриотизма, укрепление единства нации углубить и расширить знания и представление о Казахстане — независимом многонациональном государстве;
вызвать чувство восхищения и гордости за столицу, за нашу Родину:
воспитание гражданственности, любви к Родине;
воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувство ответственности за судьбу Родины.
Ход
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встретиться с вами после долгой разлуки. Мы с вами не виделись целых 3 месяца, и успели друг по другу соскучиться. Приятно видеть вас повзрослевшими, загорелыми, а самое главное – здоровыми, целыми и невредимыми.
С сегодняшнего дня мы с вами отправляемся в путешествие по лестнице знаний, мы поднялись на третью ступеньку. Теперь мы ученики 3-го класса. Хочется вам пожелать большой «жадности» к знаниям, чтобы вы с большим аппетитом поглощали всё услышанное и прочитанное. Желаю вам не болеть, быть активными, смелыми, уверенными в себе. Цените своё время, уважайте старших, учителей, родителей.
Исполнение Гимна РК учащимися с просмотром видеоклипа.
Слово учителя:
-А теперь мы начинаем наш первый в этом учебном году урок.
1.Разгадывание ребуса Р1А (Родина)
2.Дидактическая игра «Составь слово» АЗХАСКТНА (КАЗАХСТАН).
Ребята, скажите, о чем же мы будем говорить сегодня?
«Моя Родина – Мой Казахстан!»
Как вы это понимаете эти слова?
Каждый человек любит путешествовать. Ведь в пути можно много интересного узнать, встретить верных друзей и просто получить хороший заряд эмоций. Сегодня и мы с вами отправимся в путешествие по стране «Казахстан»
-Ребята, мы с вами не случайно выбрали эту тему. Каждый человек, любящий свою Родину, не может не стремиться знать историю народа, Родины. Каждый гражданин должен знать символику своего государства, т. к. знание истории, событий позволяет нам лучше понять, осмыслить и оценить настоящее, наметить пути в будущее.
— Как называется наша Родина?
— Кто является президентом РК?
— Какой праздник отмечала наша Республика 30 августа?
— Как называется столица Республики Казахстан?
— Когда день рождения г. Астаны?
6 июля 2013 исполнилось 15 лет столице — Астане.
Сегодня Астана превратилась в крупный деловой центр. Вырос экономический потенциал. В Астане созданы все условия для комфортной жизни. С Астаной связаны надежды всех, кто молод, деятелен и уверенно смотрит в будущее. 1 станция Узнавай-ка
А еще, мы сегодня с Вами поговорим о Конституции РК. 30 августа 2015 года исполнилось 20 лет её принятия, по законам которой мы с вами живём.
1 сентября ученики нашей огромной страны садятся за парту. В каждой школе есть своё расписание. Но есть один урок, который в этот день проходят во всех школах и во всех классах. Это – урок Мира, День Знаний.
30 августа 2015 года – 20 лет Конституции РК. Конституция – это свод Законов, по которым живут все граждане Республики Казахстан. Каждый человек должен уважать законы своей страны и не нарушать их. Уважать Президента РК, уважительно относиться к Государственной Символике РК (гербу, флагу, гимну), испытывать чувства гордости за свою страну. Изучать и знать государственный язык – казахский, владеть русским и английскими языками. Быть настоящим патриотом своей страны. Любить и уважать свой край, свою Родину.
В Конституции РК записано очень много законов, невыполнение их и неуважительное отношение к Конституции РК в стране судебно наказуемо. Есть в Конституции и такие законы, которые касаются вас, школьников.
Статья 30, п.1
«Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных заведениях. Среднее образование обязательное».
Статья 30, п.4.
«Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». 2 станция Запоминай-ка
- Мы с вами живём в свободной демократической стране. Нашу Республики Казахстан признали во всём мире. Наш Президент Н.А.Назарбаев вместе с государственным правительством делают всё возможное, чтобы гражданам Казахстана жилось хорошо и свободно.
Строятся новые дома, школы, больницы, заводы. Создаются новые рабочие места для незанятого населения.
Пока вы отдыхали на каникулах, люди старшего поколения не отдыхали. На фабриках и заводах шили для вас одежду и обувь, печатали новые учебники. В пекарнях пекли для вас хлеб и сладкие изделия.
Наше правительство также позаботилось о том, чтобы вы занимались не только в чистых и светлых кабинетах, но и о том, чтобы вы занимались по Наш Казахстан – крепкое, сильное, богатое государство. И нам нужны грамотные, хорошие специалисты. Поэтому хорошо учитесь и будьте – врачами, учителями, инженерами и просто хорошими специалистами. Достойными гражданами своей страны. Уважайте и цените Государственные символы – Герб, Флаг, Гимн.
Гордитесь тем, что Казахстан – это наша Родина.
3 станция Вспоминай-ка
- Что относится к символам государства? (флаг, герб, гимн)
Государственные символы – национальное богатство нашего Казахстана.
4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики. В этом году государственным символам РК исполнилось 20 лет.
Государственные символы — святыни, на которых воспитывается патриотизм, трепетное отношение к своей Родине. Их надо знать, чтить. С них начинается наша Родина. Разговор о флаге.
- Можно ли по флагу узнать жителем, какого государства он является?
(Ответы детей)
Да, ребята по флагу можно узнать, кто этот человек и жителем, какого государства является. Флаг государства может многое рассказать человеку на языке символов. - Это самый древний язык, который люди начали использовать ещё до создания письменности. У каждого символа в науке,есть своё значение. В государственных символах нашей страны зашифрована очень полезная и нужная информация. Тот, кто понимает язык символов, может очень многое рассказать о Казахстане.
Вопросы:
- Какого цвета флаг Казахстана?
- А почему цвет флага нашей страны голубой?
Голубой цвет является символом благополучия, спокойствия, мира и единства.
Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент“кошкар-муйз – бараньи рога”, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана. По национальному орнаменту можно сразу догадаться, что это флаг Казахстана.
Солнце — источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна — основа изобилия и благополучия.
Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.
Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.
О нашем гербе.
По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.
У каждого государства есть свой герб, знак, символ, по которому его отличают от других государств. Тот, кто понимает язык символов, глядя на герб любой страны, может многое о ней рассказать. Мы же сейчас, глядя на наш герб, поговорим о Казахстане, нашей Родине.
Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.
Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.
Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак. Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.
Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык — зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.
Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.
Авторам удалось решить проблему изображения кереге — раздвижных решетчатых основ юрты.
Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.
Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны — тулпары. Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.
Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией. В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.
Цветовую гамму герба составляют два основных цвета — золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты
В нижней части герба надпись «?аза?стан».
Таким образом, языком геральдики авторы выражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома — Казахстан. Беседа о гимне.
У нашего государства есть еще один символ — Гимн.
Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Гимн — главная песня страны. Музыку к гимну написал композитор Шамши Калдаяков. Авторы слов Жумекен Нажмеденов, Нурсултан Назарбаев. В гимне воспевается наша страна, ее народ, труд, мужество, дружба народов Казахстана.
- Когда исполняется гимн Казахстана?
При открытии и закрытии сессий Парламента; открытии торжественных собраний, посвященных Национальным праздникам; на телевидении, радио; при открытии исторических памятников, при поднятии гос. флага; при встрече и проводах глав других государств; во всех учебных заведениях в начале и конце учебного года.
При публичном исполнении гимна все встают и выслушивают гимн, приложив ладонь правой руки к сердцу.
Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать. Итог:
Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.
Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан.
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родина Казахстан »
Тема: «Семья. Семейные ценности» ЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека. Содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи. Формирование собственного взгляда на создание счастливой семьи. Ход классного часа 1. - Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо. - Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? (Примерные ответы детей) 2) Открытие нового. - Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья? (Ответы детей) - В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. - Итак, тема нашего классного час "Семья" - Ребята, что вы увидали в этой эмблеме? (Ответы детей) Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно. Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже. На этой сказочной земле! - А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи. (Ответы детей) - Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши! Ученик читает стихотворение "Моя семья" Мама, бабушка и я - Вот и вся наша семья. Мы живем все дружно. Что нам еще нужно? Мама ходит на работу Дома бабушки сидят. Мурка, Стешка - это кошки- Лишь играют да едят. Я хочу быть программистом И, конечно же, артистом, Как певец Олег Газманов. Говорю вам без обманов. Про свою семью писал И маленечко устал. Не жалею, что тружусь. Я семьей своей горжусь! - Давайте поговорим о тех семьях, где главная мама. Расскажите, как в вашей семье называют маму? (Ответы детей) - Как хорошо вы называете маму, ведь недаром говорят: "При солнышке тепло, при матери добро" - Поднимите руку, кто считает, что его семья – счастливая? 3) Совместное выполнение заданий Задание № 1 У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи. Вам в этом помогут ваши родители. (После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи) - А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций: "Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство" Задание № 2 Допишите в карточках пять определений счастливой семьи.
Семья будет счастливой если:. Выводы детей. Задание №3 Работа в группах. Объясните пословицы вместе с родителями. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы. Где любовь да совет, там и горя нет. Кто детям потакает, тот потом слезы проливает. Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом. - Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму. Корова жеребенок конь Кошка теленок заяц Зайчиха щенок пес Лошадь котенок бык Собака зайчонок кот
Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов. - А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции Итоговое творческое задание В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.
ППБ беседа на тему « Что нужно делать при пожаре?»
Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Но если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше. Правила поведения детей при пожаре Действия при пожаре для детей практически такие же, что и для взрослых, ведь огонь не делает различий по возрасту. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, ребенок должен действовать следующим образом. Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру. Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение. Лифтом в подъезде лучше не пользоваться, поскольку при пожаре он может отключиться. Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, в том числе и этаж, рассказать, что горит, назвать свою фамилию. После эвакуации ребенок должен ожидать приезда пожарных во дворе дома, а затем – выполнять все их команды. Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы вызвать пожарных. Также можно позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.
Тема: « 12 апреля - День космонавтики»
Цели: Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. Прививать уважение к истории Казахстана, воспитывать чувство гордости за свою страну. Ход классного часа - Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии. Чудо-птица, алый хвост. Прилетела в стаю звезд. (ракета) Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету Дети, кто, скажите это? (космонавт) - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах. - Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля? - Правильно, День космонавтики. «Освоение космоса» - Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий. - Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. - Как он называется? (Луна) - Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. Что за родственник Луны, Племянник или внучек Мелькает между тучек? - Да это спутник! - Вот те раз! - Он спутник каждого из нас И в целом всей Земли. Руками спутник сотворен, А после на ракете Доставлен в дали эти. - Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают) Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы. - Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру. Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. Кто полетел к планетам первый? Какой в апреле праздник раз в году? О космосе слагаются легенды, Герои - космонавты на вид Им на земле спокойно не живётся, Их почему - то вечно тянет ввысь, Им звёзды покоряются, сдаются, На их погонах золотом зажглись. Прекрасно знает с детства мальчик каждый, Гагарин Юрий - космоса герой, Ведь космонавтом не рождаются однажды, Он может рядом быть с тобой или со мной. И вновь в неведомые дали Корабль космический взлетит... Пусть сбудется, о чём во сне мечтали, Летите, дети, в небо, путь открыт! - Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин. - 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина. Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
Беседа по ПДД «Ты -велосипедист»
Цель: Ознакомить учащихся с правилами езды на велосипеде. Обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране – важная общегосударственная задача. С каждым годом всё сложнее становится дорожное движение. Постоянно растёт число автотранспорта на улицах городов. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте стоит аварийность и транспортный травматизм. У каждого транспортного средства свои скорости, свои возможности. Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Величина остановочного пути зависит от скорости автомобиля, массы автомобиля, состояния дорожного покрытия и метеорологических условий (на сухом асфальте нужно меньше расстояние для полной остановки, примерно 50м, на сыром – 75-80м.) Полноправными участниками дорожного движения является велосипедисты. Трудно представить улицу без велосипедистов. Велосипедист должен знать основы безопасности дорожного движения, уметь «читать» значительно больший, чем этого требуется для пешеходов, набор дорожных знаков и указателей и, конечно, иметь достаточные навыки практической езды на этой «паре лёгких колёс». А безопасной езде надо учить во дворе (от простого (езда по прямой линии) к сложному (различные велофигуры – змейки, восьмёрки, управление одной рукой)). Велосипед является удобным средством передвижения, позволяет маневрировать. Юным велосипедистам прежде всего надо твёрдо запомнить, что выезжать на проезжую часть на велосипеде могут только те, кто достиг 14-летнего возраста, а ездить на мопеде – с 16-летнего возраста. Но одного этого недостаточно, необходимо безукоризненно выполнять следующие требования: перед отправлением в путь велосипедист обязан тщательно проверить техническое состояние своей машины, исправность тормозов (исправные тормоза – гарантия безопасной езды на велосипеде), руля, колёс, звонка, световых приборов; по улицам и дорогам следует двигаться на расстоянии не более одного метра от тротуара или обочины шоссе; группе велосипедистов можно двигаться в один ряд (друг за другом); если велосипедисту нужно развернуться или повернуть налево, то делать это можно только на улицах с движением в один ряд, на которых отсутствуют трамвайные пути (в других условиях следует остановиться, сойти с велосипеда и, ведя его в руках, пересечь улицу); велосипедистам разрешается перевозить на велосипедах груз, но он не должен мешать им в управлении и выступать более чем на полметра за габариты велосипеда; велосипедистам запрещается ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, ездить, не держась за руль; велосипедистам нельзя перевозить пассажиров (взрослый велосипедист может перевезти ребёнка на дополнительном сиденье) дорожный знак «Велосипедное движение запрещено» - запрещает проезд в данном месте; ширина полосы для велосипедистов – 1м.
Тема: «Семья – это то, что с тобою всегда»
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи:
Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
Формирование практических навыков построения взаимоотношений
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Мотивационный блок. А) Работа с темой.
Определить тему урока, прослушав стихотворение:
Семья – это то, что мы делим на всех Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Б) Упражнение “Ассоциации”.
Обучающиеся делятся на две группы (вытягивают листочки двух цветов, после этого используют листочки для написания ассоциаций)
С чем у вас ассоциируется слово “семья”?
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Педагог зачитывает стихотворение:
Я над семьей Дышу благоговейно Скажу Вам правду, Не кривя душой, Что для меня Слова: очаг семейный – Несут понятие – святой. Н.Белоусов.
3. Основной блок.
А) Упражнение “Родословная”
Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.
Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Обучающиеся представляют свои родословные
– Знаете ли вы откуда вы родом?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?
– В честь кого вас назвали?
Б) Упражнение “Семейное счастье”.
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Время на подготовку – 7мин.
Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.
Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.
В) Упражнение “Обязанности в семье”.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?
Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?
После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
“Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.
Г) Упражнение “Конфликты”.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?
Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях.
Педагог зачитывает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Д) Упражнение “Какая будет ваша семья?”
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья?
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,
Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в “стариках” и “предках”.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Педагог: Подумайте, какие еще ассоциации возникли у вас после нашего урока.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
Беседа по Н-ПВ Психо - эмоциональные аспекты мальчиков и девочек» У каждого человека есть много друзей и приятелей. Но лучший друг может быть только один. С ним всегда можно поделиться секретом, посоветоваться. Именно он может поддержать в трудную минуту. С кем, как не с лучшим другом, можно приятно пообщаться на разные темы, в том числе любимые. У меня есть такой друг. Зовут его «имя» . Ему «возраст» лет. Он невысокого роста, стройного телосложения. У него карие глаза, небольшой прямой нос с горбинкой и светло-русые волосы. Одевается он стильно, старается следить за модой. «Имя» хорошо воспитан и вежлив: в общественном транспорте всегда уступит место пожилым людям. С теплом и заботой он относится к родным. Когда у него заболела бабушка, «имя» все летние каникулы провел, ухаживая за ней. Кроме этого, в свободное от учебы время «имя» любит играть в футбол, проводить время с друзьями. Однажды «имя» позвонил мне и пригласил поиграть с ним в футбол. Я сказал ему, что не могу, так как нужно навести порядок в квартире. Мой друг, не задумываясь, пришел мне на помощь. Мы принялись за уборку. Справились очень быстро. В итоге - квартира сияла от чистоты. Я поблагодарил «имя» , и мы вместе с ним пошли играть в футбол. Я счастлив, что у меня есть такой замечательный друг, как «имя» и очень дорожу его дружбой. Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта. Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.
Тема: «Что такое религия?»
Цель: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей. Ход классного часа 1. Оргмомент. - Ребята, наш классный час будет посвящён введению в новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вы будете изучать в 4 и 5 классах. Сегодня мы поговорим об основных религиях, существующих в мире, их создателях и основных принципах. 2. Ознакомление с понятием «религия», возникновением религиозных верований. - Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, квас, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им. На Руси наиболее почитаемыми были бог солнца Ярило и бог молнии и грома Перун . Вспомните, в каких литературных произведениях мы встречались с этими персонажами. В старину на Руси почитали также хранителей леса – леших, воды – водяных, русалок . У древней мордвы тоже были свои божества, например, Ведява и Верява, хранительницы воды и леса. (слайд). Так, благодаря таким понятиям и возникла религия. - Объясните, как вы понимаете слово «религия»? - Закончите фразу: «Религия в понимании древних – это …» (…вера человека в сверхъестественные силы добра и зла). Слайд. 3. Знакомство с возникновением основных мировых религий. - Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.
Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду, которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм. Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру. (Слайд) В связи с этими событиями изменилось и понятие религии. Теперь религию понимают не просто как веру в Бога, а как особое мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил и традиций. 4. Характеристика крупнейших мировых религий. - Что вы знаете о разных мировых религиях? Упорядочим ваши ответы в таблицу и сравним. - Какие выводы можно сделать? Все религии одинаковы? В чём их различия? - А есть ли в них общее? Чему учат? Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? 5. Обобщение. - Мы живём на планете, население которой более 6,5 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. А верить в Бога или не верить – решаете только вы сами.
Беседа по ПДД « Поездка за город» Цель: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам -Скажите, что такое безопасность? «Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности - "Азбука безопасности" - обозначает то, что мы с вами, ребята, будем учить правила безопасности движения на дорогах и улицах. Научившись разбираться в правилах безопасности, мы должны строго их выполнять - Эти знания необходимы и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге - просто обязательно. Давайте начнём наше путешествие - А на чём - А на каком виде транспорта вашем возрасте разрешается ездить? (велосипед - А с какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дороге?(с 14 лет - А какое основное назначение всех видов транспорта? (перевозка пассажиров и грузов - Когда мы идем по улице, мы - кто? ... (Пешеходы. - Где следует ожидать автобус, троллейбус или трамвай - Когда мы едем в общественном транспорте, мы - кто? (Пассажиры.) - Но мы не можем путешествовать, не вспомнив правил поведения - Молодцы! Запомните! Во время движения автобуса руками двери открывать нельзя. На остановке водитель откроет их сам Во время движения нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы не столкнуться с другой машиной Во время движения нельзя ходить по салону, а то можно упасть Если вошёл пожилой человек или мама с ребёнком, нужно уступить ему место.
Тема « 1 мая – День единства народов Казахстана» Цель: дать детям понятие о жизни и обычаях своей нации, воспитывать любовь и уважение к каждой нации. Оборудование: выставка рисунков, пословицы о родине, магнитофон, диски, кассеты, иллюстрации. (на сцену выходят дети в костюмах разных национальностей) Ведущий: Уважаемые дети, уважаемые гости! У нас сегодня необычный день, то есть необычный классный час. Посвящается наш классный час году межнационального единства в нашей Республике. Наш Казахстан, как огромный букет из разных цветов, богат на народы разных национальностей. В нашей республике живут казахи, башкиры, татары, русские, немцы, чеченцы, марийцы, удмурты, мордва и люди других национальностей. Все они живут в дружбе. Все они живут, как одна семья, уважая друг друга, помогая друг другу, в трудные минуты, вместе радуются и разделяют горести и печали. В нашей республике с каждым годом все больше и больше крепнет эта дружба. Поэтому 2012 год объявлен в нашей Республике годом межнационального единства. Казахстан - страна дружбы. Казахстан - страна чистоты В Казахстане никогда не поникнет цветок дружбы. В нашем селе живут казахи, татары, русские, немцы, чеченцы, белорусы. А сколько смешанных семей, т.е. мама - татарка, а папа - русский, или мама -немка, а папа - араб, папа-русский, а мама-казашка. Все они живут дружно, а дети разговаривают на разных языках, понимают оба языка. Только в нашей школе несколько таких семей. В наших классах есть и русские, и чеченцы и украинцы и все мы как одна семья. Расскажите о своих семьях (Дети называют состав семьи с разными национальностями). Стихи о родном крае. (Ученики 1-2 кл.) 1 ученик Как не любить этот край благодатный, Если живет там народ добрый, славный. Дружить со всеми мы желаем И всех к нам приглашаем 2 ученик Наш Казахстан Дружбой славится. И жить нам в Казахстане Очень нравится! Ведущий: Да все разных национальностей, но живем мы в Казахстане, который лишь похож на березовый лист. 3 ученик Казахстан - привольная земля, Нет лучше края для меня! И в ясный день, и в непогоду Мне дорога твоя природа. 4 ученик Твои леса, поля и горы, Равнины, реки и озера. Небес волшебных бирюза- Летящий ласковый простор. Все радует, ласкает взор. 5 ученик Какой закат! Какой рассвет! Нигде на свете краше нет. В лесах - березок хоровод, И пчелки собирают мед. 6 ученик В степях колышется ковыль, Коней табун вздымает пыль. Средь гор здесь города растут, Народы разные живут. 7 ученик А нефтяные вышки в ряд На страже мира все стоят. Богатая и щедрая земля- Казахстан страна - моя. Исполняется песня: «Туған жер» 3кл. Ведущий: А где ребята мы живем? (ответы детей) - Да правильно в Акмолинской области, Атбасарский район, с. Шуйское. Это наша малая Родина. Как мы ее любим! А сейчас обратите внимание на нашу замечательную выставку рисунков, в которой дети отобразили любовь к своей малой Родине.(дети рассказывают о том, что они изобразили в своих работах) Ведущий: У каждой нации свои обычаи и традиции? Какие традиции и обычаи вы знаете? (Ответы детей) Ведущий: А теперь послушайте немного об обычаях и традициях казахского народа. Демонстрация обряда « Атка мынгызу». Суть обряда посвящение мальчика, достигшего пятилетнего возраста в наездники. Взрослые благословляли и напутствовали его: Стань хорошим наездником! Ведущий: Всё дальше уходят от нас традиции встречать праздники всей семьей, в родном доме. Но если не пожалеть сил и времени, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: “ Вся семья вместе - так и душа на месте”. Но этих обычаев кто-то придерживается, кто-то нет, то есть – по желанию никто никого не заставляет. У разного народа разные обычаи, но обычаев и традиции можно придерживаться можно и не придерживаться, но мы должны жить в мире и согласии. Пришло время поиграть в национальные игры. 1. Казахская народная игра «Тюбетейка». 2. Русская народная игра «Колышки». 3. Азербайджанская народная игра «Чья шеренга победит». 4. Туркменская народная игра «Скачки». 5. Польская народная игра «Лавата». Исполняет сольный танец с лентой, ученица 4 класса Мустафаева Наргиз. Ведущий: Среди казахстанцев и дальше будет крепнуть дружба между людьми разных национальностей. Хотя мы все разных национальностей мы должны жить дружно, уважать друг друга и всегда оставаться друзьями. Ведущий: На этом наш классный час подходит к концу.
Тема: « 9 мая День Победы»
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский
Цели: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.
Оборудование: плакаты: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Нам этот мир завещано беречь» и др., аудиозаписи песен о войне, портреты пионеров-героев, выставка книг о войне. Орг.момент
Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.
Победа досталась нам дорогой ценой.
(Звучит песня «Священная война».)
Хотя прошло уже более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.
Чтец.
Война была священной.
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты.
Земли историю прочтет.
Прочтет о том, как под луною
Страна возмездием жила.
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув, к виселице шла.
Война священна. И Матросов
Всем сердцем лег на пулемет.
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмет.
Они уйдут в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря, внемля
Всей правоте твоей, Москва!
Автор: В. Фирсов
- Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне - каждый восьмой житель нашей страны.
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Рассказ танкиста
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка.
Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу...
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Автор: А. Твардовский
О детях войны
Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза... Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.
Что чувствовали, что переживали дети войны? Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.
А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Минута молчания.
(После минуты молчания ученики зачитывают небольшие доклады о пионерах-героях (домашнее задание). Учитель или библиотекарь проводит обзор выставки книг о пионерах-героях.)
Чтец.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Автор: М. Львов
Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Более трехсот раз повторен в годы войны бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Ложатся цветы на могильные плиты.
Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!
И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Это случилось 9 мая 1945 года.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз - поклон земной!
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днем!
С Днем нашей Славы! С Днем Победы! (Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).)
Подведение итогов
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько времени она продолжалась?
- Когда закончилась война?
- Кого из пионеров-героев вы запомнили?
Беседа по ПДД «Дорога глазами водителей»
Цель: довести до сознания детей, что на дороге все должны быть дисциплинированы и выполнять правила дорожного движения и водители и пешеходы. Задачи: - рассмотреть и проанализировать причины ДТП по вине пешеходов - создать рисунки, содержащие наглядную информацию и пропаганду ПДД по тематике: -Игры вблизи дороги, - Переход дороги перед близко идущим транспортом - Неожиданное появление из-за препятствия 1.Почему улицу надо переходить только по пешеходному переходу? 2.Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу? 3.Почему опасно переходить дорогу по пешеходному переходу наискосок? 4.Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода? 5.Почему недостаточно один раз посмотреть на проезжую часть дороги при переходе? 6.Как переходить улицу, дорогу при выходе из транспортного средства? 7.У школьника плохое зрение, он носит очки. Почему ему сложнее переходить дорогу? 8.Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь? 9.Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части? 10.В какие игры можно поиграть на дороге? - Что такое дорожно-транспортное происшествие? Верно, все то, что происходит с пешеходом, пассажиром, водителем, транспортным средством при допущенной ошибке на дороге. Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает. Вот вам несколько примеров. Этот день вся семья ждала, как большого праздника. И вот он настал. Виновница торжества – семилетняя Катя стояла перед зеркалом и тщательно рассматривала огромные белые банты, нарядный школьный костюм. Сегодня она станет первоклассницей. Родители спешили на работу, поцеловали Катю и пожелали ей счастливого пути. Из школы Катя не вернулась. Не пришла домой и бабушка, провожавшая её. Обе они были доставлены в больницу, т.к. попали в дорожно-транспортное происшествие. А случилось вот что. После занятий девочка всю дорогу рассказывала, как интересно в школе, чем они занимались, какая добрая у них учительница. За разговором бабушка и внучка не заметили, что вышли на дорогу на желтый сигнал светофора. Ближайшая к ним машина замедлила ход, т.к. водитель увидел пешеходов – нарушителей. Бабушка решила, что теперь они успеют дойти до разделительной полосы на середине дороги, и ускорила шаг. В этот момент из-за первой автомашины выехала другая. Водитель уже ехал на зеленый сигнал и не видел пешеходов, т.к. они были скрыты первым автомобилем. К счастью, бабушка и внучка сильно не пострадали и через несколько дней Катя уже вернулась домой. - Почему произошло это ДТП? - Кто виноват в случившемся? И так, причиной ДТП может стать неожиданное появление из-за препятствия (другого автомобиля, кустарника).