Разработка родительского собрания "Подростковый суицид"
Разработка родительского собрания "Подростковый суицид"
Оказание помощи родителям по проблеме подросткового суицида. Главная задача - расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Подростковый суицид"»
Тема выступления на родительском собрании: "Подростковый суицид"
ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.
ЗАДАЧИ:
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
Дать представление о субкультуре самоубийств, созданной в социальных сетях.
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.
Изложение материала.
(Слайд 1) Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы обсуждаем очень важную тему, это суицид среди подростков. Детская смерть, наверное, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить.
(Слайд 2) Информация к размышлению
Начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних.
В России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков, оконченных суицидов - около 1,5 тыс.
По некоторым данным в РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось почти в 2 раза.
20% суицидных попыток совершают дети и подростки.
Покушаются на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты, родители позволяют себе оскорблять детей, применяют насилие.
Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, уход из семьи отца.
(Слайд 3) Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашем ЦО 15% учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% из них были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей).
(Слайд 4) Нас, педагогов, в частности меня, как социального педагога, всё чаще волнует проблема сиротства не столько физического сколько духовного – социального сиротства. При живых родителях и порой при полном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным! Семейные обстоятельства бывают разные, часто непростые. Многие родители настолько погрузились в работу (и часто по понятным причинам), что порой забывают о материнской и отцовской любви и ласке. А это беда для ребенка, если нет душевной теплоты, если он не ощущает внутренней близости самых родных, незаменимых людей. Дети очень ранимы, эмоциональны, им нужны забота, любовь, а от них все чаще отмахиваются со словами «Мне некогда», «Я устал(а)», «Я убегаю на работу»
(Слайд 5) Информация к размышлению.
1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств – семейные конфликты с родителями: 46%.
2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) : 24%.
3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.
4. И внимание - 15% суицидентов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Причиной самоубийства может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви. Иногда депрессия может и не проявляться явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, например, вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к алкоголю или наркотикам. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Надо заметить, для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.
Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств.
(Слайд 6) И здесь надо сказать о столь популярных социальных сетях интернета, где несчастные дети ищут единомышленников.
Вред социальных сетей заметен не сразу: сначала ты загрузил фотографии, нашел одноклассников, однокурсников, и все так интересно и не вредно. Но потом тебя затягивает в этот вид общения, и ты становишься зависимым. А страшнее всего оказаться в виртуальных группах, провоцирующие молодых людей на самоубийство.
Часто встречается банальная история: увидел, полюбил, повстречались, расстались, теперь она (или он с другим). И вот подавленный подросток оказывается в социальных сетях, где находит людей, которые его понимают. Они объединяются в группы, которые советуют избавить себя от проблемы самоубийством, рассказывают о способах.
Действительно, есть множество таких групп (я лично просматривала в популярных соц.сетях, одноклассниках и вконтакте), в каждой минимум человек 100. Откликаются на сообщения в таких группах те, кто сам пережил что-то подобное (разлука, проблема в семье)
Приведу пример. Группы «Мне хочется выть», «Суицид». Там можно увидеть сообщения следующего содержания (цитирую):
«Как можно умереть, чтобы было не больно?»
«Какие таблетки надо съесть, чтобы умереть?»
«А не проще скинуться с крыши? Будет наверняка… Сама собираюсь»
«Я прыгаю. 8 этаж. Завтра покажут в новостях. Это так мило»
«Просто поделитесь своими знаниями о том, какие быстрые и безболезненные способы уйти из жизни вам известны…»
«Если много раз не получилось, значит не хотела»
«Плохо пыталась – пистолет и все»
«Лучше бритвой по венам»
Интернет-сообщества суицидальной направленности и "Клубы самоубийц" вместо оказания реальной помощи и поддержки могут спровоцировать и подтолкнуть подростка к самоубийству. В настоящее время проводится работа по фильтрации и блокировке таких сайтов и групп, но на сколько эффективно сказать не могу, они до сих пор существуют.
Соц. сети - это область интернета, где засиживаются больше половины компьютерных пользователей. Среднее время, которое тратит пользователь в соц. сети равно 3 часам в день. Некоторые родители считают, что такой распорядок дня не так уж и плох: где мой сыночек или дочка? А он сидит за компьютером, а не бегает где-нибудь по улицам, ничего страшного. Но что ребенок оттуда возьмет для себя?.. Самый простой выход из ситуации – организовать увлечение по интересам –например, кружок, спортивная секция. Ребенок должен развиваться физически, а не от интернет-сайта.
(Слайд 7) Приведу статистику о возникновениях мыслей о суициде у подростков.
(Слайд 8) Психологический смысл суицида:
Призыв
Протест, месть
Избежание страдания
Самонаказание
Отказ
Физическая смерть не всегда цель суицида.
Попытка самоубийства — это крик о помощи. Человек хочет привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Это наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
(Слайд 9) Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Как услышать крик о помощи?
Во-первых, надо учиться быть терпимыми, способными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка.
Во-вторых, родителям следует помнить:если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.
(Слайд 10) Если вы чувствуете необходимость в консультации с психологом, созданы бесплатные горячие линии экстренной помощи. Телефоны доверия для вас и ваших детей вы можете найти на нашем сайте
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину взаимоотношений с ребёнком.
Вы каждый день говорите ласковые слова? Разговариваете по душам?
Раз в неделю проводите с ним досуг?
Вы обсуждаете с ним семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
О его увлечениях, занятиях? Его влюблённости, симпатиях?
Какой его любимый и нелюбимый предмет в школе?
Вы первым идёте на примирение, разговор?
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
(Слайд 11) Закончу свое выступление коротким социальным роликом (http://www.youtube.com/watch?v=dUx84a7Uqsc)
(Слайд 12)
Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от многих зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
2. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.