воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Ход занятия
1. Вызов. 10 мин.
Учитель: – Что вы видите на слайде? (Слайд № 2)
– Какую работу можно выполнить с этими буквами?
– У вас на столах лежат точно такие же буквы. С соседом по парте составьте из этих букв слово. Проверим, что получилось. Предположите, о чем мы будем сегодня говорить.
Здоровье для человека – самая главная ценность. Возьмите лист, посмотрите какой он ровненький и красивый. Теперь сделайте из него шарик, а теперь разверните его и попробуйте его разгладить, чтобы он был таким же ровненьким, как и в самом начале. Не получилось?
К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем И сегодня мы поговорим о здоровье. Прочитайте тему нашего занятия.
Но сначала скажите, как вы понимаете, что такое здоровье?
– А теперь прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова. (Слайд № 2)
– У вас на столах листы. Запишите несколько фраз, связанные со здоровьем, которые пришли вам в голову.
– Сравните свои записи с записями соседа.
– Озвучьте свои записи.
– А теперь прочитаем мысли выдающихся людей. Как они понимают, что такое здоровье? (Слайд № 3)
«Здоровье – это единственная драгоценность! (Монтень)
– Задумайтесь над этим высказыванием. (Слайд № 4)
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот)
– Объясните это высказывание.
– Вы произнесли свои высказывания, заслушали мысли выдающихся людей.
– Чьи мысли вам показались важными, самыми ценными, почему?
2. Осмысление. 20 мин.
Уч: – Наш классный час посвящен здоровому образу жизни.
– Какие правила здорового образа жизни вы знаете?
Правильное питание.
Занятия спортом.
Вредные привычки.
Закаливание. Гигиена. Режим дня.
Вы уверены в том, что, соблюдая все перечисленные вами правила, вы будете совершенно здоровы? Всё, о чём мы сейчас с вами говорили, это физическое здоровье человека.
– Вы испытывали когда-нибудь такое состояние, когда вы совершенно здоровы, но вам плохо?
5. Чтение рассказа Александры Герасимовой «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО "СТОП"
Случилось так, что всю неделю Маруся ссорилась с мамой. Какое бы замечание мама ей ни сделала, Маруся сразу начинала грубить. И в результате они ссорились, иногда даже плакали, потом мирились, но скоро снова ссорились.
Сидит Маруся после одной из таких ссор в своей комнате и плачет.
(- Маруся здорова, но ей … Как вы поступили бы в данной ситуации?)
Тут приходит к ней бабушка, садится рядышком и говорит:
— Твоя беда, внученька, в том, что ты не можешь вовремя остановиться. Но из-за этого не только все расстраиваются, но и жизнь у тебя выходит совершенно однообразная. Мама что-нибудь скажет, а ты сразу грубишь в ответ, вот вы и ссоритесь. А потом: ты — плачешь, мама — плачет, папа хмурится, а кот с собакой прячутся, кто куда, не найдешь. И так изо дня в день. Мне уже даже немножко скучно. А тебе самой, неужели не хочется разнообразия? Может, попробуешь, хотя бы ради интереса, в ответ на замечание или пожелание — не рассердиться. Скажи про себя: "Стоп!", а вслух что-нибудь спокойное и доброжелательное и посмотри, что из этого выйдет. А вариант со ссорой у тебя всегда в кармане.
Выслушала это Маруся и легла спать. А на следующий день пришла с прогулки позже, чем обещала. Мама и говорит ей: "Маруся, ну как так можно, я же волнуюсь!" Маруся только захотела нетерпеливо сказать: "А откуда я время узнаю, часов-то у меня нету!" Но тут вспомнила, что говорила ей бабушка, хлоп себя по карману, где "лежит" вариант с ссорой, произнесла про себя: "Стоп!", а вслух: "Извини, мамочка, я не хотела, чтобы ты волновалась, просто мы заигрались!" Мама как услышала такое, так и замерла на месте прямо с тарелкой супа в руках. А потом даже забеспокоилась: не случилось ли чего с дочкой? Смотрит, вроде царапин никаких нет, одежда не порвана, лоб даже потрогала на всякий случай. Маруся на это опять чуть не рассердилась, но вовремя успела сказать себе: "Стоп!"
Слово "Стоп!" оказалось поистине волшебным. В тот вечер у всех в семье было хорошее настроение. Мама на радостях даже приготовила праздничный ужин. Все сидели за столом, весело беседовали, а папа думал о том, что новые часы свой дочери он купит непременно водонепроницаемые и противоударные.
Совет: попробуй вовремя остановиться, когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить себе "Стоп!" — и сможешь избежать многих неприятных ссор.
Выведение нового правила.
Издревле известно, что причина многих болезней начинается с нашего неправильного поведения и неправильных поступков в жизни. Такие качества, как злоба, вражда, ссоры, зависть, гнев, разногласия, ненависть, доставляют человеку много неприятностей. Его часто мучает совесть, ему становится стыдно. И если человек не исправляет себя, то заболевает уже и тело.
- Вспомните главное правило правильного поведения?
Правило «Не делай другим того, чего себе не желаешь».
- Какое новое правило вы хотели бы добавить к нашим правилам здорового образа жизни?
– Получается, что вы знаете правила здорового образа жизни? Это хорошо!
– А всегда ли вы их выполняете? Почему не выполняете вы их?
– Разобраться в этом вопросе нам поможет сказка.
Читают сказку хорошо подготовленные заранее ученики.
«Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в горле что-то щекочет. Открыла рот – изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг и к Маше на живот.
– А ну-ка, кыш с моего живота, – закричала Маша, – мой живот. Не позволю его топтать!
– Так и мы твои, – запищали человечки
– Как это мои? – возмутилась Маша, – я вас незнаю.
– А вот посмотри на меня внимательно, – сказал один человечек, – я – твояЗлючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычокдергаю, слова говорю...
– А я – твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь,это я тобой командую.
– А мы, сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, – каким-то противнымголоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.
– Что-то вы мне не очень нравитесь, – прошептала Маша.
– Ну, это ты неправдуговоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут насКапризулька и Нашеюмамесадилка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и мамузаставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться ... Еще когда?
– Надоели все! – завизжала Маша.
– Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю,мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!
– Хоть тут призналась честно, – вздохнул человечек, похожий на ежика.
– Я,Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.
Ничего не смоглаответить Маша, заплакала она громко.
– Никто меня не любит, не жалеет.
И услышала тогда голос ехидно-ласковый;
– Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие-то человечки посыпались.
Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
– Мы частички Маши – Хозяюшки нашей.
Я – Добрушка-Хохотушка.
Я – Старалка-Помогалка.
Я – Люблюшка-Приласкушка.
Улыбнулась тут Маша и сказала:
– Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь.
Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого-то дальше поставлю.
Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь.
А вот ты, Ленючка,стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать нехочется.
И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницулюблю, класс свой».
Расставила наша Маша своих человечков, расставила и задумалась:
– Да, вы моичеловечки, это верно.
Боялка моя и Наоборотка моя.
Капризулька моя и Добрушка Моя.
НО
Я не есть моя Боялка – не всегда боюсь.
Я не есть моя Ленючка – не всегда ленюсь.
Я не есть и Хохотушка – не всегда смеюсь.
И не Злючка никакая – не всегда ведь злюсь.
Кто же Я?
А Я есть Я.
А Боялка и Добрушка
Капризулька и Люблюшка
Это все мои друзья.
Но командую здесь Я,
Я – Маша,
Я – человек.
Я – житель планеты Земля.
– Чему научила вас сказка?
– Что поможет нам с вами изжить отрицательные черты характера? (Умение управлять собой)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы жить по правилам здорового образа жизни надо уметь управлять собой
4. Творческое размышление.
Уч.: – Представьте себе, что с вами произошёл точно такой же случай.
– Подумайте, а как бы назывались ваши человечки? Попробуйте и вы расставить своих человечков по отношению к себе. Кого-то близко, кого-то дальше, а кого-то совсем далеко.
Микровывод: – С какой целью мы с вами выполняли эту работу? (Чтобы выявить в себе отрицательные качества и изживать их.)
– А какие факторы здоровья помогают нам изживать отрицательные качества характера? Давайте вспомним их, прослушав стихи детей и составим кластер? (Слайд № 7)
Ученик 1.
Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку! Позабудь про телевизор, Mapш нa улицу гулять – Ведь полезней для здоровья Свежим воздухом дышать. Нет плохому настроенью! Не грусти, не хнычь, не плачь! Пусть тебе всегда помогут Лыжи, прыгалки и мяч! Хоть не станешь ты спортсменом, Это право не беда – Здоровый дух в здоровом теле Пусть присутствует всегда! (Движение, спорт)
Ученик 2.
Нет – болезням, нет – заразе, Витаминный комплекс пью! Хвори наши исцелит Вкусный, детский “Компливит” Там и кальций и железо, Для здоровья так полезно! И зимой и теплым летом Овощи и фрукты, ешьте все подряд. Ведь недаром говорят: “Здоровье близко – Ищи его в миске”. (Питание)
Ученик 3.
Ты с красным солнцем дружишь, Волне прохладной рад, Тебе не страшен дождик, Не страшен снегопад. Ты ветра не боишься, В игре не устаешь, И рано спать ложишься. И с солнышком встаешь. Зимой на лыжах ходишь. Резвишься на катке, А летом загорелый, Купаешься в реке. Ты любишь прыгать, бегать, Играть тугим мячом, Ты вырастешь здоровым! Ты будешь силачом! (Режим дня и закаливание) (Слайд № 7) (Слайд № 8)
- Дорогие ребята, мне очень хочется видеть вас крепкими, улыбающимися, здоровыми детьми. Ведь здоровье не купишь ни за какие деньги. Я сейчас подарю вам рецепты, надеясь на то, что они помогут укрепить ваше здоровье.
7. Рецепты здоровья
1.«Если хочешь быть здоров - закаляйся».
2.«Сочетай отдых и работу».
3.«Больше двигайся».
4.«Курить - здоровью вредить».
5.«От улыбки станет всем светлей».
6.«Ешь правильно - и лекарство не надобно».
7.«Ужин не нужен, был бы обед».
8.«Каковы еда и питьё - таково и житьё».
9.«Хорошо прожуёшь - сладко проглотишь».
10.«Чем больше пожуёшь, тем дольше проживёшь».
11.«Руки мой перед едой».
12.«Будьте активными».
5. Итог:
– Зачем нам нужно это занятие? (Чтобы вспомнить что необходимо делать, чтобы быть здоровым)
– Что вам показалось важным на занятии? (Необходимо учиться управлять собой)
Продолжите:
Было интересно…
Я понял…
Хочу похвалить…
Учитель: – Так учитесь, ребята управлять собой, изживайте отрицательные качества своего характера.
– Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло не даром, и вы многое запомнили для себя. Так будьте здоровы!!!