- Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, сигнальные карточки, индивидуальные задания.
ХОД мероприятия
1.Организационный момент.
Дети сидят за столами, На столах – салфетки. На тарелках – салаты из сырых овощей : из моркови с добавлением сахара и майонеза, из капусты, моркови и яблок, из свёклы, лука, чеснока с добавлением изюма, майонеза. Вилки, стаканы с соком. На доске плакаты: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», «Предпочти конфетам фрукты – очень важные продукты!».
Учитель: «Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!» Когда мы произносим эти слова, т о искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы им было тепло и уютно рядом с нами.
( Входит Сладкоежка. На нем гирлянда из разных сладостей. В одной руке бутылка газированного напитка, в другой – пакет с колбасой и конфетами.)
Сладкоежка: Я Сладкоежка Сладкоежкин ,
Люблю вкусно поесть.
Мармелад, мороженое,
Отличное пирожное!
Булочки, ватрушки,
Сдобные пампушки,
«Марсы», чипсы и «Пикник»
Развивают аппетит.
( Садится за стол и достаёт содержимое пакета)
Этот тортик мне,
И колбаска мне,
И конфетки мне,
Не подходи ко мне!
Учитель: Сладкоежка, я не могу поверить, что ты один сможешь съесть всё это.
Сладкоежка: Съем и никому не дам, ведь я очень люблю вкусно покушать! Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела! А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!
Учитель:Дети, почему Сладкоежка заболел? Да, вы правы. Сладости мы любим, но есть их нужно понемногу. Иначе можно заболеть. Нужно помнить, что еды много, а здоровье одно. Надо научиться отказывать себе во многих вкусных продуктах, которые вредят здоровью, например: чипсы, напитки пепси, фанта. Нужно научиться выполнять правило здорового питания: « Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то , что хочу есть я». Поэтому пришла пора поговорить о правильном питании.
- Что включают в себя основы здорового образа жизни? ( Ответы детей). Ко всему сказанному подходят слова: ( хоровое проговаривание « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Учитель: Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых. ( слайд 2 ( см. презентацию)). Главное, дети вы должны научиться не болеть, ценить своё здоровье. Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организацией труда, отдыха и питания. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами. Зачем человек ест? ( Рассуждения детей _ ( слайд 3).
- Вы правильно определили, зачем человек ест, Без еды человек не может долго прожить, Еда ему необходима в течение всей жизни. И сегодня мы продолжим постигать тайны здорового образа жизни. Мы узнаем о составе пищи и какую пищу необходимо принимать человеку.
- Есть такая пословица: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей». (слайд 4 ). Объясните её смысл.
Ученик: Если человек долго не ест, то организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца, а без воды 3-4 суток.
Учитель: - Какой вывод сделаем? ( слайд 5 )
- Чем питаются животные? ( слайд 6 )
- Одни из них едят только растительную пищу и их называют травоядными. Назовите травоядных животных. Другие животные питаются мясом. Это хищники. Назовите представителей хищников. ( слайд 7 ) .
И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. ( слайд 8) - Как видите, животные едят только то, что им полезно. И у них редко болят желудки. Давайте посмотрим, как работает пищеварительная система человека. ( слайд 9).
- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дольше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка, Из желудка попадает в тонкий кишечник и окончательно переваривается. Дальше она попадает через стенки кишечника в кровь и поступает ко всем органам. Но далеко не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. А какие продукты мы потребляем, давайте отгадаем:
ЗАГАДКИ:
Сверху зелено, снизу красно, а в землю вросло. ( Морковь).
Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста).
Сидит барыня в ложке свесив ножки? ( Лапша).
Всем к обеду нужен, а не всякий сделает? ( Хлеб).
Твоему мячу подобен, только вкусен и съедобен. Хоть зелёные бока - мякоть красная сладка. ( Арбуз).
В чай кладу его порой. Чай становится такой вкусный, ароматный, витамином С богатый. ( Лимон) .
Чистое небо, да не вода. Клейкое, да не смола. Белое, да не снег. Сладкое, да не мёд. От рогатого берут, малым детям дают. ( Молоко).
- А какие ещё молочные продукты вы знаете? ( слайд 10).
ИГРА «Угадай-ка» ( Назовите молочный продукт, ваш сосед – другой молочный продукт)
( Молоко-простокваша-кефир-йогурт-ряженка-сыр-масло-творог-сливки-снежок-топлёное молоко и др.)
Учитель: - Скажите, а почему бывают полные люди? ( Неправильно питаются). Переедать очень вредно для организма. Желудок и кишечник не успевают всё переварить. Какое правило надо соблюдать, чтобы правильно питаться? ( Умеренность). И соблюдать режим дня тоже очень важно.
- сколько раз вы питаетесь в школе? Какую пищу по составу вы едите каждый день? ( Разнообразную) ( слайд 11).
ВЫВОД: 1. В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.
2. Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это белки ( строители). Они содержатся в сыре, рыбе, яйцах, молоке.
3. Другие продукты содержат жиры, которые помогают организму защищаться и не уставать. Жиры содержатся в масле, орехах, сметане.
4. Третьи продукты содержат углеводы, которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать и не уставать. Много углеводов содержится в мёде, крупах, овощах, фруктах, муке, картофеле.
( слайд 12).
Учитель: - А ещё в продуктах много веществ, которые помогают организму расти, развиваться. О них мы узнаем, если разгадаем кроссворд. ( слайд 13).
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостью каждый в доме рад.
Это сладкий ….(Виноград)
2. Младший брат апельсина. (Мандарин).
3. Маленькая печка с красными угольками. ( Гранат).
4. Все о ней боксёры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа …( Груша).
5. Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ..(Лимон).
6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый ..(Апельсин).
Далеко на юге где-то
Он растёт зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас).
Как назвать всё это одним словом? (Фрукты).
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины).
Учитель: Необязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины живут рядом с нами. Вот они.( Показывает на овощи и фрукты. Скоро весна. Весной наш организм нуждается в витаминах, которые не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают вместе с пищей. Зимой мы в основном едим мясо и разные мясные продукты, они содержат белки, жиры, углеводы, а витаминов в них мало либо совсем нет. Поэтому наш организм становится слабым.
Ученик: ВИТАМИН С – если хотите реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен он. Этот витамин есть в овощах и фруктах.
Ученик:ВИТАМИН А – если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен этот витамин. Он есть в моркови, яблоках, зелени, луке, горохе, молоке.
Ученик:ВИТАМИН Д – он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Он содержится в рыбе, морепродуктах, твороге, желтке яйца.
Ученик: ВИТАМИН В – если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчатся и плакать по пустякам. Этот витамин содержится в овсянке, чёрном хлебе, в орехах, молоке, йогурте.
Учитель: Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Вершки и корешки». Я буду называть овощи, а вы, если мы едим подземные части, будете приседать, а если наземные – вставать во весь рост и вытягивать руки вверх ( Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька ).
( Далее дети рассказывают о свойствах овощей и после этого едят салаты).
- А какой овощ можно назвать чемпионом? ( Тыква)
- Правильно. В ней особенно много веществ , препятствующих возникновению воспалений кишечника. Тыква улучшает пищеварение , поэтому её включают в диетический рацион при ожирении, болезнях почек. В мякоти тыквы обнаружен витамин Т , который способствует усвоению тяжёлой пищи.
Игра « Что разрушает здоровье, а что укрепляет?» ( слайд 14, 15).
Будешь кушать «Сникерс» сладкий, ( будут зубы не в порядке)».
Учитель: Наш разговор о правильном питании подошёл к концу. Я вам желаю крепкого здоровья, выполнять правило здорового питания. Давайте его повторим : « Нужно есть то, что требуетсямоему организму, а не то, что хочу есть я». ( слайд 16).Кроме того, дарю вам тыквенные семечки, чтобы вы смогли вместе с родителями вырастить этот чудодейственный овощ, и рецепт приготовления варенья из тыквы.
Варенье из тыквы»: «Мякоть тыквы пропустить через мясорубку. Можно прибавить для аромата немного молотой гвоздики и ванилина. Смешать мякоть тыквы с сахаром, взятым из расчёта: на 350 г мякоти 650 г сахара. Посуду с этой смесью поставить в воду, нагретую до 30 градусов, помешивать деревянной лопаткой 30-60 минут. Когда сахар полностью растворится, варенье готово. Переложить в банки и хранить в прохладном месте.».)
Литература:
Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. М., 2001.
Трушкина Л.А, Хрен да редька, лук да капуста. М., 1993.
Волков В. Русская деревня. М., 2005.
Похлёбкин В.П. Уроки здоровья. М., 2000.
Ломовцева Н.И., Иванова Л.В. Если хочешь быть здоров – правильно питайся. Журнал «Начальная школа» №4 , 2008.