Разработка родительского собрания "Проблема насилия в семье"
Разработка родительского собрания "Проблема насилия в семье"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. В семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Проблема насилия в семье" »
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. В семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.
На развитие ребёнка влияние родителей огромно. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.
Жестокость и насилие в современном мире нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей, более 50 тыс. детей убегают из дома; около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством.
Наказание все еще остается распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.
В нашем обществе, к сожалению, уровень культуры межличностного общения низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания. Возложение на себя чисто формальных функций – внешней заботы – часто приводит к внешнему воздействию на ребенка: “Поешь”, “Убери в комнате”, “Не задерживайся” и т. д. А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие фильмы, книги, музыка привлекают его, а что не интересует? Вне внимания родителей часто остаются внутренний мир ребенка, его отношение к людям, окружающему миру, самому себе.
Часто родители жестко контролируют и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной. Постоянный контроль вызывает протест ребенка, особенно подростка, ведет к конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания, и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, насилия.
Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к пику жестокости. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45–49 % семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.
Я провела родительское собрание на тему «Проблема насилия в семье» в 3 и 4 классах.
Цели:
проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.
убедить родителей во вреде насилия над детьми;
показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей;
определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье;
Участники: классный руководитель, родители учащихся 3 «В» и 4 «А» классов, социальный педагог Мельниченко Г.Н., психолог Поплаухина Л.Н.
Оформление и оборудование:
Презентация.
Проектор, экран, ноутбук.
Памятки-советы для родителей.
Листы с педагогическими ситуациями.
Оформление результатов анкетирования родителей и учащихся в виде диаграммы.
1. Подготовительная работа:
До проведения собрания по данной теме провела анкетирование учащихся и их родителей, проанализировала, обобщила результаты. Анкетирование проводилось анонимно.
Цель анкетирования: исследование детско-родительских отношений.
Анализ анкетирования
Проведенное анкетирование позволило ответить на вопросы:
Является ли насилие типичной реакцией родителей на непослушание ребенка?
Какие формы насильственных действий используются в семейном “воспитании”?
Разработка памяток для родителей совместно с социальным педагогом и психологом.
Ход собрания
I. Организационная часть.
Родители по желанию занимают места в аудитории, образуя микрогруппы.
Классный руководитель: Нестабильность экономическая и социальная современной России на протяжении последних десятилетий способствовала падению человеческих ценностей и привела к появлению многих социальных проблем. Сегодня мы проводим родительское собрание по одной из этих проблем. Итак, участники родительского собрания. ( Перечисление).
Классный руководитель: Сформулировать проблему, которую нам предстоит сегодня решить, поможет видеоролик (просмотр видеоролика, родители определяют тему)..
II. Классный руководитель: Проблема насилия в семейной, детской и подростковой среде в России начинает становиться предметом общественной и государственной политики. Страшные цифры статистики заставляют задуматься.
Слайд
2000000 детей – беспризорников
Более 500000 детей убегают из дома и интернатов по причине жестокого обращения
Около 17 000 детей становятся жертвами преступлений
2000 детей ежегодно становятся жертвами убийств, причем 505 детей были убиты своими родителями и опекунами
74 % преступлений против личности совершены детьми, которые подвергались насилию в семье
Это общероссийские цифры. К сожалению, Кировская область не исключение из этой статистики. Давайте посмотрим фрагмент Кировских новостей канала «Вести».
Слайд
Статистика по Кировской области:
более 200 детей подверглись побоям родителей;
было выявлено и взято на контроль 1970 семейных скандалистов;
увеличилось количество случаев избиения детей, преступлений с их участием на сексуальной почве на 90 процентов;
7 920 женщин пострадало в прошлом году от рук мужей;
1900 горе - родителя поставлены на учёт;
более 5000 тысяч привлечены к ответственности;
около 600-т лишены родительских прав.
Насилие в семье
24 мая 2010.
От насилия в семье в России ежегодно страдают два миллиона детей. И эта статистика касается лишь грубого физического воздействия. Количество семей, где к детям применяется более изощренное насилие - психологическое либо экономическое, - никто не считал.
По мнению психологов, в период кризиса каждая семья рискует столкнуться с проблемой семейного насилия. Снижение уровня заработной платы, вероятность лишиться должности или потерять социальный статус все это повышает уровень агрессии в семье. А эмоциональная напряженность зачастую вымещается на самом слабом и беззащитном члене семьи - ребенке.
«Наша основная задача - это переориентация людей на уровне ценностей и социальных навыков. Чтобы когда у человека возникла в жизни проблема, то ему просто не приходило в голову применить насилие, а пришло в голову применить что-то другое - диалог, технологию мирного решения, но не насилия. Сейчас мы живем в культуре насилия, сейчас первое, что приходит в голову - это жестокое выяснение отношений и детьми, и взрослыми».
Ирина Анисимова шестнадцать лет работала с детьми, пережившими самые тяжелые формы насилия, а потом решила: нужно исправлять конфликтные ситуации в семьях еще до их возникновения. Предупредить всегда легче, чем пытаться стереть из памяти ребенка то, что он пережил.
«Как у нас СМИ борются с насилием? Они показывают жестоко травмированных детей. Зачем? Вы снимите репортаж о том, как ребенка воспитывать. Зачем снимать о ребенке-жертве? Подавляющее большинство родителей себя не отнесут к этой категории: "Мы со своими детьми себя так не ведем, не избиваем, а значит, тема жестокого обращения нас не касается". СМИ жесточайшим образом искажают ситуацию. Они создают у родителей иллюзию, что у них все хорошо, так как они ничего такого страшного не делают».
Проблема насилия, как считает психолог, состоит в том, что зачастую оно является скрытым. Насилие может быть психологическое или экономические. Неудовлетворение потребностей ребенка в пище, одежде, игрушках так же является одной из форм насилия. Депрессия и эмоциональная подавленность - это еще не синяк, за который может следовать уголовная ответственность родителей, но уже глубокая психологическая травма, которая помешает ему в будущем стать успешным и счастливым человеком.
Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Психолог обобщает мнения участников собрания.
Психолог. Важно понять: воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их к себе. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, то есть заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ребенок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.
К сожалению, в некоторых семьях еще физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Противником физических наказаний был А. С. Макаренко.
В своих работах он показал их огромный вред для дела воспитания. А. С. Макаренко считал, что физические наказания для ребенка являются «трагедией боли и обиды, трагедией жестокости, детского терпения». В таких семьях нет настоящей дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них.
Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.
В некоторых семьях детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребенка появляется отвращение к труду и само наказание приводит его к вредной логике: если провинился – обязан трудиться, а если не провинился – трудиться не обязан. В отдельных семьях в качестве наказания детей лишают пищи. Этого делать ни в коем случае не следует, так как подобные наказания озлобляют ребенка против семьи: ведь потребность в пище – это естественная потребность, и она должна быть удовлетворена.
Эффективность поощрений и наказаний детей в семье может быть достигнута при определенных условиях.
Родители должны быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Требования к детям надо предъявлять разумно, считаться с их интересами.
Ребенку следует объяснить, почему тот или иной его поступок заслуживает осуждения. Независимо от возраста ребенок должен понять, что несет наказание заслуженно, и внутренне готовиться к тому, чтобы впредь этих поступков не совершать.
Выбирая меру наказания, родители должны учитывать, первый ли раз совершен проступок или уже сложилась определенная практика непослушания. В этих случаях мера наказания не может быть одинаковой: более строгое наказание должно быть применено во втором случае.
Родители должны быть справедливы при осуждении детей.
Пример. Двое подрались. Прежде чем кого-то наказать, родителям следует разобраться и выяснить причины драки, проявить такт в выявлении виновного и только тогда наказать. Нельзя наказывать сгоряча. Разгневанная мать может наказанием обидеть ребенка, а позже выяснится, что можно было и не наказывать, а ограничиться замечанием.
В каждой семье с учетом индивидуальных особенностей детей с годами устанавливается своя система применения поощрений и наказаний. При этом следует учитывать и общий стиль взаимоотношений в семье, чувствительность ребенка к замечаниям старших, общую его воспитанность. Младшего члена семьи могут наказать все ее старшие члены (дедушка, бабушка, мать, отец, брат, сестра), но от лица всей семьи.
Иногда косвенное воздействие оказывает на ребенка более сильное влияние, чем прямое. Младшим школьникам и дошкольникам бывает подчас полезнее прочитать рассказ или сказку, в которых говорится о подобных ситуациях, и осознать, какую оценку этот поступок заслуживает.
Нельзя злоупотреблять не только наказанием, но и поощрением. Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания. Оно развивает у ребенка самодовольство, тщеславие, зазнайство. Поощрять надо в меру, чтобы поощрение действительно выполняло функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание еще лучше учиться, исправить свое поведение в чем-то еще.
III. Ознакомление с результатами анкетирования.
Председатель родительского комитета знакомит собравшихся с результатами анкетирования учащихся и их родителей.
IV. Работа в микрогруппах (практикум для родителей).
Каждая микрогруппа получает лист с педагогическими ситуациями. После коллективного обсуждения представители групп знакомят остальных участников собрания с содержанием педагогических ситуаций и их решением.
Педагогическая ситуация 1.
Мама пришла с родительского собрания, на котором говорили об отставании ее сына по русскому языку. И вместо того, чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мама говорит сыну: «Да в кого же ты у нас такой тупой, только ты один получил двойку за диктант».
Права ли она? Как поступили бы вы?
Педагогическая ситуация 2.
Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребенку.
Права ли она? Как поступили бы вы?
Педагогическая ситуация 3.
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.
Права ли она? Как поступили бы вы?
Педагогическая ситуация 4.
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
Педагогическая ситуация 5.
Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
Педагогическая ситуация 6.
Ребенок просит купить конструктор. А взрослые обещают: «Вот закончишь учебную четверть без троек, тогда и купим конструктор».
Какие допущены ошибки? Как поступили бы вы?
К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся:
Чувства– никчемность (бессилие); чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение); унижение; принятие жестокого обращения.
Поведение – проигрывание ситуации (уединение); стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость; слабая школьная посещаемость).
Физические показатели (испытали жестокое обращение, детьми пренебрегают); получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли, боли в животе; отставание в развитии.
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется жестокое обращение. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.
Проявление страхов. Дети из семей, где практикуется жестокое обращение, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.
Внешнее проявление поведения. Дом, в котором прибегают к жестокому обращению, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка жестокого обращения и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или агрессивным поступкам. Неспособность выразить чувства вербально.
Наблюдая за практикой жестокого обращения в семье, дети приходят к выводу, что жестокое обращение есть способ, которым “взрослые” решают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить жестокое обращение и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети –являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.
Проявление стремления защищать мать. Многие дети из семей, где практикуется жестокое обращение, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с этим. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.
Разочарование. Жизнь в таких семьях очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроенны, разочарованны, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. Многие матери, которые не хотят настраивать против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать с синяками и со следами побоев, и когда ему говорят: “Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит”, то приходит к выводу: быть любимым – значит испытывать физическую боль.
Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало времени на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникнуть чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к жестокому обращению, данный факт не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе, с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными.
Чувство разочарования по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом в независимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце, и т. д.
V. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.
Приложения:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Как выйти из ситуации, когда кажется, что нужно применить наказание:
1. Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя чего-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.
6. Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.
7. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
8. Не предъявляйте ребенку непосильных требований.
9. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
10. Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.
Пусть вашим основным методом воспитания будет ненасилие!
Анкеты:
Анкетирование учащихся: цель - выявить уровень гуманности взаимоотношений родителей с детьми.
Инструкция. Для каждого высказывания выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово.
1. Мама со мной ласкова…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
2. Папа со мной ласков…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
3. Мама на меня кричит…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
4. Папа на меня кричит…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
5. Мама может меня ударить…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
6. Папа может меня ударить…
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) никогда.
Анкета 1(для учащегося)
1. Когда ты не согласен с родителями, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются убедить, уговорить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) не обращают на тебя внимания;
д) могут ударить;
е) пытаются объяснить, что ты не прав;
ж) другое __________________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию на тебе?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое_________.
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) “разрядка” их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);
в) ссора родителей;
г) когда ты чего-то просишь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое _________________________________.
4. Какчасто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое __________.
Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое __________.
5. При тяжёлых провинностях какой вид наказания выбирает:
а) мать;
б) отец.
6. Опишиситуацию радости, праздника в доме:
Анкета 2 (для родителей)
1. Когда ребёнок с вами не согласен, вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) пытаетесь объяснить, что он не прав;
е) другое (что именно)______________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете “разрядиться” на своём ребёнке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое (что именно)_____________.
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:
а) стремление воспитать;
б) “разрядка” стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;
в) ссора с супругом (супругой);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) желание убедить его в своей точке зрения;
ж) не могу объяснить;
з) другое (что именно)______________________.
4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) трудно сказать;
д) другое (что именно)_____________.
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка?
6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали;
б) пытались убедить, уговорить;
в) молчали;
г) били;
д) пугали избиением;
е) другое ______________.
7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме.
Памятка
Помните: вы обеспечите себе безопасность если:
Расскажите о случившемся тем, кому вы лично доверяете.
Заранее договоритесь с друзьями или родственниками о возможности предоставить вам временное убежище.
Заранее решите, что из ценных вещей возьмете с собой.
Сделаете все возможное, чтобы обидчик не нашел вас.
Если ситуация критическая, немедленно покидайте дом.
До нападения:
Узнайте, кто сможет вам помочь (родные, близкие, центр социальной помощи семье и т.д).
Куда можно обратиться.
Во время нападения:
Обороняйтесь и защищайте себя.
Постарайтесь вызвать милицию.
После нападения:
Немедленно обратитесь в поликлинику (больницу) для сбора необходимых доказательств для возможного судебного разбирательства. В соответствии со статьей 20 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» любой гражданин имеет право на медицинскую экспертизу.
Проследите, чтобы врач записал всю информацию в медицинскую карту.
Сохраняйте порванную одежду и сломанные вещи.
Расскажите обо всем людям, которым вы доверяете.
Обращайтесь за помощью сразу.
Что делать после прибытия милиции:
Ведите себя как можно более спокойно.
Покажите телесные повреждения.
Если есть свидетели, укажите их имена.
Литература
1. Воликова. Т. В. Учитель и семья. – М., 1979.
2. Гордин. Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.
3. Корчак. Я. Как любить ребенка. – М., 1990.
4. Макаренко. А. С. Книга для родителей. – Л., 1981.
5. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная. О. В. Перекатьева. – Ростов: Феникс, 2004.
Никандрова Алефтина Леонидовна МБОУ СОШ № 70 города Кирова