Просмотр содержимого документа
««Работа над изложением на уроках русского языка в начальной школе»»
Текст выступления М.В.Пятаковой по теме «Работа над изложением на уроках русского языка в начальной школе»
(в рамках заседания МО учителей начальных классов в МАОУ «ООШ №13» в 2015 -2016 учебном году)
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов – написание изложений. Передавая свои ми словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями, помогает научиться хорошо писать изложения. При работе над изложениями решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную.
Методика работы над изложением.
Постановка цели.
Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо заинтересовать детей, причём не только тем, что через некоторое время они смогут грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что, например, самое хорошее изложение
обязательно прочитают в классе;
повесят на стенд, как образец;
прочтут на родительском собрании.
Надо понимать, что работать( а для ученика учёба – это серьёзная работа) только ради того, что потом, лет через десять, это поможет поступить в институт, способны далеко не все дети. Необходимо дать детям возможность как можно скорее получить признание и удовольствие за свой нелёгкий труд.
Чтение текста учителем.
Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту.
Беседа ( вопросы по тексту).
Обязательно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.
Чтение текста учениками.
Лучше проучить это ученику, который хорошо читает. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
Составление заголовка.
Составление плана (деление текста на абзацы).
Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план (причём пункты плана могут быть у детей разные). Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. Во многих сегодняшних методических пособиях рекомендуется составлять план не коллективно, а индивидуально. Прочёл ребёнок текст – сам разбил на абзацы, сам составил план. В моей практике таких детей было – 1-2 на класс. Может быть, вам повезло больше. Всё таки, на мой взгляд, в таких случаях лучше действовать по старинке. мы же учим детей, а не проверяем академиков.
Орфографическая подготовка.
(опорные слова, трудные слова, обороты речи).
Часто бывает так, что в классе есть «любимые» слова ( слова, в которых большинство детей класса делают ошибки). Конечно, проработать надо их тоже.
Лексическая подготовка.
Это подбор синонимов, антонимов, перифраз. А что же такое загадочное слово перифраз? Привожу пример. В изложении имеется предложение: «Кошка хочет есть». Ученикам надо сказать тоже самое по-другому. («Кошка проголодалась. Хочет кошка поесть. Захотелось Мурке полакомиться колбаской». И так далее.
Устный рассказ учащихся.
Пересказ изложения 2-3 учениками. Лучше это делать по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.
Повторное чтение текста учителем.
Самостоятельная работа учащихся (написание изложения).
Самопроверка.
Памятка для ученика.
Внимательно послушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После этого будь готов ответить на вопросы по тексту.
Напиши варианты заголовка.
Составь план.
Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.
Напиши изложение.
Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли повторов одного и того же слова, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.
Рекомендации по оценке изложений в начальной школе.
Основными критериями оценки изложений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две оценки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трёх ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок.