Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружковой работе «Речевая культура»»
Рассмотрено и принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
МО учителей начальной школы директор МБОУ СОШ №99
МБОУ СОШ №99 ___________М.А.Тулупова
Протокол №1 от 31.08.21 Приказ № 31.08.2021.
Одобрено Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ №99 Пруткова Е.Ю.
Рабочая программа
по кружковой работе
«Речевая культура»
общекультурное направление
для 2 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
Гончарова Л.М.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 99 г.Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Речевая культура» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.; под ред. В.А.Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения), с учётом авторской программы Т.Н. Соколовой «Речь» (Школа развития речи), в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО МБОУ СОШ №99.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 136 часов (всего), 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель курса: развитие речи учащихся на основе системы развивающих занятий.
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
воспитание познавательного интереса к родному языку;
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
содействие развитию речи детей.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Курс реализуется в форме деловой игры, викторины.
По итогам реализации курса проводится годовая промежуточная аттестация. Аттестация проводится как итоговое занятие в форме викторины «В стране красивой речи ».
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы
Т.Н.Соколова. Рабочая тетрадь «Школа развития речи» в двух частях, Москва: РОСТкнига, 2016г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к уровню освоения учащимися результатов курса:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В результате изучения данного курса, у обучающиеся будут сформированы:
личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Речевая культура» реализуется в форме деловой игры, викторины.
Вид деятельности: познавательная.
Программа «Речевая культура» состоит из пяти разделов по годам обучения.
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово (13 ч.)
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения (4 ч.)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Тематическое планирование
№
п/п
Дата по плану
Дата
по факту
Название раздела
Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое)
Количество часов
Примечание
Раздел: «Слово» (13 ч.)
1
Слово.
Значение слово «открытие» нового знания
1
2
Многозначные слова
«открытие» нового знания
1
3
Омонимы.
«открытие» нового знания
1
4
Омофоны, омоформы «открытие» нового знания
1
5
Синонимы закрепления знаний
1
6
Антонимы закрепления знаний
1
7-9
Фразеологизмы
«открытие» нового знания
3
10
Пословицы
закрепления знаний
1
11
Загадки
закрепления знаний
1
12
Изобразительные средства языка. Сравнение.
«открытие» нового знания
1
13
Изобразительные средства языка. Олицетворение «открытие» нового знания
1
Раздел 2: «Предложение и словосочетание» (4ч.)
14
Текст. Тема текста. Заглавие закрепления знаний
1
15-16
Опорные слова «открытие» нового знания
2
17
Проверочная работа
урок контроля знаний
1
Раздел 3: «Текст» (13 ч.) 2 часть
18
План текста закрепления знаний
1
19-20
Виды плана
«открытие» нового знания
2
21
Связь между предложениями в тексте «открытие» нового знания
1
22
Связь между частями текста «открытие» нового знания
1
23
Работа с деформированным текстом
«открытие» нового знания
1
24
Редактирование текста
закрепления знаний
1
25-26
Типы текста. Описание.
2
27
Текст – сравнительное описание
«открытие» нового знания
1
28
Типы текста. Повествование«открытие» нового знания
1
29-30
Типы текста. Рассуждение
«открытие» нового знания
2
Раздел 4: «Культура общения» (4 ч.)
31
Сочинение на тему: «Мой выходной день»
1
32
Редактирование текста
1
33-34
Итоговое занятие. Викторина «В стране красивой речи ». Повторение пройденного