Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Круглый год" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Новленская средняя школа»
Принята на педагогическом совете школы Утверждена приказом № 210 от 26.12.2014г (Протокол № 4 от 26.12.2014 г.) Директор школы _______Г.В.Борисова
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок
Круглый год
Период реализации: 2-3 класс
Разработчик программы: Косарева Нина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Круглый год» составлена:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373)
- на основе программы «Круглый год» БОУ ДОД ВО «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры» авторов: Бакулиной З. К., Павловой В. Е., Мельниковой Е. Ю.
-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
-учебного плана МБОУ ВМР «Новленская средняя школа» (федерального и регионального компонентов, компонента ОУ);
-годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
-основной образовательной программы МБОУ ВМР «Новленская средняя школа»;
Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.
Важнейшим средством передачи и освоения компонентов традиционной материальной, духовной и соционормативной культуры (этнокультурного опыта) являются традиции. Каждый народ не просто стремится сохранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и переносит их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, сохранить самобытность региональных культур. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных ценностей, традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Традиции, обычаи, обряды выступают как средства связи личности и общества.
Освоение детьми традиций народной культуры обеспечивает формирование фундамента, на котором впоследствии строятся их нравственные и художественно-эстетические идеалы. Передача детям социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей предшествующих поколений осуществляется через труд, добротворческую сознательную деятельность и изучение основ народной культуры Вологодской области.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере традиционной народной культуры для обучающихся начальной школы обусловлена необходимостью решения задач этнокультурного воспитания, результатом которого выступает формирование личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, содержанием – ценности традиционной народной культуры, а средствами – нормы и традиции культуры своего этноса.
Цель программы:
Формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к традиционной народной культуре региона.
Задачи:
Знакомство с этнокультурой региона и формирование готовности использовать приобретённые знания и опыт в повседневной жизни;
приобретение опыта этнокультурной деятельности;
приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе освоения традиционной культуры;
формирование устойчивого познавательного интереса к традиционной народной культуре, уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Ценностные ориентиры:
Построение и содержание программы внеурочной деятельности «Круглый год» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка, принцип проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс освоения традиционной народной культуры должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Важной конкретизацией принципа является категория возрастосообразности. В младшем школьном возрасте перед ребёнком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его полноценное личностное развитие. Среди них особого внимания требуют социально-культурные (морально-нравственные, познавательные, ценностно-смысловые) и социально-психологические (становление личностного самосознания).
Принцип культуросообразности предполагает, что индивидуальное и коллективное творчество воспитанников должно строиться в соответствии с ценностями и нормами традиционной народной культуры региона, не вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями.
Принцип коллективности предполагает, что процесс изучения и освоения народных традиций осуществляется в детско-взрослом коллективе, даёт воспитаннику опыт взаимодействия с окружающими людьми, создает условия для самопознания, художественно-творческой самореализации.
Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных явлений и предметов, собственных действий по отношению к малой родине, Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют воспитанника на действия во благо Отечеству).
Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка предполагает обеспечение подлинной целостности формирования его духовно-нравственного развития, социальной ответственности и активности.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и ребёнка, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными культурой конкретного общества. Диалогичность требует не столько равенства между педагогом и ребёнком, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип проектности предполагает ориентацию деятельности детей на самостоятельные проектные действия в логике «замысел – реализация – рефлексия».
Содержание программы:
Основная идея программы состоит в том, что деятельность воспитанника должна быть нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, и только потом – на развитие специальных предметных компетенций. Поэтому образовательный процесс не ограничен обучением с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а нацелен на создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся общностей взрослых и детей, на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей.
Педагогический процесс представляет собой комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. В процессе занятий обучающиеся осваивают фольклор, народные игры; знакомятся с календарными и семейными обрядами, узнают семантику и особенности народного костюма, традиционного домостроения; изготавливают народную игрушку.
Содержание программы основано на фольклорно-этнографическом материале Вологодской области и выстроено с учётом циклов народного календаря (сезонных периодов календарного года). Народный календарь является как содержательной основой процесса обучения, так и методом освоения народной культуры.
Каждая тема программы раскрывается в содержании нескольких видов деятельности: художественное творчество и трудовая деятельность (народная игрушка), познавательная (народный календарь и др., проектная деятельность), игровая деятельность (музыкальный фольклор и народные игры), досугово-развлекательная (праздники, гуляния, вечоры, проблемно-ценностное общение), туристско-краеведческая деятельность (народный календарь, праздники, фольклор, народные игры и др., проектная деятельность). В процессе изучения праздников и значимых дней календарного года обучающиеся приобретают первоначальные знания по этнографии, традициям материального быта, семейно-бытовым обрядам, народной педагогике и др. В ходе изготовления народных игрушек дети осваивают принципы конструирования вещей, активно включаются в процесс формирования предметного мира традиционной культуры. Народные игры обогащают опыт творческого общения с другими людьми, позволяет усваивать различные социальные роли. Освоение и исполнения образцов музыкального фольклора способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.
Программа рассчитана на 2 учебных года. Количество часов в течение одного учебного года – 34. Продолжительность занятия – 1 учебный час. Занятия могут проводиться как в учебных аудиториях, так и в помещениях, предназначенных для активной двигательной деятельности.
Формы занятий:
Игра, народный праздник, экскурсия, вечора, проект, учебное занятие и т. д. Подведение итогов деятельности организуется в форме выставок, концертов, защиты проектов и т. п.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:
Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний и первоначальных общих представлений о компонентах этнокультуры (обрядах, обычаях, фольклоре, ремёслах, праздниках, народных играх и т. п.), о способах продуктивной социально-культурной коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) формирование позитивных отношений обучающихся: принятие этнических ценностей своего народа, развитие ценностных отношений к традиционной культуре региона, наличие устойчивой положительной мотивации к изучению и освоения форм этнокультуры.
Результаты третьего уровня (получения обучающимся опыта самостоятельного общественного действия): проявление инициативы в применении этнокультурных знаний; наличие первоначального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в ходе выполнения социально-культурных проектов в сфере традиционной культуры; приобретение опыта актуализации художественно-творческой деятельности в процессе исполнения образцов фольклора и изготовления изделий народных ремёсел.
Занятие 3. «Мой дом на горе, три окошка на дворе…»
Традиционный крестьянский дом как модель структуры мира: три части пространства Вселенной – подземный, земной и небесный мир. Отражение народных представлений о доме в устройстве традиционной избы.
Виды деятельности: рисование «Изба» (коллективная работа).
Занятие 4. «Домовой – соседушко-батюшко…»
Персонажи народных верований, связанных с жилым пространством. Народные представления об образе «хозяина дома».
Былички о домовом и дворовом.
Знакомство с текстами в этнографическом исполнении.
Тема 3. «Ноябрь – ворота зимы»
Занятие 1. «Ноябрь – ворота зимы»
Дни ноября в народном месяцеслове (Казанская, Дмитриев день, Кузьминки, Михайлов день, Филиппово Заговинье).
Разучивание хоровода «Заинька по сеничкам».
Занятие 2. «Кузьминки – по осени поминки»
Праздник Кузьминки (традиционное застолье, народные игры, пляски).
Разучивание частушек о гармонисте «Заиграй наша гармошка…».
Занятие 3. «Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит»
Мужские традиционные ремесленные занятия.
Обработка дерева. Изделия из дерева (утварь, постройки).
Виды плетения (из бересты, дранки, ветвей ивы, корней сосны). Плетёные изделия.
Виды деятельности: плетение из бересты.
Занятие 4. «Золотые руки»
Обработка льна и получение нити традиционным способом.
Народные музыкальные инструменты. Разновидности народных инструментов Вологодской области. Звучание гудка, гуслей, балалайки, гармони.
Разучивание народных игр в сопровождении музыкальных инструментов: «Растяпа», «Болтун».
Занятие 4. «Весна-весняночка…»
Весенний период в народном месяцеслове. Пословицы, поговорки, присловья о весне. Загадки о природных явлениях весны.
Дни марта в народном месяцеслове (Тимофей-весновей, Евдокия-плющиха, Сороки, Алексей-человек Божий).
Тема 7. «Март - предвесенье»
Занятие 1. «Твори, мама, опару, пеки пироги…»
Традиционная праздничная пища: выпечка, напитки, мясные и рыбные блюда.
Обрядовая пища масленичного периода.
Виды деятельности: выпечка масленичных блинов.
Занятие 2. «Как на масляной неделе»
Масленичная вечора (игры, пляски).
Разучивание пляски «Канитель».
Разучивание масленичных выкриков «Масленицу провожаем», «На Масленицу, на Починовскую».
Занятие 3. «От Масленицы до Пасхи»
Великий пост. Духовный смысл поста.
Понятие «духовные стихи». Слушание духовного стиха «Полетите Петры-Павлы…».
Разучивание игры «Камушки».
Тема 8. «Апрель-брат водой богат»
Занятие 1. «Апрель-снегогон»
Дни апреля в народном месяцеслове (Дарья-поплавиха, Благовещенье, Марья-зажги снега, Зосима-пчёльник).
Разучивание заклички «Тили-тили, жавороночки…».
Виды деятельности: рисование «Апрельские диковинки» (коллективная работа).
Занятие 2. «Говиньице переломилосе…»
Обряды середины Великого поста (Средокретья).
Разучивание закличек, приговорок: «Кресты, кресты-пророки…», «Мороз, мороз, не зноби ты наш овёс…».
Виды деятельности: выпечка обрядового печенья «кресты».
Занятие 3. «По дедовой мудрости…»
Понятие «былина». Герои русских былин. Северорусская былинная традиция.
Знакомство с текстами былин в этнографическом исполнении «Жил Святослав девяносто лет…» .
Виды деятельности: выполнение проекта «Застава богатырская»
Занятие 4. «Светлое Христово Воскресение»
Пасхальное гуляние (катание пасхальных яиц, народные игры, пляски, частушки, хороводы).
Тема 9. «Май лето в гости ожидает»
Занятие 1. «Май-травень»
Дни мая в народном месяцеслове (Егорьев день, Семён-ранопашец, Борис и Глеб, Николин день).
Разучивание закличек.
Виды деятельности: рисование «Майский день» (коллективная работа).
Занятие 2. «Батюшко Егорий, спаси нашу скотинку…»
Святой Георгий – покровитель домашнего скота.
Егорьевские пастушеские обряды. Труд пастуха.
Виды деятельности: изготовление глиняной игрушки «Барашки».
Занятие 3. «Летний день год кормит…»
Летний период в народном месяцеслове.
Разучивание народных игр «Городки», «Ворон».
Занятие 4. «Конец – делу венец»
Итоговое занятие.
Викторина «»Народная мудрость»
Виды деятельности: выставка работ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Традиционная народная культура
- Баранов С.Ю., А.А. Глебова, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края. - М., 2004.
- Бузин В. С. Этнография русских: Учебное пособие. – СПб., 2007
- Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1999
- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Тарногского района. – Вологда, 2004
- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Верховажского района. – Вологда, 2010
- Древо жизни: Традиционная культура Березниковской земли. – Вологда, 2007
- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Сямженского района. – Вологда, 2005
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Прим. Т.А.Бернштам, Т.В. Станюкович и др. – М., 1991
- Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л., 1991
- Морозов И. А., Слепцова И. С., Островский Е. Б., Смольников С. Н., Минюхина Я. А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
- Народная традиционная культура Вологодской области / сост., науч. ред. А.М. Мехнецов. – Вологда: ОНМЦК И ПК, 2005
- Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. – М.: Наука, 2005. -828 с.: ил.- (Народы и культуры)
- Русский Север: этническая история и народная культура. XII – XX века. – М.: Наука, 2001
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995
Угрюмов А. Кокшеньга. - Архангельск, 1992
- Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М., 1987
Музыкальный и устно-поэтический фольклор
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х книгах. – М., 1992
- Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л., 1988
- Вологодские сказки конца XX - начала XXI века/Сост. Т.А.Кузьмина. – Воскресенское, 2008
- Вологодское словечко: Школьный словарь диалектной лексики. Изд. 2-е, исправл. и доплн. /Отв. редактор Л. Ю. Зорина. – Вологда: Вологод. гос. пед. ун-т, 2011.
- Голубиная книга В.Е. Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. - М., 1991
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.: Рус. яз., 1999.
- Детский фольклор / Сост., вступит. ст., подготовка текстов и коммент. М. Ю. Новицкой. – М.: Русская книга, 2002.
- Едемский М.Б. Вечерованья и городки (хороводы) в Кокшеньге Тотемского уезда Вологодской губернии // Живая старина. - 1905. - Вып. 3-4.
- Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С.Ю. Баранова. – Вологда, 2008.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995
- Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М., 2002.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство/Сост., подг. текстов, вступ. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1991
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2: Детство, отрочество/Сост., подгот. текстов, вступит. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1994
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 3: Девичество/Сост., подгот. текстов, вступит. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1994
- Народные песни Вологодской области. Песни средней Сухоны/Сост. А.М. Мехнецов. - Л., 1981
- Народная проза/Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. С.Н. Азбелева. - М., 1992.
- Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1.: Фольклор и этнография среднего течения Сухоны. Ч. 1.: Песни, хороводы, инструментальная музыка в обрядах и праздниках годового цикла / Сост., науч. ред. А. М. Мехнецов, Г. В. Лобкова, И. В. Королькова и др. – Вологда, 2005.
- Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М., 1996.
- Обнорский П. Народные песни, собранные в Вологодском и Грязовецком уездах П. Обнорским: (Этнографический материал) //Вологодские губернские ведомости. _ 1883. - №16-18.
- Ончуков Н.Е. Северные сказки. Книга 1,2. - СПб., 1998
- По заветам старины: материалы традиционной народной культуре Вожегодского края/Под ред. А.М. Мехнецова. - СПб., 1996
- Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в трех томах. - М., 1993
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998
- Русские народные песни Вологодской области/Сост. М. Бонфельд. – Вологда, 1973
- Словарь областного Вологодского наречия. По рукописи П.А. Дилакторского 1902/изд. подгот. А. Н. Левичкин, С. А. Мызников. - СПб.,2006
Народные игры
- Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. - М., 1995
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. - М., 1991
- Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М., 1994
- Слепцова И.С., Морозов И.А. «Не робей, воробей!»: Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества. Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1995.
Материальная культура
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983
- Быков А.В. Народный костюм вологодской области. - Вологда, 1990
- Быков А.В. От зимних святок до филиппова заговенья. Народный костюм земли Вологодской в достоверных рисунках и правдивых рассказах. - Вологда, 1999.
- Власова И. В. Северно-русский костюм // Русский Север: этническая история и народная культура XII-XX вв. – М., 2001.
- Воронина Т. А. Традиционная и современная пища русского населения Вологодской области / Русский Север: ареалы и культурные традиции (ред.-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов). - СПб., 1992.
- Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. - Вологда, 1991.
- Жегалова С., Жижина С. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. - М., 1983.
- Лукин М. П., Давыдова Н. М. Умельцы Великого Устюга. - Архангельск, 1977.
- Мокина Г. Г. Гончарное производство Вытегорского района // Вытегра: краеведческий альманах. Выпуск 1. - Вологда, 1997.
- Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. - М., 2009.- 216с.
- Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах России. - М., 1987
- Талицына Л.Ю. Вологодские свободно-кистевые росписи. Экспедиционные и учебно-методические материалы. – Часть 1. – Вологда, 2006
- Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: ареалы и культурные традиции/ред.-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб., 1992.
Народный календарь
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1-3 - М., 1998
- Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - нач. XX в. - Л., 1988
- Виноградов Г. С. Детский народный календарь//Виноградов Г. С. «Страна детства». Избранные труды по этнографии детства/Сост. А. В. Грунтовский; подг. текстов и комментарии А. Ф. Некрыловой. – СПб., 1998
- Дайн Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М., 2001.
- Календарные обряды и фольклор Устюженского района / Сост. А.В.Кулёв, С.Р.Кулёва. – Вологда, 2004
- Колпакова Н. А мы просо сеяли. - М., 1984
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Русский земледельческий календарь. \ Сост., вступ. ст., и примеч. А.Ф. Некрыловой. - М., 1991
- Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). – М., 2004.
- Морозов И.А., Слепцова И.С. Праздничная культура Вологодского края. ч. 1. Святки и Масленица. – М., 1993.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конец XVIII - начало ХХ века. - Л., 1988
- Парадовская Г.П. От Рождества до Святой Пасхи. - Вологда, 1997
- Полуянов И. Месяцеслов. - Архангельск, 1979
- Поэзия крестьянских праздников/Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И.И. Земцовского. - Л., 1970.
- Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2000.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - С-Пб., 1995
Народная педагогика, семейно бытовые обряды
- Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. - М., 1985
- Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда / Сост., подготовка текста и коммент. М.А.Вавиловой, С.Н. Смольникова. – Вологда, 2002.
- Мужики и бабы: Мужское и женское в традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб., 2005.