Просмотр содержимого документа
«"Пусть будут рядом сердца"»
Родительское собрание в нетрадиционной форме
«Пусть будут рядом сердца»
Цель проведения родительского собрания:
Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.
Помочь родителям и детям лучше понимать друг друга.
Задачи проведения родительского собрания:
Выявить типичные затруднения родителей и детей, возникающие во взаимоотношениях родителей и детей.
Вооружить участников родительского собрания информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
Методы проведения родительского собрания:
Беседа.
Игра.
Психологические тренинги.
Плакаты с цитатами
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко)
«Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог» (В.А.Сухомлинский)
«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»(А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
«Дети – зеркало нравственной жизни родителей» ( В.А.Сухомлинский)
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые гости, родители, ребята!
Сегодня у нас совместная встреча. Но прежде, чем объявить тему нашего родительского собрания, я попрошу вас выполнить одно упражнение. У каждого из вас есть лист бумаги, он одного размера, качества, цвета. Я попрошу взять этот лист , закрыть глаза и выполнять мои инструкции.
Сложите лист пополам.
Оторвите верхний угол.
Опять сложите пополам.
Оторвите нижний угол.
Выполняйте эти действия, пока это будет возможно.
Откройте глаза и посмотрите, что получилось.
Сейчас я попрошу найти среди остальных такой же, как у вас узор.
Наверное, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, и именно поэтому нам порой очень трудно найти взаимопонимание. А как важно каждому из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. К сожалению, не всегда так получается.
И сегодня мы будем учиться взаимопониманию. Взрослым будет полезно услышать мнения детей.
2. Для того чтобы нам было легче общаться, мы поиграем в игру «Сто к одному». Но правила телепередачи немного изменим. У нас две команды: команда родителей и команда детей.
Правила игры
Вызываются по одному участнику от команд, я задаю вопрос, кто быстрее возьмёт игрушку, тот получает право отвечать первым.
Затем игроки возвращаются к своим командам. В течение одной минуты обсуждают ответы на заданный вопрос. Каждая команда даёт три варианта ответа. Команда, получившая право отвечать первой, называет три варианта ответа. Угаданные ответы открываются на экране. За каждый ответ команда получает определённое количество очков. Далее право ответа имеет вторая команда. Она даёт другие три варианта ответа. Правильные ответы откроются на экране. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Итак, начинаем игру. Прошу подойти ко мне первых игроков команд Вопрос: идеальный ребёнок - это ребёнок, который… Прошу игроков вернуться к командам и обсудить ответы в течение минуты.
Ответы:
хорошо учится
помогает родителям
уважает старших
послушный
самостоятельно активный
без вредных привычек
Портрет получился замечательный, но далёкий от реальной жизни, и какими бы ни были наши дети, каждый родитель должен принимать своего ребёнка таким, какой он есть, тогда у наших детей сохранится чувство собственного достоинства и уверенность в себе, в собственные силы.
Прошу подойти ко мне вторых игроковкоманд.
Вопрос: идеальные родители, те которые…
понимают своих детей
любят своих детей
помогают решать проблему
добрые
отзывчивые
никогда не наказывают
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. И пусть наши дети не всегда послушные, ласковые, пушистые, но мы, родители, должны любить их такими, какие они есть, быть всегда рядом, поддерживать, защищать, оберегать, как тот аист, герой мультфильма.
Продолжим нашу игру. Прошу подойти ко мне участников команд под номером три. Вопрос: ребёнок получил двойку, как его встретят дома? Ответы:
отругают
огорчатся
безразлично
с ремнем
заставят учить
нормально
В игру вступают игроки под номером пять. Вопрос: что может стать поводом конфликта с родителями? Ответы:
оценки
обман
непослушание
мусор
разные взгляды
непонимание
Приглашаются участники команд под номером четыре. Вопрос: какие способы поощрения применяют родители?
Ответы:
дают деньги
что-нибудь покупают
готовят вкусное
хвалят
погладят по голове
целуют
Я хочу рассказать вам одну притчу.
Притча «Пусть будут рядом сердца» Один раз Учитель спросил у своих учеников:
Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.
В конце концов, он объяснил:
Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат. - А что происходит, когда люди любят друг друга? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются ещё сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся ещё ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов.
Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые ещё больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдёте обратного пути.
А для того, чтобы избежать конфликтов, нам, родителям и детям, нужно:
уметь уступать;
уметь слушать;
быть честным, понимать, прощать;4 считаться с интересами друг друга;
Показ видеоролика «Воробей».
Я хочу познакомить вас с одной из эффективных форм общения- техникой «я – высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию:
от нас, от родителей, часто можно услышать: «Ты всегда без спросу берешь мои вещи !» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты - высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребёнком (не забывайте, что дети в этом возрасте особенно обидчивы и ранимы). «Я - высказывание» - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребёнку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нём и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. «Я - высказывание» всегда начинается с личных местоимений:
«Я», «мне», «меня».
Давайте попробуем превратить «ты - высказывание» в «я-высказывание». Оно может быть таким : «Когда без спросу дерут мои вещи ,мне неприятно. Предварительно спроси меня ,можно ли это взять».Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывания».
У каждой группы есть фраза, которая представляет собой «Ты-высказывание». Вам необходимо перестроить эти «Ты-высказывания» в фразу «Я-высказывание».
Работа в группах.
1) «Ты - высказывание» Почему ты ничего не делаешь по дому? (Обида.) «Я - высказывание»
Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь… (Без обиды.) 2) «Ты - высказывание» Ты опять не выполнил свои домашние задания?
(Обида.)
«Я - высказывание»
Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?
«Ты - высказывание» Разве тебе трудно было прийти домой пораньше?!
«Я - высказывание»
Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было обидно, что ты мне не позвонил.
«Ты-высказывание» Ты всегда ужасно себя ведёшь.
«Я-высказывание» В данной ситуации ты вёл себя некрасиво, меня обижает такое поведение.
«Ты-высказывание» Ты никогда не спрашиваешь у меня совета. «Я-высказывание» Я очень хочу, чтобы ты советовался со мной.
Рисуночный тест «Воскресный день моей семьи».
Цель – выяснить сколько времени уделяют родители своим детям в выходные дни, основные занятия детей в выходные дни. 90% - дети играют сами, родители занимаются своими делами.
Упражнение “Плодородный сад”.
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?
Я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли на нашу встречу и наградить родителей медалями «За родительскую активность и отзывчивость», вручить памятки «Советы детям», «Советы родителям».