kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические и физиологические особенности детей младшего подросткового возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание по теме младшего  подросткового возраста. рассматриваются психологические и физиологические особенности возраста, стиль взаимоотношений с родителями, советы родителям по взаимодействию с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста»

Тема нашего родительского собрания: «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

презентация

Жизненный цикл развития человека делится на следующие периоды:

- детство;

-отрочество;

- зрелость;

- преклонный возраст;

- старость.

В свою очередь каждый период состоит из нескольких стадий. Период детства включает в себя стадии:

  1. новорожденности и младенчества;

  2. раннего детства;

  3. дошкольного детства;

  4. младшего школьного возраста.

Обратите внимание, ваши дети стоят на последней ступеньке периода детства и у порога периода отрочества, который, в свою очередь, состоит из двух стадий:

  1. младший подростковый возраст ( продолжается с 11 – 12 лет до 14 – 15 лет);

  2. юношеский возраст ( с 16 лет до 20 – 23 лет).

Каждая из возрастных стадий имеет свои особенности физиологического функционирования, психического развития, форм поведения и деятельности. При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяются критические периоды или кризисы развития, когда разрушаются прежние формы отношения человека с окружающим миром и людьми. Подростковый период – это большой кризис развития, когда перестраиваются отношения ребенка и общества. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.


Каковы же физические особенности младшего подросткового возраста?

Это период бурного и неравномерного физического развития:

1.    Происходит ускорение роста. Замедлившийся было рост, вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому, фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид, а его движения являются также недостаточно правильно координированными.

2.    Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил. Но мышцы еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, чрезмерные физические нагрузки нередко приводят к травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок так необходимо в этом возрасте.

3.    Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстро и увеличивается примерно в 2 раза, диаметр сосудов дает значительно меньший прирост. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнения в глазах, головные боли.

4. Наблюдаются изменения со стороны нервной системы:
•  Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. 
•    Вспыльчивость,
•    Раздражительность,
•    Склонность к аффектам (Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения,
сопровождающиеся избыточ­ными дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в раннем возрасте).
. В переходный период у подростков на­блюдается психическая неуравновешенность с резкими пере­ходами из одного состояния в, резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы.

5. Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению. Подросток готов к полноценной психической саморегуляции, а это значит, он может управлять своим психическим состоянием, воздействуя на самого себя с помощью слов, мысленных образов.

6. Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обуславливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.

Психологические особенности младшего подросткового возраста.

  1. Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростка собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание. Взрослеть заставляют обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Проявление чувства взрослости начинается с подражания старшим во внешнем облике, в манерах.

  2. У него появляются новые чувства, очерчивается характер. Основной проблемой, которую ребенок должен решить в этом возрасте - понимание своей индивидуальности. На это влияет комплекс неполноценности, что уже существует или только зарождается, который выражается в постоянном психическом напряжении. Не меньшее влияние на формирование индивидуальности имеют и отношения внутри семьи. Выработайте в себе привычку ежедневно разговаривать с ребенком на любые темы.

 3. В этом возрасте совершенствуются такие процессы как, самооценка и самопознание.

Подросток ищет ответы на вопросы: каков он среди других сверстников, насколько он похож на них?

Новым в развитии ребенка этого возраста становится и более глубокое самосознание личности, становление которой возможно, опять же, только благодаря общению. В одиннадцать лет дети чаще, чем в девятилетнем возрасте, проявляют упрямство, кичатся своими недостатками, противопоставляют себя родителям.

Первое, что становится заметным - резкое ухудшение поведения: желание поступать вопреки чужой воле, упрямство, драчливость, неприкрытое хамство. Ребенок всеми своими поступками пытается утвердить свое "право" на независимость, пытается освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых. В этот период родители нередко теряют контакт со своим ребенком. Обычно, это происходит потому, что родители не учитывают особенностей его возраста, относятся к нему, словно к маленькому.

Не менее вредна и другая крайность, когда родители считают ребенка уже взрослым, все ему позволяют, во всем с ним согласны, и в результате, вырастает упрямый, самовлюбленный эгоист, который не признает никаких авторитетов.

  1. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В процессе этого общения развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Подростки именно в своей среде учатся иметь свое мнение, уметь его заявлять, а также отстаивать. Учатся распознавать провокации, нащупывают свои собственные сильные и слабые стороны. Большинству приходится бороться за мнение о себе, как о привлекательном объекте у противоположного пола и за равенство в своей группе. Девочки уже и выше ростом, чем их сверстники - мальчики, и выглядят взрослее, да и интересы у них более взрослые. Появляется пренебрежительное отношение к мальчикам - сверстникам.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.

  • Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток в группе своих сверстников, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается с ними, явно демонстрирует свою свободу и власть, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.

  • Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

  • Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

4. В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания одноклассников.

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подрастая, он уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.

При этом для детей продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

5. Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к развитию абстрактно – логического мышления, которое мало доступно детям более младшего возраста.

6. Для подростков характерно стремление к новизне. Это обуславливается потребностью в получении новых ощущений, с одной стороны, это способствует развитию любознательности, с другой - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Практика показывает, что лишь у незначительного числа подростков интересы перестают в стойкие увлечения.

Вот такие физические и психологические изменения вы будете наблюдать у своих детей при переходе в стадию младшего подросткового возраста, которая психологами определяется, как негативная.

Воспитание детей школьного возраста:

внутреннее "Я".

Если десятилетний ребенок не участвует в решении семейных проблем, если он не помогает в домашних делах и ему безразлично, что происходит в семье, то и до 20-ти лет он не сформируется как личность. Не зная, как и сколько денег зарабатывают родители, но видя достаток в семье, ребенок будет требовать дорогих подарков и устраивать настоящие скандалы, не получая их. А если, все же, его просьба будет удовлетворена, то Ваш ребенок осознает: только бурный протест поможет добиться всего в жизни. Повзрослев, он перенесет модель взаимоотношений с родителям в собственную семью, и поверьте, что долгой и счастливой семейной жизни в этой семье не будет. Поэтому, дорогие родители, будьте очень внимательны к своему ребенку в этот возрастной период.

Немного о школе

Переход к обучению из младших в средние классы для многих детей становится той чертой, за которой заканчивается спокойная жизнь. Почему?

Дело в том, что обстановка в начальной школе приближена к дошкольной жизни ребенка - немало игровых моментов на уроках, наличие только одной учительницы. В средней школе, кроме дополнительных предметов и новых учителей, к ребенку предъявляется и новое отношение, как к "взрослому" человеку. Однако не все дети оказываются готовыми к изменениям подобного рода.

Обратите внимание, может ли ваш ребенок самостоятельно готовить домашнее задание (на его подготовку необходимо тратить не менее 2-х часов), организуйте время ребенка после школы. Прекрасно, если он сможет посещать спортивные секции, организм ребенка уже готов к таким нагрузкам.

Во избежание конфликтов с детьми младшего подросткового возраста родители должны знать и пользоваться следующими правилами: Во избежании конфликтов с детьми родители должны знать и применять следующие правила:



Правило первое

Относиться к подростку надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Правило второе

Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

 Правило третье

Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость.

Правило четвертое

Помочь подростку самоутвердиться в учении, спорте, творчестве. Найти занятие, которое станет стойким увлечением для ребенка.

Правило пятое

Будьте задействованы в жизни ребенка – ходите на школьные мероприятия, будьте с ребенком на соревнованиях, концертах, конкурсах, в которых он принимает участие, поощряйте встречи друзей у Вас дома – тогда вы сможете лучше понять мир ребенка.



Правило шестое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.





Родителям нужно знать, что возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.


Просмотр содержимого презентации
«Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста»

«Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».  Цель: Нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый-подросток, сплочение семьи. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста; Найти пути преодоления подросткового возраста; Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста;

«Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

  • Цель: Нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый-подросток, сплочение семьи.
  • Задачи:
  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  • Найти пути преодоления подросткового возраста;
  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста;

Периоды

Периоды

  • - детство;
  • -отрочество;
  • - зрелость;
  • - преклонный возраст;
  • - старость.
Период детства включает в себя стадии

Период детства включает в себя стадии

  • новорожденности и младенчества;
  • раннего детства;
  • дошкольного детства;
  • младшего школьного возраста.
младший подростковый возраст ( продолжается с 10 – 12 лет до 14 – 15 лет);
  • младший подростковый возраст ( продолжается с 10 – 12 лет до 14 – 15 лет);
Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
  • Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
Физические особенности младшего подросткового возраста

Физические особенности младшего подросткового возраста

  • Происходит ускорение роста.
  • Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы
  • Диспропорция сердечно-сосудистой системы.
  • изменения со стороны нервной системы
  • Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению.
  • Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез.
Психологические особенности младшего подросткового возраста чувство взрослости самооценка и самопознание. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Психологические особенности младшего подросткового возраста

  • чувство взрослости
  • самооценка и самопознание.
  • Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

  • меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению.
  • стремление к новизне.
Воспитание детей школьного возраста:  внутреннее

Воспитание детей школьного возраста: внутреннее "Я".

  • Если десятилетний ребенок не участвует в решении семейных проблем, если он не помогает в домашних делах и ему безразлично, что происходит в семье, то и до 20-ти лет он не сформируется как личность. Не зная, как и сколько денег зарабатывают родители, но видя достаток в семье, ребенок будет требовать дорогих подарков и устраивать настоящие скандалы, не получая их. А если, все же, его просьба будет удовлетворена, то Ваш ребенок осознает: только бурный протест поможет добиться всего в жизни. Повзрослев, он перенесет модель взаимоотношений с родителям в собственную семью, и поверьте, что долгой и счастливой семейной жизни в этой семье не будет. Поэтому, дорогие родители, будьте очень внимательны к своему ребенку в этот возрастной период.
Немного о школе

Немного о школе

  • Переход к обучению из младших в средние классы для многих детей становится той чертой, за которой заканчивается спокойная жизнь. Почему?
  • Дело в том, что обстановка в начальной школе приближена к дошкольного жизни ребенка - немало игровых моментов на уроках, наличие только одной учительницы. В средней школе, кроме дополнительных предметов и новых учителей, к ребенку предъявляется и новое отношение, как к "взрослому" человеку. Однако не все дети оказываются готовыми к изменениям подобного рода.
  • Обратите внимание, может ли ваш ребенок самостоятельно готовить домашнее задание (на его подготовку необходимо тратить не менее 2-х часов), организуйте время ребенка после школы. Прекрасно, если он сможет посещать спортивные секции, организм ребенка уже готов к таким нагрузкам.
Правило первое    Относиться к подростку надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Правило первое Относиться к подростку надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Правило второе Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Правило третье Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость.
  • Правило второе
  • Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
  • Правило третье
  • Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость.
Правило четвертое Помочь подростку самоутвердиться в учении, спорте, творчестве. Найти занятие, которое станет стойким увлечением для ребенка.  Правило пятое

Правило четвертое

  • Помочь подростку самоутвердиться в учении, спорте, творчестве. Найти занятие, которое станет стойким увлечением для ребенка.

Правило пятое

  • Будьте задействованы в жизни ребенка – ходите на школьные мероприятия, будьте с ребенком на соревнованиях, концертах, конкурсах, в которых он принимает участие, поощряйте встречи друзей у Вас дома – тогда вы сможете лучше понять мир ребенка.
Правило шестое Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день. добиться от ребенка желаемого поведения можно, главное чтобы ребенок сам этого захотел.
  • Правило шестое
  • Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.
  • добиться от ребенка желаемого поведения можно, главное чтобы ребенок сам этого захотел.
Принципы взаимопонимания между родителями и детьми: Безусловно принимать его; Активно слушать его переживания и потребности; Бывать вместе(читать, заниматься); Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам; Помогать, когда просит; Поддерживать успехи; Делиться своими чувствами; Конструктивно решать конфликты; Как можно чаще обнимать его; Использовать фразы: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Мне хорошо с тобой

Принципы взаимопонимания между родителями и детьми:

  • Безусловно принимать его;
  • Активно слушать его переживания и потребности;
  • Бывать вместе(читать, заниматься);
  • Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;
  • Помогать, когда просит;
  • Поддерживать успехи;
  • Делиться своими чувствами;
  • Конструктивно решать конфликты;
  • Как можно чаще обнимать его;
  • Использовать фразы: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Мне хорошо с тобой"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические и физиологические особенности детей младшего подросткового возраста

Автор: Пономарева Екатерина Олеговна

Дата: 29.06.2019

Номер свидетельства: 516233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "fiziologicheskie_i_psikhologicheskie_osobennosti_detei_mladshego_podrostkovogo_v"
    ["file_id"] => string(6) "644703"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706173233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Возрастные и индивидуальные особенности детей в работе педагога-хореографа "
    ["seo_title"] => string(86) "vozrastnyie-i-individual-nyie-osobiennosti-dietiei-v-rabotie-piedaghogha-khorieoghrafa"
    ["file_id"] => string(6) "241456"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445254168"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«Особенности  адаптации пятиклассников»"
    ["seo_title"] => string(37) "osobiennostiadaptatsiipiatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "292185"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455247673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему "Эмоции и переживания подростков" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-na-tiemu-emotsii-i-pieriezhivaniia-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "208846"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430924093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства