Просмотр содержимого документа
«Прощание с азбукой»
Тема мероприятия: Праздник «Прощай, азбука! Здравствуй, книга!»
Цель мероприятия: повышение положительной мотивации к учебной деятельности и обобщение знаний обучающихся о звуках и буквах русского языка в игровой форме. Задачи: - развивать познавательную активность и творческие способности детей через поисковую деятельность; - формировать умения работать в группах; развивать внимание, логическое мышление; - воспитывать бережное отношение к книге, любовь к школе, к школьным традициям; - способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей.
ХОД ПРАЗДНИКА СЛАЙД 1. Учитель: Добрый день, дорогие гости и уважаемые родители! Совсем недавно наши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, закончили изучать свой первый школьный учебник «Азбуку», и вот уже научились читать. А сегодня пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников! Первоклассники входят в зал под музыку песни «Учат в школе»
Учитель: Праздник у нас с вами необычный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. Эта самая старая книга во всём мире. Букварю - более 500 лет. Уже много лет он учит читать детей.
СЛАЙД 2.Ученик (поднимает руку и спрашивает с места): А почему мы наш учебник Азбукой зовем. А другие эту книгу называют Букварем? Учитель. Книгу, что знакомит с буквой, Букварем назвали встарь. В честь славянских «аз» и «буки» Назван Азбукой Букварь.
СЛАЙД 3.
Учитель: Наша азбука удивительна! «Азбука – к мудрости ступенька», говорят в народе. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых (щелчок на 4 слайде) славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, составителей первой славянской азбуки.
СЛАЙД 4. Учитель: 24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры.
СЛАЙД 5. Учитель: Каждая буква в славянской азбуке особенная. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Например: буква «Аз» названа по имени первой буквы азбуки начала грамоты. Буква «Буки». Не зря в народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».
СЛАЙД 6. щелчок Учитель: Буква «Веди» означает - «Я всё знаю, всё ведаю».
СЛАЙД 7. Учитель: В самом начале любого дела постигают азы. Так и в старину говорили «С познания азов начинается мудрость». Азбука помогла и вам, ребята, открыть светлый путь в увлекательный мир знаний.
Учитель: С первых дней учебы в школе мы изучали школьные правила. Эти правила, мы не только научились соблюдать, но теперь уже сможем о них прочитать?
СЛАЙД 8.(Ученики читают на экране правила поведения в школе) 1-ый ученик. Вставайте дружно всякий раз, Когда учитель входит в класс. 2-й ученик. Нельзя на уроке,- Послушай, дружок, Жвачку жевать И кусать пирожок. 3-й ученик. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно, И веди себя достойно. 4-ый ученик. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. 5-ый ученик. Ежедневно по утрам - Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. Учитель: Дорогие, ребята! Вы прочитаете хороших книг еще немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Но Азбука вам добрым другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!
СЛАЙД 9. (Под музыкальную заставку входит пятиклассница, переодетая в костюм Азбуки)
Азбука: Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я – Азбука, учу читать, Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо – И сможешь ты тогда, Любую книжку прочитать, Без всякого труда. Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Будь нашей гостьей! Азбука: Спасибо за приглашение! Ребята, если вы дадите правильный ответ на мои вопросы-загадки, то вы готовы к празднику!
Чёрные, кривые, от рождения немые. А как только встанут в ряд сразу все заговорят. (Буквы). Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные! Звонкие! Глухие! Разные такие! Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это… (звуки). Учитель: Дорогая, Азбука! Мы можем показать, чему научились за этот год. Ребята, давайте расскажем, на какие три группы делятся буквы русского алфавита. СЛАЙД 10
1-ый ученик. Первая группа - это буквы, обозначающие гласные звуки. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. СЛАЙД 11.
2-ый ученик. Вторая группа - это буквы, обозначающие согласные звуки. А согласные... согласны шелестеть, Шептать, свистеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. СЛАЙД 12.
3-ый ученик. К третьей группе относятся буквы, которые не обозначают звука, они указывают на мягкость и твёрдость согласных. 4-ый ученик. Твёрдый знак с богатырём, Одолел крутой подъём. Мягкий знак – попробуй, тронь, Он горяч, как конь-огонь. Азбука: Молодцы! Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы? Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма (слово-ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо. Молодцы!
Игра «Хлопалки»
- хлопают все здесь присутствующие; - только те, кто любит вкусно поесть;
- только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;
- только те, кто любит каникулы; - только те, кто любит учиться;
- только те, у кого отличное настроение. Молодцы!
(Выходят три ученика на сцену) 1-ый ученик. В каждом доме, в каждой хате – В городах и на селе Начинающий читатель Держит книгу на столе. 2-ой ученик. Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего. 3-ий ученик. Книг заветные страницы Помогают людям жить- И работать, и учиться, И Отчизной дорожить. (Раздается стук, входит Нехочуха.)
Нехочуха: Ой! Куда это я попала? Учитель: Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая? Нехочуха: Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете? Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник. Нехочуха: Я тоже хочу на праздник. Учитель: Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься? Нехочуха: Я нигде не учусь! Учитель: Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?! Нехочуха: А зачем мне это надо? Я – Нехочуха! Учитель: Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Нехочуха: Не знаю и знать ничего не хочу! Учитель: Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе? (Ответы детей). Давайте покажем и расскажем Нехочухе, что мы изучали с первых дней учебы в школе и чему мы научились.
Стихотворение
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать!
Учитель: Нехочуха, не хочешь ли ты с нами поиграть ? Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель: Ребята, Азбука пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас загадки. (Загадки появляются на экране, дети читают их и отгадывают). СЛАЙД 13-15.
СЛАЙД 16-17.Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась, Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём. И едва туда вошла буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» (Звери)
На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. (Маки)
У печки с удочкой сижу, От рыбы глаз не отвожу. (У речки)
Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (На коне)
Загремел весенний гном, Тучи на небе кругом. (Гром)
С утра у речки дед Сысой Траву косил стальной козой(Косой)
Чёлочка в лесу растёт, Зеленеет круглый год. (Ёлочка)
Липы не найдут зайчат – Спрятались они, молчат. (Лисы)
Нарушая тишину, Воют вилки на Луну. (Волки)
Латы чудесные у барсука! Будет барсучья нора глубока! (Лапы)
Пышка любит грызть зерно – Очень вкусное оно! (Мышки)
Учитель: Молодцы, дети! А Нехочухе было трудно, выполнить это задание, так как она сама не смогла ничего прочесть. Нехочуха: Да, ребята сами читали, а я только слушала, и мне было как-то не по себе. Но и я приготовила кое-что для вас.
СЛАЙД 18.ФИЗМИНУТКА «УТЯТА». Нехочуха: Ребята, а вы читали сказки? (Учитель читает загадки. Нехочуха путает детей, называя другое название сказки, ребята исправляют её).
Кто-то за кого-то ухватился цепко. – Ох, никак не вытянуть! – Ох, засела крепко! (Репка)
Жили-были три весёлых братца… Всё лето резвились они, не зная забот... Но вот наступила осень. Надо было заботиться о жилье… (Три поросёнка)
Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка Ряба)
Сидит под елью старикова дочь, дрожит, озноб её пробивает… А кто-то спрашивает её: - Тепло ли тебе, девица? (Морозко)
В сказке небо синее, в сказке птицы страшные Яблонька спаси меня, реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)
Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
СЛАЙД 19. Учитель: Скажите ребята, а какая сказка здесь лишняя и почему? («Три поросёнка»(щелчок) английская народная сказка её перевёл на русский язык С. Михалков, а все остальные сказки - русские народные). Учитель: Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по-прежнему будешь говорить «не хочу, не буду читать»? Нехочуха: Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!
Ученик: Азбуку прочли до корки, Нам по чтению – «пятерки»! Позади нелегкий труд Медленного чтения, И теперь без передышки Мы прочтем любые книжки! Учитель: А теперь, ребята, надо поблагодарить Азбуку, за то, что она научила вас читать.
СЛАЙД 20. Спасибо тебе, Азбука!
Ученик: Спасибо, Азбука, за все, Что сделала для нас ты! За слово первое твое, за стих, За первый твой рассказ. Нас научила ты читать, писать, Слова на слоги разбивать. Прошли с тобой от А до Я, И с нами будешь ты всегда!
СЛАЙД 21. Учитель: А сейчас наши первоклассники исполнят задорные школьные частушки.
Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом «проглочу»!
Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Все науки одолеем, Все у нас получится, Потому что наши мамы С нами тоже учатся. Позади нелёгкий труд Слогового чтения: Нам сегодня выдают У-дос-то-ве-ре-ни-я!!!
Мы частушки вам пропели Хорошо ли плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали.
Азбука:
Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости!
Вы отлично отвечали Все загадки отгадали. С вами я хочу проститься, обещайте не лениться, старших слушаться всегда, а шалить лишь иногда. Ой! Совсем забыла я, друзья, Вам представить я должна, Кто на смену мне придет, дальше вас учить начнет.
Литературное чтение: Вам мое почтение! Я – Литературное чтение. Полистай мои страницы: Здесь стихи и небылицы, Сказки, басни, прибаутки, Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой… Да, учебник непростой. Так много интересного, И много неизвестного.
Я от Азбуки слыхала, Что вы знаете немало. Любознательных люблю, Щедро знания дарю. Всем, кто хочет много знать, Надо хорошо читать.
А сейчас мы хотели бы на память подарить вам интересные книжки и удостоверения.
СЛАЙД 22.Видеоклип 1 куплета «Маленькая страна». Слова И.Резника, музыка В.Шаинского. Азбука и литературное чтение вручает каждому ученику книгу и удостоверения.
Учитель: Спасибо вам, мудрые книги!
Азбука: успехов вам в учебе, друзья. Ну что, Нехочуха, пойдем азбуку учить?
Нехочуха: Конечно, с удовольствием. До новых встреч, друзья!
Азбука: - До свидания! Счастливого пути! (Азбука уходит).
СЛАЙД 23. Учитель. Подошёл к концу наш праздник небольшой, Увлекательного чтения вам желаем всей душой. Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С книгой ладить и дружить! Пусть любовь к хорошей книжке, С вами вместе будет жить! (Дети выходят на сцену)
СЛАЙД 24.ПЕСНЯ «33 сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просим всех ребят С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети! Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
Учитель: Уважаемые родители, я выражаю вам благодарность за помощь в обучении детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так хороши. Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране Знаний вместе с детьми, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.
Группа учеников: Спасибо, мамочка, тебе, За все заботы обо мне. За то, что в школу я хожу, За книгу, что в руках держу. Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: Все вместе. Умею я теперь читать! Учитель: Ответное слово предоставляем родителям. (Родители приглашают детей на чаепитие).