Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”. Конспект урока сопровождается презентацией “Учим азбуку”.
Цель:обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
развитие умения работать в группах;
развитие мыслительных операций в ходе игры;
воспитание у учащихся интереса к чтению;
привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Совсем недавно вы впервые вошли в класс. Каждый день мы знакомились с цифрами и буквами, и вот уже подошёл к концу наш первый учебник “Азбука”. Поприветствуем наших первоклассников!
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
И учительница наша
Начинали с букваря.
И директор наш, ребята,
С Азбукой ходил когда-то.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Мы смешными малышами
Приходили в первый класс
Нам азбуку с карандашами
Подарили в первый раз.
И шарики воздушные
Мы унесли с собой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах азбуки, друзья.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
7. Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах азбуки, друзья.
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Все вместе:
ПОТОМУ, ЧТО ВСЮДУ БУКВЫ
ТЕ ЖЕ, ЧТО И В АЗБУКЕ.
Конечно, это маленький праздник! слайд 1
- Дорогие, гости! С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем?
(Ученики читают на экране правила поведения в школе) слайд №2
Ученик:
Вставайте дружно всякий раз, Когда учитель входит в класс.
Ученик:
Нельзя на уроке,- Послушай, дружок, Жвачку жевать И кусать пирожок.
Ученик
Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно
Ученик:
Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь
Ученик:
Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас.
Учитель:
Вы в школе почти целый год отучились, Вы много успели и много узнали. Писать и считать вы уже научились И первые книги свои прочитали А верным помощником в этом вам стала Первая главная книжка. И первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам. Буквы потом сложились в слова, Слова – в предложенья и фразы. Огромный и красочный мир тогда Открылся, ребята, вам сразу. Вы прочитаете хороших книг немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Вам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!
Звучит песня “Азбука”. (Входит пятиклассница, переодетая в костюм Азбуки) Слайд 3
Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать, Меня никак нельзя не знать Меня изучишь хорошо – И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда.
Учитель- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за этот год. Будь нашей гостьей!
Азбука:- Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадки и мы можем начинать праздник.
- Дайте правильный ответ на вопрос и мы начинаем наш праздник.
Чёрные, кривые, от рождения немые. А как только встанут в ряд сразу все заговорят. /Буквы/.
Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные! Звонкие! Глухие! Разные такие! Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(звуки).
А согласные... согласны шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
- И буквы, которые не обозначают звука (они указывают на мягкость и твёрдость согласных).
Твёрдый знак с богатырём одолел крутой подъём, мягкий знак попробуй тронь, он горяч, как конь огонь.
Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним, Но для тебя они ключи Ко всем хорошим книжкам! В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь, войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях, растениях, машинах. Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Звучит песня про буквы «33 родных сестирицы»
(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)
Нехочуха: - Ой! Куда это я попала?
Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?
Нехочуха: - Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?
Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.
Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха: - Я нигде не учусь!
Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!
Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Учитель: - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!
Нехочуха: - Не знаю и знать ничего не хочу!
Учитель: - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?(Ответы детей)
С первых дней учебы в школе мы изучали грамматику. Давайте покажем и расскажем Нехочухе чему мы научились.
Защита проектов (дети рассказывают о буквах).
Учитель. - Молодцы, ребята! А сейчас мы будем отгадывать загадки, которые приготовила нам “Азбука”. На экране появляются загадки, дети читают их и отгадывают. Слайд 4,5,6
Учитель: - А сейчас вы поработаете в группах. Надо составить пословицы и объяснить их смысл.
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает- тот много знает. - О чём все эти пословицы? (о книге)
- Для чего нам нужно уметь читать? (узнавать новое, интересное, быть грамотными, уметь правильно писать)
Учитель: - Молодцы, дети! А Нехочухе было трудно, так как она сама ничего не смогла ничего прочесть. Слайд 7
Нехочуха: - Да, ребята сами читали, а я только слушала и мне было как–то не по себе. Но и я приготовила вам задание. - Вы читали сказки?
Учитель читает загадки показывает героев из сказки. Нехочуха детей путает детей, называя другое название сказки, а ребята исправляют её.
слайд 8-13
1. Свёколка (Репка)
Кто – то за кого – то ухватился цепко. – Ох, никак не вытянуть! – Ох, засела крепко! (Репка)
2.Три котёнка (Три поросёнка)
Жили-были три весёлых братца… Всё лето резвились они, не зная забот... Но вот наступила осень. Надо было заботиться о жилье…(Три поросёнка)
3. Курочка Пеструшка (Курочка Ряба)
Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка Ряба)
4. Дед Мороз (Морозко)
Сидит под елью старикова дочь, дрожит, озноб её пробивает… А кто-то спрашивает её: - Тепло ли тебе, девица? (Морозко)
5. Гуси – вороны (Гуси – лебеди).
В сказке небо синее, в сказке птицы страшные Яблонька спаси меня, реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)
6. Волк ипятеро козлят(Волк и семеро козлят)
Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
Учитель.Скажите ребята, а какая сказка здесь лишняя и почему? (“Три поросёнка” английская народная сказка её перевёл на русский язык С. Михалков, а все остальные сказки - русские народные). слайд 14
Учитель:- Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по-прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?
Нехочуха.- Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!
Ученик:
- Азбуку прочли до корки, Нам по чтению – “пятерки”! Позади нелегкий труд медленного чтения. А теперь без передышки мы прочтем любые книжки!
Ученик:
- Спасибо, Азбука, за все, Что сделала для нас ты! За слово первое твое, за стих, За первый твой рассказ. Нас научила нас читать, писать, Слова на слоги разбивать. Прошли с тобой от А до Я, И с нами будешь ты всегда!
Учитель: Нам надо поблагодарить Азбуку, за то, что научила нас читать. Давайте составим слова благодарности (работа в группах: составить из разноцветных букв слово). слайд 15
Спасибо тебе, Азбука!
Дети поют частушки.Слайд 16
Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку Одним махом “проглочу”!
Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем,
И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Выходят ученики (Маша, Даша и Алёша)
Мы позвали вас не зря.
У нас – Праздник азбуки.
Мы прочли её до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы азбуку
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель. – В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
3. Постой,
Перечислить всех нельзя –
Все вместе: ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!
Учитель. – Действительно, наши дети хорошо потрудились. Не всем эта наука давалась легко, и, безусловно, каждому есть над чем работать дальше. Но, Азбука пройдена результаты радуют, и каждый получит заслуженную награду.
Ученик 1.Не волнуйтесь наши мамы, Мы сидим за партой прямо, А учительница с нас Целый день не сводит глаз. С нами в классе лишь она И, как будто, вся страна.
Ученик 2.
Мы пишем и читаем, Ведем прилежно счет. И все, что мы узнаем На пользу нам пойдет.
Ученик 3.
Теперь мы знаем буквы, слоги, Умеем говорить считать, И постепенно, понемногу Мы научились все читать.
Ученик 4.
Я с этой книгой в первый раз Пришел в свой первый, светлый класс. Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: Умею я теперь читать!
Ученик 6.
До свиданья, Азбука, дорогая. Грустно нам расставаться с тобой. Книг милей и родней – Мы читали тебя много дней.
Ученик 7.
Ученик 7.
Потрудились мы немало, Ведь по правде говоря, Русской грамоте начало На страницах Азбуки, друзья.
Ученик 8.
Все науки одолеем, Все у нас получится, Потому что наши мамы С нами вместе учатся.
Ученик 9.
До свиданья, до свиданья! А на следующий год Наша Азбука читать научит Тех, кто в первый класс придет.
Ученик 10. Кто любит музыку и песни,
Тому живется интересней.
И в день прощанья с Азбукой
Ей песенку споем.
На мотив песни «Голубой вагон».
1.Время наше быстро улетело вдаль,
Очень жаль, что быстро всё прошло.
Повстречались с азбукой недавно мы,
А теперь прощание пришло.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Знаний путь стелется,
И упирается
Прямо в небосвод.
Многое, многое,
Нам узнать хочется,
Получать знания
Будем каждый год.
2.Говорим мы азбуке «Прощай» сейчас
К мудрым книгам мы узнали путь,
Вы, родители, порадуйтесь за нас
Ведь читать умеет весь наш класс.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Знаний путь стелется,
И упирается
Прямо в небосвод.
Многое, многое,
Нам узнать хочется,
Получать знания
Будем каждый год.
Азбука:
Слайд 17
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга. На память о себе я дарю вам интересные книжки и удостоверения. (Вручает каждому ученику книгу и удостоверения)
- До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)
Звучит 1 куплет и припев песни “Маленькая страна” (сл. И.Резника, муз. В.Шаинского)
Слово библиотекарю.
ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!
Не крутите старый глобус, Не найдёте вы на нём, Той страны - “Библиотеки” - Той, в которой мы живём.
Здесь у нас свои порядки: Есть шкафы, есть стеллажи, Есть у нас свои квартиры, Полки, адреса свои.
Приходите к нам учиться, Приходите к нам играть. Кто тут ленится? Скучает? Приглашаем почитать! Ваши друзья - книги!
Учитель.
Слайд 18
Подошёл к концу наш праздник небольшой, Увлекательного чтения вам желаем всей душой. Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С книгой ладить и дружить! Пусть любовь к хорошей книжке С вами вместе будет жить!