kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Профессиональный стандарт учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, Родионова Мария Алексеевна, подготовила это выступление для методического объединения учителей начальных классов. С 1 января 2015 года вступает в силу Профессиональный стандарт учителя. Ознакомившись с главными понятиями и терминами мною представлено данное выступление. С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям с ограниченными возможностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Профессиональный стандарт учителя" »

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Профессиональный стандарт учителя»

С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек.

Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина. «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,— заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.— Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий».

Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,— вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России»,— считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,— уверен эксперт.— Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии». «Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная «дорожная карта» по сокращению количества школ и учителей в школах»,— считает представитель профсоюза.

«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,— считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.— Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».

Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться «пилотно-экспериментальное применение» стандарта. «Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,— заверил «Ъ» замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.— В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него».

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже не в первый раз в этом году коснулся темы профессионального стандарта учителя.

По мнению министра, высказанному на круглом столе в РИА с участниками третьего тура Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», «Избавление от бессмысленного, тотального контроля, от мелочной регламентации, от всего того огромного количества громоздких инструкций, квалификационных характеристик и так далее – вот это задача, которую нам нужно решить, для того чтобы у учителя появилось пространство для расширения его педагогической деятельности. Вот это основная задача и профессионального стандарта педагога, и в целом нашей образовательной политики». Несколько дней спустя на съезде «Единой России» Ливанов подчеркнул: «Проект профессионального стандарта учительства активно обсуждался с педагогами, и последняя версия стандарта поддержана педагогическим сообществом. Это фактически стандарт развития педагога. Только в условиях, когда развивается педагог, рядом будет развиваться ученик».
Вне всякого сомнения, последняя мысль определяет смысл разработки и принятия профессионального стандарта. И было бы очень правильно, если бы это было потребностью профессионального сообщества сегодня. Однако же я не думаю, что все на самом деле так гладко, и большинство российских педагогов в курсе, что именно содержится в проекте профессионального стандарта и для чего он нужен. Зато многие педагоги опасаются, что профессиональный стандарт – это дополнительное бремя, новый повод усилить бюрократическое давление на учителя, когда нужно будет снова и снова отчитываться, теперь о том, что учитель соответствует утвержденному профессиональному стандарту.
Таким образом, вопрос состоит в том, зачем на самом деле нужен профессиональный стандарт. В конце концов, есть диплом о педагогическом образовании, есть документ, подтверждающий профессиональную переподготовку или повышение квалификации, есть, в конце концов, документ о прохождении аттестации. Все это – установленные законом «Об образовании» документы и процедуры. Где здесь место профессиональному стандарту?
Одновременно снова и снова возникают в профессиональной среде споры, что же такое профессия «учитель». Одни полагают, что, как и для любой другой профессии, у профессии «учитель» должны быть строгие и измеримые параметры качества, а это значит, что должны быть и единые требования к учителю как к профессионалу. Другие полагают, что учитель – это творческая профессия, что во многом о качестве учителя можно судить исключительно на основе собственной интуиции, а не стандартных признаков.
«Я вспоминаю нашу учительницу Ирину Ивановну. Вот – настоящий учитель. Она была чрезвычайно строга с нами, на уроках была мертвая тишина. Мы пикнуть боялись. Готовились к ее урокам как проклятые. Зато до сих пор помним все».
«Наша Ольга Петровна была просто чудным учителем. Сколько же добра было в ней. Мы все понимали, что можно что-то не знать, но стыдно ее подвести. На ее уроках могло быть шумно, но это был шум, сопровождающий настоящее живое обсуждение».
«В следующем году отдаем в школу старшего сына. Очень хотим попасть в класс к А.А. П-ой. У нее блестящие результаты. Да, она может и линейкой по рукам дать, и кричит на детей, но зато в средней школе у ее выпускников вообще нет проблем».
Все это – живые мнения об учителях-профессионалах. Обратите внимание, что у каждого свои критерии, кто же такой настоящий учитель. Вспомните свое школьное детство, вспомните своих педагогов. Кого из них вы вспоминаете с благодарностью? А кого – с нежностью? А кого – с раздражением? Какие качества учителя-профессионала для вас наиболее ценны? А теперь представьте, что нам с вами надо разработать профессиональный стандарт, в котором были бы требования к учителю-профессионалу. Представляете, насколько же это сложно. Профессия-то творческая. И может быть много вариантов решения возникшей проблемы: либо пытаться найти консенсус, оставив только то, с чем согласны все, либо включить всё, либо вообще пойти по третьему пути и сформулировать требования исходя из дидактических принципов, прописанных в педагогических теориях.
Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Обратите внимание – не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами. И не для министерств, не для ведомств, а для самих педагогов. В профессиональных стандартах для учителя в разных странах можно увидеть разные подходы, но есть общие признаки:
1. В стандартах прописан не минимальный набор единых для всех требований по принципу «чтоб не пил и не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл», а характеристик, составляющих обобщенный портрет педагога на разных этапах становления его профессионального мастерства. Это очень важно, и об этом говорит Д.В. Ливанов, отмечая, что профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить в работе с учениками. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.
Вот именно для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют сами педагоги рамки профессии на разных этапах карьеры.
2. Профессиональный стандарт служит ориентиром, основанием для требований к подготовке учителей в высших учебных заведениях. Он определяет архитектуру образовательной программы, формируя запрос на определенные компетенции молодого специалиста.
3. Прописываемые в профессиональном стандарте характеристики относятся к деятельности учителя, а не ко всем аспектам его жизни. Согласитесь, невозможно прописать, что все учителя должны быть честными со своими учениками, что они не должны оказывать на них морального давления и т.д. Точнее, прописать это можно, но как это контролировать, как соблюдать, как оценивать? Более того, необходимо избегать любых потенциальных возможностей для манипулирования, для субъективной оценки, для недобросовестного давления на учителя.
4. Профессиональный стандарт не только определяет, каким должен быть учитель и к чему он должен стремиться, но и как можно оценить достижение учителем целей профессионального развития. Задавая характеристики учителя-профессионала, настоящий профессиональный стандарт не формирует их как неизменные глыбы, которые учитель должен, как альпинист, преодолеть все целиком. Движение к ним идет шаг за шагом, ошибки не становятся поводом для дисквалификации, а достижения – основанием считать, что это потолок. Оценивать учителя по таким профессиональным стандартам должны профессионалы, такие же учителя, и четкие механизмы такой оценки тоже закладываются в профессиональный стандарт.
5. Профессиональный стандарт должен быть написан абсолютно понятным, доступным не только для самого учителя, но и для всех остальных языком. Что толку писать непонятные формулировки, если это не становится потом практическим инструментом, полезным учителю?
6. В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.
А теперь попробуйте оценить предложенный проект профессионального стандарта с точки зрения его соответствия перечисленным выше критериям. К сожалению, за прошедший год этот проект не стал лучше по сравнению с первоначально представленным. Да, он теперь сформатирован в логике требований Министерства труда и социальной защиты, он более технологичен и менее эклектичен, чем первый вариант. Но станет ли он тем самым инструментом развития педагога, о котором говорит министр? Уменьшит ли его принятие число проверок и бюрократического давления? Наконец, насколько профессиональный стандарт связан с ФГОС общего образования или ФГОС дошкольного образования? Мне кажется, что именно ответы на эти вопросы и сформируют истинное отношение профессионального сообщества к проекту профессионального стандарта, определят, станет ли он практическим инструментом или же будет основанием для контрольно-надзорных действий государства по отношению к одной из самых творческих профессий.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

От вводимых стандартом требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Иными словами, этот стандарт определяет собой всё в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, его государственную аттестацию и присвоение ему соответствующей категории; объём его трудовых договоров и даже размер его будущей пенсии.

Каковы же эти судьбоносные требования? — Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Педагог обязан эффективно управлять классами  - вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д.

В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;

работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя,  «неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».

Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в их числе — мультипликации, анимации, трёхмерной графики и прототипирования.

Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детско-взрослых сообществ, становления картины мира, работы с родителями, семьёй, местным сообществом.

Стандарт предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества.

Требования к педагогу, предусмотренные в «стандарте», на мой взгляд, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение сего требования означало бы превращение школ в казармы, где действует принцип «не умеешь или не хочешь – заставим».

Невозможно, как того требуют от педагогов, вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность независимо от их способностей и характера. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбору детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.

По требованию авторов стандарта, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Обретение столь ценного качества «невозможно без расширения пространства педагогического творчества».

Но расшифровка этой формулы и подобных ей деклараций, на которые не поскупились авторы стандарта, означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Как предполагается в проекте стандарта оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю? – Посредством т. н. внутреннего и внешнего аудита. Оба вида аудита мало чем отличаются. Оба включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренний аудит — это аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребёнок с синдромом Дауна), — показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.

В проекте стандарта подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей (а не «соавторов» педагога) выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

На мой взгляд, предусмотренные в стандарте аудиты и иные мероприятия по оценке качества педагогического труда, нереалистичны.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни, в большинстве случаев обладающие для учителя непреодолимой силой.

И сами, в принципе недостижимые требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям, превращают стандарт в инструмент формализации деятельности педагога.

По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями. Но это – декларации. В действительности предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога, а усиливает его.

В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. А не предшествовать им.

Весьма странно, что стандарт предусматривает как раз обратную последовательность: сначала в действие вводится стандарт, а потом уж изменяется педагогическое образование и система переподготовки учителя.

К профессиональному стандарту учителя прилагаются рекомендации по процедуре его внедрения к сентябрю 2014 года.

К этому времени рекомендуется сделать 3 шага:

1) широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками;

2) запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога;

3) полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.

Сделать эти три шага за оставшееся до сентября 2014 года время не представляется возможным.

Притом авторы заявляют, что этот стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Каким именно, не говорится. Неясно, чему и в чём он должен соответствовать.

Появление стандарта учителя продолжает уже давно начавшийся процесс «стандартизации» ученика и выпускника. Но педагоги стандартизируемы не более чем «личностные результаты» выпускника школы.

В проекте стандарта нет даже упоминания о миссии педагога. Не потому ли, что миссия не поддаётся стандартизации, учёту и контролю?

Нет в проекте стандарта и различения между педагогической практикой как искусством и педагогической наукой как теорией этого искусства. Различения, которое со времён К. Д. Ушинского стало истиной отечественной педагогики. Практическая педагогика зависит от душевного склада, таланта и опыта педагога.

Если профессия педагога творческая, нестандартная (всегда была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста.

Настоящий «стандарт педагога» может служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающих их людей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Профессиональный стандарт учителя"

Автор: Родионова Мария Алексеевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Профессиональный стандарт учителя математики и информатики."
    ["seo_title"] => string(57) "profiessionalnyistandartuchitieliamatiematikiiinformatiki"
    ["file_id"] => string(6) "283701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453875793"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация "Профессиональный стандарт учителя русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-profiessional-nyi-standart-uchitielia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "143558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418558927"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья по русскому языку на тему: Стандарт учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_po_russkomu_iazyku_na_temu_standart_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229451"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Развитие профессиональных компетенций педагога"
    ["seo_title"] => string(47) "razvitie_professionalnykh_kompetentsii_pedagoga"
    ["file_id"] => string(6) "651806"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717053767"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2270 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства