Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней и местом в системе знаний.
Основная задача учителя математики – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.»
Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального
стандарта учителя .
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней и местом в системе знаний.
Основная задача учителя математики – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования.
Стандарт определяет:
Трудовые действия
1. Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность.
2. Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
3. Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики.
4. Формирование внутренней (мысленной) модели
математической ситуации
(включая пространственный образ).
5. Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.
6. Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий.
7. Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления).
8. Формирование материальной и информационной
образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка
и реализующей принципы современной педагогики.
9. Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.
10. Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
11. Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др..
12. Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.
13. Профессиональное использование элементов
информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих
в конкретной образовательной организации.
14. Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
15. Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
16. Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся.
17. Предоставление информации о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе
с применением дистанционных образовательных
технологий.
18. Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики.
19. Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
21. Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения.
22. Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.
23. Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся
в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения.
21. Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения.
22. Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.
23. Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение
правильности решения.
Необходимые умения.
1. Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся.
2. Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
3. Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать
формирование модели поверхностной имитации действий,
ведущих к успеху, без ясного понимания смысла;
поощрять выбор различных путей в решении
поставленной задачи.
4. Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
5. Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
6. Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический
аппарат и математические инструменты (например,
динамические таблицы), то же - для идеализированных
(задачных) ситуаций, описанных текстом.
7. Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
8. Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.
9. Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др..
10. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из
возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала.
11. Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
14. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов.
15. Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
16. Работать с родителями (законными представителями),
местным сообществом по проблематике
математической культуры.
Необходимые знания.
1. Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики.
2. Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений.
3. Теория и методика преподавания математики.
4. Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является
родным и ограниченно используется в семье
и ближайшем окружении.
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.