Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность классного руководителя»
Выступление на школьном методическом объединение на тему
«Проектная деятельность в работе классного руководителя»
Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся:
- развитие познавательных интересов и способностей школьников;
- их профессиональная ориентация;
- забота об охране здоровья учащихся;
- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства;
- формирование у ребёнка понимания значимости физического состояния для своего будущего.
Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.
Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”
Чтобы осуществить этот принцип развития, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.
В настоящее время в российском образовании существует ряд технологий продуктивного обучения. Это и проблемное обучение, и технология деятельностного метода, и информационные технологии и, несомненно, проектная деятельность, основанная на методе проектов.
Сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим самую основную, определяющую содержательную специфику каждого проекта.
По доминирующей деятельности учащихся различают проекты:
Исследовательский -по структуре напоминает подлинно научное исследование; он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие;
Творческий –предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
Игровой (ролевой) –Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания;
Информационный –направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;
Социально-значимый (практико-ориентированный) –нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
мотивационный
планирующе - подготовительный
информационно-операционный
рефлексивно-оценочный
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель построит первый этап – этап погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
Проведение демонстрационного занятия: мотивационный этап проекта.
2 этап – планирующе - подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап - информационно- операционный.
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап - рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Наша классная копилка проектов пополняется из года в год. Это ряд творческих проектов:
«Книга мира»-1 класс, коллекция мини-плакатов по предупреждению правонарушения ПДД – 3 класс, «Путешествие в старину»- 3 класс, «Осенний бал»-1,2,3,4 класс; информационный проект «Добро и Зло» (уч-ся 3 класса); информационный групповой проект: «Природа и мы».
Особое место в нашей деятельности занимает работа над созданием проектных работ в рамках социально – педагогического проекта «Музей гигиены и здоровья»:
- творческий проект «Вредные привычки» (уч-ся 4 класса);
- информационный проект «Город здоровья» (уч-ся 4 класса);
- социально-значимый проект «Правила гигиены» (уч-ся 1 класса);
- исследовательский проект «Гигиена всем полезна и нужна» (уч-ся 2 класса);
- творческий проект «Я здоровья сберегу» (уч-ся 3 класса)
- информационный проект «На волне здоровья» (уч-ся 1 класса)
- творческий проект «Как сохранить здоровья» (уч-ся 4 класса)
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения позволяет эффективно развивать творческую, неординарную личность.