Проектная деятельность как средство развития личности и творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность как средство развития личности и творческого потенциала учащихся.
Сегодня одной из главнейших задач общеобразовательной школы считается создание условий для формирования умений, позволяющих учащимся самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у детей умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Среди новых педагогических технологий, решающих данную задачу, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать и открывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления ребенка, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Используя проектную деятельность можно увидеть её преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно – воспитательной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития личности и творческого потенциала учащихся.»
Шадрина Надежда Николаевна
МБОУ «Ильинская средняя школа №1»
Проектная деятельность как средство развития
личности и творческого потенциала учащихся.
Сегодня одной из главнейших задач общеобразовательной школы считается создание условий для формирования умений, позволяющих учащимся самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у детей умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Среди новых педагогических технологий, решающих данную задачу, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать и открывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления ребенка, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Используя проектную деятельность можно увидеть её преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно – воспитательной работе.
Создавать проекты в начальной школе сложно, но возможно, если ребенку понятны цели, если он может планировать свою деятельность и предвидеть затруднения.
В нашей начальной школе проектная деятельность осуществляется в несколько этапов. Первый этап соответствует 1 классу. Задачи данного этапа заключаются в следующем:
- поддерживание исследовательского опыта на основе имеющихся представлений;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя
Учитывая условия обучения, особенности контингента учащихся, мнение родителей и педагогического коллектива школы, для достижения результатов образования, предъявляемых ФГОС, обучение в моем классе идет по системе учебников «Школа России». Данная система учебников предусматривает уроки – проекты, что позволяет в полной мере включать в учебный процесс и внеклассную работу решение проектных задач и создание мини – проектов. Проектный метод я использую недавно, но он занял важное место в моей педагогической деятельности, т.к. помогает моим воспитанникам открывать новые знания и (связывать их с жизненным опытом). Цель моей работы над проектами: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность требует от меня, как от учителя, не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Большое внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Метод проектов позволяет мне, как учителю, отойти от авторитарности в обучении. Применяю данный метод на различных уроках, но особое место он занял на уроках обучения грамоте.
В класс поступили дети с разным уровнем подготовки: одни из них не знают буквы, а другие бегло читают, у большинства учащихся наблюдается недостаточное развитие речи и мелкой моторики, есть дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Серьёзная проблема - это дети, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Чтобы решить данные проблемы, я предложила первоклассникам участвовать в создании мини - проекта: «Мохнатая Азбука» .
Первоклассники сами выбрали форму работы (самостоятельно, в паре). Они превращали буквы в различных животных. В проекте были задействованы все дети класса, в том числе конфликтные, малообщительные, гиперактивные. С помощью бумаги, красок, вырезок из детских журналов были изображены буквы русского алфавита. Родители помогли подобрать стихи, загадки, сочинить сказки.
В ходе работы над темой «Согласные звуки [р], [р']. Буквы Рр». детям было предложено выполнить дома по желанию мини – проект «Спрячь букву «Р» в любой предмет». Результатом работы стали рисунки, аппликации, поделки из бумаги и ткани, пластилина и природного материала.
Проекты способствуют возникновению положительных отношений между детьми, между учителем и детьми, между детьми и родителями, развитию эмоциональности и творческого мышления, развитию внимания, наблюдательности, помогли преодолению замкнутости. Зрительные образы букв сыграли важную роль в развитии познавательных процессов учеников, которые при поступлении в школу не знали буквы и не умели читать.
Считаю, что в рамках подготовительной работы к проектной деятельности необходимо использование традиционных учебных занятий: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • обоснованный выбор способа выполнения задания; • самоанализ и самооценку, рефлексию. Девизом нашего класса в работе над проектами стала пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Работая над созданием проекта, ребенок становится творцом, у него появляется возможность реализовать себя и самовыразится.
. Моя главная задача как учителя заключается в следующем: управлять деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использовать разнообразные формы, средства обучения для развития их творческого потенциала.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(301) "Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся."
["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_iazyka_i_litieratury_vnieurochnoi_dieiatie"
["file_id"] => string(6) "460851"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520283781"
}
}