Просмотр содержимого документа
«"Проблемы и подходы к обучению решения математических задач в начальной школе"»
Проблемы и подходы к обучению решения математических задач в начальной школе.
Проблемы и подходы к обучению решения математических задач.
Одна из самых распространенных школьных проблем - проблема учебного материала,который не соответствует поставленным целям обучения. Яркий пример - задачи по математике в начальной школе.
Учебная цель - научить решать задачи по математике.
Результат - большой процент детей не умеют решать задачи, не воспринимают условия,правила решения, порядок действий, смысла и содержание задач.
На успешное овладение умением решать задачи оказывает влияние не само по себе количество решаемых задач, а прежде всего планомерная углубленная работа по всестороннему анализу задачи.
Прежде всего, хотелось бы представить некоторые проблемы в обучении решению задач,которые были выявлены в процессе моей многолетней работы в начальной школе.
Проблемы в обучении решению задач:
1. Проблема классификации задач начальной школы.
Существующие классификации задач не помогают выявлению их смысла, т. е. классификации типа: “в одно действие, в два действия, простые,сложные, с косвенным вопросом и др.” не помогают детям решать эти задачи.
2. Проблема записи условий задачи.
Краткая запись условия не показывает структурные связи данных задачи, а отображение условия с помощью отрезков требует развитого абстрактного мышления и не воспринимается слабыми детьми. Отсюда возникают трудности в определении путей решения задачи.
3. Проблема проверки правильности решения задачи.
Обычно проверяют не решение задачи, а правильность математических действий в этой задаче, что далеко не одно и то же.
Проверку необходимо производить до начала математических действий, путём проговаривания условия по записанной модели и сличения его с текстом задачи, решить другим способом, составлять и решать обратные задачи.
4. Проблема последовательности действий ученика при решении задач.
Таких правил, памяток, описаний, алгоритмов существует много, но они не работают без решения первых трех проблем.
Общеизвестно, что существует 2 подхода к решению задач:
частный подход – знакомство с алгоритмом и доведение его до автоматизма;
общий подход – заключается в знании, что такое задача, знании этапов решения задачи и умении выполнять эти этапы.
Разбиение на смысловые части, перефразировка (разъяснение слов, замена терминов, убрать несущественные слова).
Моделирование, таблица.
2.Поиск плана решения.
Установить зависимость и связь между данными и искомыми.
По модели.
3.Выполнение плана решения задачи.
Выполнение плана.
По действиям, с вопросами, с пояснением, уравнением,…
4. Проверка.
Связь с условием задачи.
Составить и решить обратные задачи, решение другим способом, методом, прикидка определенного смысла составленного выражения по ходу решения.
Анализируя содержание задачи, очень важно научить детей составлять модели задачи.
Модель – это в некотором смысле копия, она может быть упрощена и позволяет лучше, полнее изучать оригинал.
Модель строят на 1-м этапе решения задачи для того, чтобы понять задачу.
Модели бывают 3-х видов:
Вещественные (предметные): - из оригиналов (тетради, карандаши, конфеты…); - из копий, внешне похожих на оригиналы (утята, котята, огурцы…); - из фишек без сохранения сходства с оригиналами. При вещественном моделировании выполняются конкретные действия руками.
Рисунок № 1.
Рисунок № 2.
Знаковые (схема);
Графические (рисунок и чертеж).
Графические модели:
Задача № 1.
У Иры 5 шаров, что на 2 меньше, чем у Светы.Сколько шаров у Светы?
Задача № 2.
В гараже 5 легковых машин и еще 2 грузовые подъехали. Сколько стало машин?
Задача № 3
Блокнот стоит 90 р., открытка 50 р. На сколько блокнот дороже открытки?
Схемы позволяют представить содержание задачи в наглядной, легко воспринимаемой форме,существенно облегчают поиск ее решения.
Задача № 4
У Маши, Тани и Кати 8 марок. У Маши 2 марки, а у Тани 3 марки. Сколько марок у Кати?
Целый отрезок на схеме обозначает число всех марок, а части отрезка – число марок у Маши, Тани и Кати . По схеме видно, что для нахождения числа марок у Кати надо из всех марок вычесть число марок Маши и Тани.
В задачах, в которых рассматриваются отношения“больше на …”, “меньше на …” схемы имеют другой вид.
Задача № 5
В одном доме 5 этажей, а в другом 9. Насколько этажей во 2-м доме больше, чем в 1-м?
Методы решения задач:арифметический, алгебраический, графический,практический, логический, смешанный, табличный.
Поиск плана решения задач
Существуют 2 вида разбора задач: синтетический(рассуждения надо вести от данных задач к ее вопросу), аналитический(от вопроса задачи - к данным).
При аналитическомспособе решения задачи выясняется, что нужно предварительно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Чтобы помочь детям вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать прием, называемый “деревом рассуждений”. Суть его состоит в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает увидеть, какие простые задачи следует выделить и каким будет план решения данной составной задачи.
Задача. С одного поля собрали 240 цкартофеля, с другого в 2 раза меньше. 3-ю часть картофеля, собранного со 2-го поля, разложили в мешки по 50 кг каждый и увезли с поля поровну на 2-х машинах. Сколько мешков положили на каждую машину?
Модель задачи:
Собрали: 1 п. – 240 ц
2 п. - ? ц, в 2 раза
Разложили: 1/3 со 2 п. по 50 кг - ? м.
Увезли на 2-х маш. по ? м.
Аналитический способ разбора задачи.
Синтетический способ характеризуется тем, что основным вопросом при поиске решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в тексте задачи числовым значениям. По вновь полученным числовым значениям и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос составной задачи. Иными словами, суть этого способа состоит в вычленении простой задачи из предложенной составной и решении ее.
Для формирования умения вычленять простую задачу из составной целесообразно предлагать детям решать серии (блоки) задач с нарастающей сложностью. Быстрое решение таких задач дает возможность быстрого узнавания простых задач в составе составных.