Просмотр содержимого документа
«"Преодоление школьной тревожности"»
Психологический час с элементами тренинга
«Преодоление школьной тревожности»
Цели:
Помочь детям овладеть навыками самоконтроля;
Способствовать снижению напряжения;
Развивать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми;
Отрабатывать навыки уверенного поведения;
Дать каждому ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
Ход занятия:
1. Игра «Знакомство»
- Давайте встанем, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе ...А теперь начнем!
Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажимается свободный конец нити крепко в руке и нужно кинуть клубок ребенку, стоящему напротив.)
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.
Можно спросить детей: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться — в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.
2. Игра «Разрывание бумаги»
Не объясняя правил, педагог-психолог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает детям делать то же самое. Если какой-то ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Психолог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на детей. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, детям предлагается поиграть с кусочками. Психолог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате. Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, дети смогут предложить новые варианты использования этих кусочков.
7.Рефлексия. Упражнение «Без маски».
Учащиеся садятся в круг. Учитель сообщает:
«Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке.
Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным и относиться к теме прослушанного занятия. Это могут быть ваши личные переживания, отношение к содержанию, собственные взгляды. Члены группы будут внимательно слушать, нас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить».
Примерное содержание карточек:
«Мне особенно понравилось...»
«Я для себя определился в ...»
«Верю, что...»
«В будущем я...»
«Мне очень трудно...»
«Я считаю, что я способен...»
«В достижении поставленной цели мне помогут...»
«На занятии я узнал о себе...»
«Чтобы добиться цели, мне надо...»
«Конкретные шаги по достижению поставленной цели ...»
«Мои лучшие качества...»
«Поработать над собой мне надо в направлении...»
4.Игра «Спрятанные проблемы»
Большинство тревожных детей скрывают тревожные переживания.
В крышке проделывается отверстие. Детям предлагается нарисовать, что или кто их тревожит и спрятать это в коробку. Если у ребенка не достаточно развиты изобразительные навыки, можно предложить ему рассказать о проблеме, «положить» рассказ на бумагу, «завернуть» и убрать в коробку («почтовый ящик»).
После занятия можно спросить у детей, что они хотят сделать с содержимым коробки. Если кто-то затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.
Упражнение «Мои школьные трудности»
Цель: вербализация личных целей участия в группе.
Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей» первоклассника: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем получают по листу бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.