- Вы любите играть? - Какие игры вы знаете? - Чем похожи известные вам игры? - Без чего игра не может состояться? - Зачем нужны правила игры? -Можно ли играть в игру, не подчиняясь правилам? (Это будет совсем не игра, а какая-то бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. ) - Бывают у игр глупые и ненужные правила? - Какие правила вы знаете? -Чем же похожи все правила, которые вы перечислили? Что общего в них? -Что же такое правило?(Правила говорят нам, что можно и нужно делать и чего делать нельзя, правила учат нас, как вести себя в определенной ситуации) -Что значит вести себя правильно? (Так дети выходят на понятие «правила».) - Обратимся к толковому словарю. ПРАВИЛО- -А сейчас давайте отправимся в лес.(Закройте глазки . Представляйте.) Вот большая береза , а под ней огромный муравейник. -Как вы думаете, есть ли правила в поведении животных? Муравейник живет по правилам? (Да. Показать отрывок из мультфильма «Приключения Муравьишки» (Муравейник закрывается на заходе солнца.)) - А есть ли в лесу правила для человека, которые он должен соблюдать? - А эти правила только для детей? - А как вы думаете это все правила, которыми пользуются взрослые или есть и другие правила в жизни взрослых людей? (Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга.) - Могут ли у человека быть свои, особые правила поведения? - Откуда берутся правила? ( Варианты детей. Затем рассказ о Конституции. ) Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. (Показать как выглядит) Что сказано в нашей Конституции? В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. -Как вы думаете, какие это могут быть правила?(Варианты детей) - У вас на столе лежат конверты. Вскройте их . Перед вами несколько главных правил (статей), по которым должны жить все люди нашей страны. Я их перепечатала из Конституции РФ. Давайте познакомимся с ними и увидим, о каких из них вы смогли догадаться сами. (Каждый ребенок получает по одному экземпляру) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка… 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 23 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 43 Каждый имеет право на образование. -Все ли статьи (правила) вам понятны? - Представьте себе, что из нашей жизни исчезли все правила, люди просто забыли о необходимости соблюдения правил. Что случится с нами? -А что испытывает человек, если: - А сейчас я приглашаю вас в небольшой кинотеатр. Герои знакомых мультфильмов помогут вам понять на примере некоторые из статей Конституции. «Три поросенка» (показать фрагмент, как Волк пытается проникнуть в дом третьего поросенка) - Кто главный герой этого фрагмента? - Соблюдает ли он правила нашей жизни? -Внимательно посмотрите на статьи Конституции. Назовите, какие статьи он нарушил. (Статья 25) «Каникулы в Простоквашино»( Мама собирается на курорт (кадры 2.18-3.24) - Кто главный герой этого фрагмента? - Как вы думаете, какие статьи Конституции иллюстрирует этот фрагмент?( Статья 37, 19) -Ребята, а как вы думаете, а мы можем, основываясь на статьях Конституции о правах человека создать правила жизни нашего класса? -Давайте я начну, а вы продолжите дома. Будем себя и других уважать. -А что у вас получится, мы посмотрим на следующем классном часе. |