Формирование нравственных понятий: «Правда» и «Ложь».
Цели. 1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь».
2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы.
3. Воспитывать такие нравственные качества, как честность и справедливость.
Задачи. Образовательная: научить детей выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях.
Воспитательная: помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.
Оборудование.
Карточки для учеников для раскрытия понятий правда, ложь
Карточки с высказываниями. 2 конверта.
Пословицы (Карточки для работы на доске)
«Кто много читает, тот много знает.
«Кто правдой живет, тот добро наживет.
«Красива ложь, да от правды не уйдешь».
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
Ход занятия.
1.Орг. момент
- Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сегодня быть открытыми и честными.
2. Сообщение учителем темы и цели занятия.
-Послушайте сказку - притчу о правде и лжи:
Сказка.
За высокими горами, за зелеными лесами жили- были две сестры. одну звали Правда, другую Ложь.
Правда была красивой, сильной и доброй.
Ложь – хитрой, изворотливой.
Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так она мешала честно жить и трудиться.
Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не быть на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил ее народ прогнать вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи?
Какой вы себе представляете себе Правду и какой Ложь?
Нарисуйте их на ваших листочках.
Правда
Ложь
Теперь я назову слова – синонимы к словам «ложь» и « правда», а вы помогите мне правильно их расположить: ложь, правда, обман, враньё, честность, неправда, истина.
Правда - истина - честность.
Ложь - неправда - враньё - обман.
ПРАВДА
ЛОЖЬ
В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
– Что значит быть честным? – Никого никогда не обманывать, говорить только правду – значит быть честным.
- Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?
(- Если не сказать правду, то потом будет стыдно; правду, так как ложь, хоть и бывает сладкая, но всегда наказуема; правду, потому что она сильней.)
- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.
(– Лиса. Сказки «Лиса и заяц», «Колобок» и др.)
3.Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
* На березе растут шишки.
* Зимой идет снег.
* Если дома становиться скучно, мы идем гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Вчера был четверг.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* На елке растут яблоки.
* Люди любят обманщиков.
* Ложь может приносить вред окружающим.
(по количеству детей)
-В игре вы ни разу не ошиблись. Но в жизни все сложнее и нужно быть очень внимательными, чтобы отличить ложь от правды.
- Слышали ли вы от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо?
-Люди знают, что лгать плохо, но все же иногда лгут.
Давайте попытаемся с вами разобраться, почему люди начинают лгать?
4. Раскрытие темы. Работа с понятиями.
Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды и птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома.
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет меня бранить!
-Я скажу, - говорит второй – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить!
- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идет.
- Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мать да и простила.
Вопрос: - Какая пословица подходит к этому рассказу?
( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
- Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям? (Они боялись, им было страшно)
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
-Почему вы так поступали?
- Что вы испытывали, после того как сказали неправду? А становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?
- А чего боятся люди, которые сказали неправду? (боятся, что обман раскроется).
- Прочитайте, что случилось с первыми двумя мальчиками, когда они пришли домой? (Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне).
- Что чувствуют люди, которых они обманули?
- Что при этом чувствовали сами мальчики?
-Что чувствует человек, оказавшись в такой же ситуации как эти мальчики? (Ему стыдно)
- Как решил поступить третий мальчик? Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?
-Получается, что легче? (Сказать правду)
-О правде и лжи сложено много пословиц.
5.Работа в парах:
Составь пословицы:
«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
«Красива ложь, да от правды не уйдёшь.»
«Один раз обманул, другой не поверят»
-А может ли неправда, сказанная человеком, навредить ему самому? (Раз солжёшь, другой не поверят.)(Басня «Лгун» Л.Н. Толстого»)(человеку не верят, с ним не хотят общаться)
Лгун.
(басня)
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л. Н. Толстой
- Почему не прибежали на помощь люди?
- А вы попадали в подобные ситуации?
- Какая пословица подходит к этой басне?
(«Один раз обманул, другой не поверят»)
6. Чтение рассказа «Ябеда».
- Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого – нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо.
Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда»
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно что горшок разбит.
Прозвенел звонок на урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто – то из ребят тихо сказал: «Ябеда….»
Вопросы:
- Как вы считаете, справедливо ли обозвали Васю Ябедой?
- Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку легче жить – честному или лживому?
7.РАБОТА В ПАРАХ
СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Впиши данные слова вместо пропусков
(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)
Сказал – сделай
Не уверен –
Ошибся –
Не можешь сказать правду –
Поступай только ….
-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
8. Рефлексия. Закрепление. Правда. Ложь.
-А сейчас поиграем в игру «От сердца к сердцу»
По кругу, начиная с учителя, дети заканчивают предложение: «Я хочу быть честным человеком, поэтому я…..»
( Ответы детей:не буду обманывать, буду говорить правду, не буду обещать если знаю, что не смогу выполнить обещанное, не буду обманывать даже в шутку….)
9. Подведение итогов. Обобщение.
- Наше занятие близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь нужно обходить стороной.
- Надеюсь, ребята, это занятие помогло вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен
В заключении хочу прочитать стихотворение А.В.Коваленко.