Сегодня мы проведем урок-диспут по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре, как известно, рождается истина.
Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?
-А-а! Не терпишь … (Квашня)
-Враньё-то приятнее … (Наташка)
-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)
-Человек – вот …! (Сатин)
Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?
Давайте запишем тему в тетрадь.
Прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Господа! Если к правде святой
мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале 20 века. Разные писатели пытались найти ответ на вопрос: «Что может сделать человека счастливым – неприкрашенная истина или прекрасная ложь?»
Одной из попыток ответить на этот вопрос явилась пьеса М.Горького «На дне», работу над которой писатель закончил в … (1902) году. Правда, ложь и отношение к ним – вот основное содержание диалогов горьковских героев.
Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы? Давайте откроем фразеологический словарь.
Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;
2. Опускаться нравственно.
Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?
(«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»)
Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как вы думаете, почему
(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Споры о правде в пьесе М.Горького "На дне"»
Урок литературы
в 11 классе «Споры о правде» в
пьесе М. Горького «На дне»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: нестандартный урок. Урок-диспут.
Цель урока:
1. Создание проблемной ситуации и определение основных философских вопросов, волнующих автора пьесы. Выявление позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.
2. Активизация монологической речи учащихся, навыков выразительного чтения.
3. Воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к людям, непримиримости к пассивности, равнодушию.
Задачи:
1. Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
2. Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
3. формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы проведем урок-диспут по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре, как известно, рождается истина.
Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?
-А-а! Не терпишь … (Квашня)
-Враньё-то приятнее … (Наташка)
-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)
-Человек – вот …! (Сатин)
Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?
Давайте запишем тему в тетрадь.
Прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Господа! Если к правде святой
мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале 20 века. Разные писатели пытались найти ответ на вопрос: «Что может сделать человека счастливым – неприкрашенная истина или прекрасная ложь?»
Одной из попыток ответить на этот вопрос явилась пьеса М.Горького «На дне», работу над которой писатель закончил в … (1902) году. Правда, ложь и отношение к ним – вот основное содержание диалогов горьковских героев.
Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы? Давайте откроем фразеологический словарь.
Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;
2. Опускаться нравственно.
Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?
(«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»)
Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как вы думаете, почему
(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)
О сценической судьбе пьесы нам расскажет…
Итак, пьеса имела небывалый успех. Зрителей, читателей, критиков волновал вопрос: «Оправдана ли ложь во спасение?» А сам Горький в интервью в 1903 году так определил ее смысл: «Основной вопрос, который хотел я поставить, это – что лучше, истина или сострадание?»
Ребята, а что есть ПРАВДА?
(Работа со словарем…)
Вопрос о правде в русских народных пословицах.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Правде нигде нет места.
За правду стой горой.
Правда глаза колет, уши режет…
Философы о правде и истине.
Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)
Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)
Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)
Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка. (А. Блок)
А можете ли вы прокомментировать горьковское представление о правде? Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя не отметить, что на раннее творчество Горького весомое влияние оказала философия Ницше. ( В кабинете писателя висел портрет философа). В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он такой, этот «Сверхчеловек?» (Личность неординарная, яркая, аристократ духа, жизнь для него – вечная борьба. Он создает собственную судьбу, не зависит от Бога . Следует гордо умереть, если нельзя дальше гордо жить. )
Сообщение ученика.(…)
В письме И. Репину 23 ноября 1899 года Горький пишет: « Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все! Он создал даже Бога!»
- А что понимают под «правдой» герои пьесы?
Можно выделить три уровня правды.
Один - это «частная» правда, которые герои отстаивают «для себя». Настя уверяет всех, и, прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон - в существование своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет своё положение, оказавшееся безнадёжным после смерти жены: «Работы нет ... силы нет! Вот - правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо... вот она правда!».
«Правда факта». Бубнов относится к жизни скептически, цинично. Кстати, фамилия Бубнов – говорящая.
( Шум – смерти не помеха.
На что совесть? Я – не богатый.
И я помру… и ты… Чего жалеть…
«Утешительная», мировоззренческая правда Луки. (Мировоззренческая. Слова – одежда нащих мыслей, и энергия слова формирует мировоспиятие)
(« Во что веришь – то и есть» Лука)
Знаете, а ведь в имя своего героя Горький вложил сакральный (имеющий отношение к Божественному, небесному, мистическому. Синонимы – священный, тайный, святой) смысл. Подумайте, какой? (Лука – один из евангелистов, его имя означает «светлый», но в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Всем нам известно выражение «От лукавого», что означает лишнее, ненужное, могущее принести вред.
По евангельской легенде, Иисус, запретив клясться небом, землёю, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: Да, да; нет, нет; а остальное все от лукавого». Вспомним и другое выражение – не мудрствуя лукаво ( просто, естественным образом).
В словаре Даля «лукавый» – хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный, двуличный и злонамеренный; бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух: От лукавого вся неправда. Правдивому мужу лукавство не по нужу. Нашему Луке и чёрт с руки.
Вспомните, когда Лука появляется в ночлежке ( во время разговора о совести; среди раздраженных голосов, брани зазвучало ласковое, доброе слово).
Найдите его реплики. Проанализируйте. Дайте речевую характеристику Луке.
(Мне все равно! Я и жуликов уважаю.
Где тут, милая, приспособиться мне?
Спасибо, девушка! Старику - где тепло, там и родина…)
А как сам автор, по-вашему, относится к страннику? (Благообразная внешность, ласковая «благостная» речь Луки, его ОСТРЫЙ интерес к людям могут пробудить симпатию к этому герою, и сам автор в чём - то ему симпатизирует.)
Какую роль выполняет Лука? (утешителя, катализатора?)
(Анну он успокаивал разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольно и свободной жизни в Сибири. Несчастному Актеру - пьянице он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков, он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи.)
Чтение притчи о праведной земле (действие третье). Для чего Лука рассказывает эту притчу?
(Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий учёный доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь, и как не нужна и опасна для них бывает правда. (?))
Что говорит Лука: что хотят от него услышать или то, что думает?
Что мы знаем о Луке?
(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли
много, оттого и мягок ... »)
Каким образом Лука действует на ночлежников?
( В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.
Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идёт к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:
- Умирающей Анне он рисует ласковую смерть - утешительную, спокойную загробную жизнь;
- В Насте поддерживает веру в существование возлюбленного ;
- Вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну Сибирь;
- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма. )
Давайте еще раз прочтем эпиграф нашего урока.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который нaвeeт Человечеству сон золотой!
Как вы думаете, врал ли Лука обитателям ночлежки? («Много он врет…и без всякой пользы для себя…» - Бубнов о Луке)
(- Умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле «хоть немножечко».
- От снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью.
- Попадет за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел.
- Исчезает из ночлежки Наташа.
- Кончает жизнь самоубийством Актёр.
Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей- нибудь смертью.
Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?
(ОБСУЖДЕНИЕ)
В чём значение влияния Луки на ночлежников?
(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих).
Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?
( Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и не жизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)
В чём причина быстрого угасания веры?
(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность).
2. Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец. ( И.Анненский)
Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Надо уметь ее отстоять.
Вернемся к философскому вопросу, который поставил сам Горький: что лучше истина или сострадание? Герои Горького отражают двойственность, противоречивость самого автора. Эту позицию писатель вкладывает в уста Сатина.
После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он старая дрожжа, проквасил нам сожителей ... Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда ... Старик? Он - умница! Он ... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету!.. (Читает ученик)
Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором ОН говорит о необходимости уважать человека : «Не жалеть... не унижать его жалостью ... уважать надо! - утверждает иную жизненную позицию.
Чьюпозицию выражает Сатин в монологе о человеке?
( Ложь Луки не устраивает Сатина: Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - бог свободного века!
«Правда» Сатина - в человеке: « Человек может верить и не верить… Это его дело! Человек свободен .. он за всё платит сам : за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен! ...
Человек - вот правда!
Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень – то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира. Сатин говорит о лучшем, а сам? Изменит ли герой свою судьбу?
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос, есть ли у героев пьесы шанс вырваться из ночлежки, начать новую жизнь?
Обратимся к цели нашего урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Еще раз вернемся к нашему эпиграфу. Итак, можно ли сказать, что Лука «навеял обитателям ночлежки сон золотой?» А если да, то « воздаете ли вы честь ему?»
Знаете ли вы художественные произведения, где остро стоит проблема правды и лжи? (Ученик читает «Притчу о Правде и Лжи» В.Высоцкого.
Давайте запишем задание на дом: выписать самые яркие крылатые выражения из пьесы, знать, кому они принадлежат; выучить монолог Сатина.
Так как урок наш философский, я закончу урок притчей китайского философа Лао-Цзы (по-китайски означает «старый учитель»).
К старому отцу пришел сын-подросток и спросил:
- Отец, что есть правда?
- Вот путник шел по висячему тонкому мосту над рекой, поскользнулся и упал в реку. В молодости я смеялся над таким человеком, в зрелости печалился, а в старости – плачу.