Просмотр содержимого документа
«Познавательно творческая программа "Твои права от А до Я"»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Познавательно творческая
программа «Твои права от А до Я»
Автор-составитель:
Соломина С.Ю.
воспитатель приемного
отделения. Кинешма, 2023г.
Форма проведения мероприятия
Познавательная программа
Целевая группа
Все дети
Цель и задачи занятия
Цель: продолжать знакомить детей с правами человека, записанными в Декларации прав человека, в доступной для воспитанников форме.
Задачи:
В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Развивать творческие способности.
Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Время проведения
40 минут
Необходимое оборудование
Проектор, плакаты по тематике
Условия проведения
Общее групповое мероприятие.
Краткое содержание мероприятия
Просмотр презентации, команды «Солнышко» и «Капелька»
Инновационные формы работы
Работа с интернетресурсами
Ход мероприятия:
Ведущий.Игра «Для чего этот предмет»
Дети встают в круг. По кругу пускается лист чистой бумаги. Каждый ребёнок предлагает вариант возможного применения этого листочка.
- Дети, в этой игре мы все использовали своё воображение, фантазию, высказали своё мнение. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас.
- Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало опыта и сил, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все их права. Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка».
Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года ООН.
Конвенция – это…
Конвенция – это международное соглашение, которое обязательно выполняется на территории страны, которая его подписала. Россия подписала Конвенцию 15 сентября 1990 года, поэтому сейчас мы обязаны соблюдать все статьи этого документа.
В каком основном законе нашей страны прописаны все права человека?
(Конституция РФ)
Что такое права человека?
(Основные нормы, без которых люди не могут жить достойно)
Дети имеют право на …
(на жизнь и здоровье; на имя, гражданство и заботу родителей; выражать свои взгляды; на свободу мысли, совести и религии; пользоваться достижениями национальной и мировой культуры, родным языком; на личную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; на защиту от насилия; на социальное обеспечение; на образование и отдых)
Ведущий. Сегодня мы проведем игровую программу о правах детей. Предлагаю разделиться на две команды, для этого у нас сегодня присутствует Мудрая сова (игрушка), в ее силах помочь нам с вами учесть права каждого из вас. Сейчас вы по одному подойдете и вытащите из ее шкатулки кружочек определенного цвета (в шкатулке кружочки двух цветов: красного и голубого). Таким образом, мы разделились на две команды. Теперь позвольте мне как старшему воспользоваться своим правом и предложить каждой команде капитана (капитанам на голову одевается шапочка, остальным участникам белые воротнички). Занимайте свои места за игровыми столами.
I – команда: «Солнышко».
Почему вы выбрали себе такое название?
«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».
Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я и ребенок пока».
Кто у вас капитан? (Ответы детей).
II – команда: «Капелька».
А вы, почему выбрали такое название?
«Капелька - это вода, а вода для жизни всем нужна».
Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».
А у вас кто капитан?
У нас присутствует строгое, но справедливое жюри (представление).
Отвечайте правильно на вопросы, и мы узнаем, кто из вас лучше всех знает свои права. Не забывайте, что вы все имеете право высказывать свое мнение, и должны считаться с мнением других, подводит итог капитан, и он предлагает кому-то из членов команды дать ответ. Я надеюсь, что наша игровая программа позволит вам задуматься над своими правами, и вы будете очень внимательны к себе и окружающим. Итак, приступаем к выполнению заданий.
1 задание. Тексты статей Декларации прав ребенка.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Правильная.
Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозности, политических и иных убеждений.
Неправильная.
На все, что изложено в Декларации прав ребенка, могут рассчитывать только:
а) отличники; б) дети с темным цветом кожи;
в) дети, которые любят молоко с пенками.
Правильная.
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином своей страны и право на собственное имя.
Неправильная.
Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать им имена не надо.
Дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам.
Гражданство, как не имеющее никакого значения, отменяется.
Правильная.
Каждый ребенок имеет право на достойное жилище, питание и развлечения.
Неправильная.
На достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей.
На достойное жилище – дети строителей.
На хорошее питание – дети поваров.
Правильная.
Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья.
Неправильная.
Государство должно заботиться о здоровых людях.
Все остальные должны лечить себя сами.
2 задание.Игра «Разрешается – запрещается»
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» хором. (сопровождается показом слайдов «Права ребенка»)
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
(Разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго (запрещается).
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребёнком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это (разрешается).
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
(Запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Музыкальная пауза (песня «Дружба» Непоседы).
В конвенции прописано: Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья, и мы сегодня не будем нарушать это право, проведем небольшую динамическую паузу.
Задание 3. Права человека в песнях. Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
Песня
О каких правах идет речь
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”
Право на свободу передвижения
3. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)
Право на образование
4. “Песня мамонтенка”
Право жить и воспитываться в семье
7. “Кабы не было зимы”
Право на отдых, каникулы для детей
8. “Пусть всегда будет солнце”
Право на жизнь и свободу
Задание 4. Для 1 группы.
Определите в группе, как называется сказка? Какое право было нарушено? Посмотрите во второй лист, назовите статью.
1) Какая героиня помогла Буратино стать умным бесплатно, тем самым осуществляя его право на…
2) Мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет.
И никогда она не думала о том,
что нарушает права … на.. ?
3) Какое право нарушила хитрая особа, выгоняя косого из его избушки?
4) Эти птицы с силой вырвали братца из рук сестрицы.
Задание для 2 группы.
Определите в группе, как называется сказка? Какое право было нарушено? Посмотрите во второй лист, назовите статью.
5) Каким правом воспользовалось земноводное животное, путешествуя с птицами?
6) Какого права был лишён герой, напевая песенку:
«Я…по амбару метён, по сусекам скребён,
В печке печён, на окошке студён…»
7) Каким правом воспользовались звери, где есть такие слова:
«Приходи к нему волчица, и корова, и лисица…»?
8) Какие два злодея решили отнять у деревянного человечка все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав его за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги?
Ответы к сказкам.
Как называется сказка? Какое право было нарушено?
1) Какая героиня помогла Буратино стать умным бесплатно, тем самым осуществляя его право на… ? Мальвина. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Статья 43 «Право на образование»
Право на медицинскую помощь. - Право на неприкосновенность, жизнь и свободу.
2) Мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет.
И никогда она не думала о том,
что нарушает права … на.. ? Золушка «Золушка»
Статья 37 п.5 «Право на Отдых»
- Право на имя при рождении. - Право на воспитание.
3) Какое право нарушила хитрая особа, выгоняя косого из его избушки? Лиса «Заюшкина избушка»
- Право на неприкосновенность жилища
- Право на воспитание - Право на свободно выражать свои взгляды.
4) Эти птицы с силой вырвали братца из рук сестрицы. Гуси «Гуси-лебеди»
Статья 22. «Право на личную неприкосновенность»
- Право на свободу передвижения. - Право владеть своим имуществом.
5) Каким правом воспользовалось земноводное животное? Лягушка «Лягушка-путешественница» Статья 26. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирая место пребывания и жительства» - Право на жилье.
- Право на отдых и досуг.
6) Какого права был лишён герой, напевая песенку:
«Я…по амбару метён, по сусекам скребён,
В печке печён, на окошке студён…» Колобок «Колобок»
Статья 20. «Право на жизнь»
Право на неприкосновенность жилища - Право свободно выражать свои взгляды.
7) Каким правом воспользовались звери, где есть такие слова:
«Приходи к нему волчица, и корова, и лисица…»? Айболит «Айболит»
Статья 41. «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»
- Право на свободу передвижения. - Право владеть своим имуществом.
8) Какие два злодея решили отнять у деревянного человечка все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав его за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги?
Статья 35. п. 1 «Право собственности охраняется законом»
- Право на имя. - Право на неприкосновенность жилища.
Игра. Я уважаю твое право…
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Задание №5. «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).
У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».
б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?
Достаю и показываю «сердечко».
Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).
Что значит забота? Кто заботится о вас?
За правильный ответ команде «сердечко».
в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?
За правильный ответ команде «сердечко».
г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).
За правильный ответ команде «сердечко».
Воспитатель:
Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями,
то возьмите - зеленый листик.
Если вы в чем – то затруднялись, возьмите – желтый листик.
Если было трудно и непонятно, занятие не понравилось,
возьмите – красный листик.
Я попрошу написать на листочке право, которое вам кажется наиболее важным для вас, наклеить ваши листики на дерево (нарисованное на бумаге).
Обсуждение изображённого дерева по ситуации.
Ведущий рассказывает детям о том, к кому надо обращаться, если они окажутся в сложных условиях жизни, если с ними жестоко обращаются, когда возникает опасность для их жизни.
Детям выдаются памятки. Памятка «Права и обязанности детей».
Обобщение. Рефлексия.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный сон. Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Быть весёлым и здоровым, Восхищаться чем-то новым И любить и быть любим Он на свете не один!
- Мы сегодня с вами поговорили о правах и вспомнили, что у детей, как и у взрослых, есть права.
- Какой документ защищает ваши права? (Конвенция о правах ребёнка) (показ)
Подсчёт жетонов. Выявление и награждение победителей.
Приложение 1.
Видеоролики о правах человека (ссылки):
1. Мы все рождены свободными и равными
2. Не подвергай дискриминации других
3. Право на жизнь
4. Рабство запрещено
5. Пытки запрещены
6. Права у вас есть везде
7. Мы все равны перед законом
8. Права человека — под защитой закона
9. Незаконное задержание запрещено
10. Право на судебное разбирательство
11. Мы не виновны, пока не доказано обратное
12. Право на частную жизнь
13. Свобода передвижения
14. Право искать безопасное место жизни
15. Право на гражданство
16. Брак и семья
17. Право владеть своими вещами
18. Свобода мысли
19. Свобода самовыражения
20. Право на свободу собраний
21. Право на демократию
22. Социальное обеспечение
23. Права трудящихся
24. Право играть
25. Право на жилище и пищу
26. Право на образование
27. Авторское право
28. Справедливый и свободный мир
29. Ответственность
30. Никто не может отнять у нас эти права и свободы
Приложение 2.
«Права в картинках»
Рассмотрите иллюстрации и установите соответствие (соотнесите н азвание права с картинками)
Право на личную неприкосновенность
Право на защиту от похищения
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание
Право на жильё и его неприкосновенность
Право знать своих родителей и право на их заботу
Право на гражданство
П раво на отдых и досуг
Право на свободное перемещение в своей стране и выбор местожительства