Просмотр содержимого документа
«Познавательно – развлекательная игра «Час пословиц»»
Познавательно – развлекательная игра «Час пословиц»
Цель: продолжить знакомство учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами.
Задачи:
Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
Формировать умение работать в команде.
Познавательные УУД:
применять полученные ранее знания в новой, неизвестной ситуации, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;
Личностные УУД:
формировать ценностные ориентиры;
развивать самостоятельность и личную ответственность;
формировать нравственно-этическую ориентацию;
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели занятия.
Ведущий: В давние времена, когда не было письменности, люди сочиняли сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали их из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество.
А о каком из перечисленных жанров устного народного творчества пойдет речь на нашем занятии, мы с вами узнаем, прочитав высказывания. Внимание на экран. «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», «Пословица вовек не сломится». (Давайте обратим внимание, какое слово в этих высказываниях является ключевым?)
Дети: О пословицах.
Ведущий: Правильно, сегодня мы поговорим о пословицах. Как вы думаете, ребята, что означает слово «пословица»? (Как вы понимаете значение слова пословица?).
Дети: Это жанр устного народного творчества. Пословица содержит совет. Она учит, как надо относиться к матери, к людям, к Родине. Высмеивает человеческие пороки.
Ведущий: Да, пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Пословица – это мудрый совет, тонкая мысль, добрые пожелания. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в речи. От этого она становится живой, остроумной и яркой.
Ведущий: обратимся к словарю и проверим наши предположения.
Ведущий: Темы русских пословиц поистине неисчерпаемы. Это и Родина, дружба, труд, семья, трусость, глупость, лень, учеба. В большинстве случаев автор пословицы неизвестен. Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) – русский писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа». Сборник Даля «Пословицы русского народа» включает более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.
II. Сообщение темы занятия. Конкурсы.
Ведущий: Тема нашего занятия «Пословица недаром молвится». Наше занятие мы проведем в форме игры.
Ведущий: В игре принимают участие две команды “Коробейники” и “Скоморохи”.
Каждое правильно выполненное задание приносит командам балл. Победит та команда, у которой окажется больше количество баллов.
Для любой игры нам нужно выбрать жюри.
Сегодня в состав жюри вошли:
1. ………………………..
2. ………………………..
3. ………………………..
4. ……………………….
Ведущий:
Пословица недаром молвится,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
Сегодня вспомним их друзья!
I Конкурс «Домино пословиц»
Ведущий: Первый конкурс «Домино пословиц». Перед вами лежат конверты с карточками. В них карточки красного цвета. На карточках красного цвета записана 1 часть пословицы - начало пословицы. На карточках синего цвета – 2 часть пословицы, её окончание. Игра проводится по правилам домино. Ваша задача - верно собрать пословицы. За каждую верную пословицу – балл.
1) Делу время - потехе час
2) Видом орел, а умом тетерев.
3) Одежда лучше новая, а друг старый.
4) Сам пропадай, а друга выручай.
5) С кем поведешься – от того и наберешься.
6) Не зная броду – не суйся в воду.
II Конкурс «Пословицы шутят»
Ведущий: Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….!
Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла?
Ведущий: Найдите ошибки в пословицах и исправьте их.
Два сапога - тара (пара).
Ус - хорошо, а два – лучше (ум).
Первый клин комом (блин).
Сашу маслом не испортишь (кашу).
Не сиди, сложа брюки, не будет и скуки (руки)
Мысами с умами.
III «Составь пословицу»
Ведущий: Перед вами лежат карточки. В них записаны всего 2 слова. Вам необходимо восстановить пословицу по двум словам, взятых из неё. Например, труда – пруда. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело – смело Живи – учись
Лес – дрова Труд - лень
Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится.
Лес - дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
Труд - лень. (Труд человека кормит, а лень - портит.)
IV Конкурс «Ответьте на вопрос пословицей»
Ведущий: Следующий конкурс.Каждой команде по очереди задам вопросы. Вы ответите на них не одним словом, а целой пословицей.
Кем будет казак, если будет терпеть?
Когда считают цыплят?
Чем горю не поможешь?
Что знает кошка?
Когда приходит аппетит?
Что надо сделать, когда назвался груздем?
Какой праздник для кота однажды заканчивается?
На какой роток не накинешь платок?
V Конкурс «Капитанов»
Ведущий: Конкурс капитанов. Капитаны подойдите ко мне. Послушаем, как состязаются капитаны в красноречии с помощью пословиц. Один из капитанов говорит свою пословицу, другой – отвечает своей пословицей. Кто назовёт пословицу последней, тот и победил. Готовы? Начали!
Бейся и на победу надейся.
Не копьём побеждают, а умом.
Опасение – половина спасения.
Берегись бед, пока их нет.
Осторожность – мать безопасности.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Это только цветочки, ягодки впереди.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Глаза боятся – руки делают.
Выше головы не прыгнешь.
(дальше дети называют свои пословиц)
VI Конкурс «Пословица – радуга»
Ведущий: Следующий конкурс «Пословица – радуга». Будет одно задания для обеих команд. Ребята, давайте вспомним все цвета радуги. А поможет нам фраза с помощью, которой мы запоминали основные цвета радуги.
Каждая буква каждого слова соответствует начальной букве определенного цвета радуги. Мы должны составить пословицу из букв согласно цветам радуги: первыми соедините красные буквы и получите первое слово пословицы. Вторыми – оранжевые и получите 2 слово, третьими – желтые, четвертыми – зеленые, пятыми – голубые, шестыми – синие, седьмыми – фиолетовые.
Ра́дуга — атмосферное явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель дождя или тумана. Радуга выглядит как, разноцветная дуга, составленная из цветов спектра.
Ответ: Под лежачий камень вода не течёт.
VII Конкурс « Пословицы в рисунках»
Ведущий: Перед вами лежат карточки с пословицами и картинки. Вам нужно в пословицы вставить подходящие по смыслу картинки.
Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда ... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не ..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)
VIII Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу «Домашнее задание». Сейчас команды по очереди покажут сценки, которые подготовили дома, а мы все внимательно посмотрим и послушаем. Первыми начинает команда «Скоморохи».
Сценка:
1 ученик – Ты почему вчера не был на физкультуре?
2 ученик – Нога болела.
1 ученик – А сегодня не болит?
2 ученик – Но сегодня же нет физкультуры!
Ведущий: Теперь слово предоставляется команде «Коробейники».
Сценка:
(Два ученика сидят за партой готовясь к уроку).
1 ученик (роется в портфеле, открывает его) – А где моя ….
2 ученик – Я не заглядывал в твой портфель, не открывал твой пенал и ручку твою зеленую не брал!
Ведущий: Мы с вами посмотрели две сценки. Сейчас обе команды получат конверты с пословицами, и должны будут определить, какая из пословиц подходит к сценке команды соперника.
В конверте для «Скоморохов»:
На воре шапка горит.
Баба с воза – кобыле легче.
Ум хорошо, а два лучше.
Терпенье и труд все перетрут.
Конверт для «Коробейников»:
Лгуна легче поймать, чем хромого.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
Глаза боятся, а руки – делают.
Семеро одного не ждут.
IX Конкурс «Вставь числа в пословицы»
… раз отмерь … отрежь.
… … не ждут.
… голова хорошо, а … лучше.
Обещанного … года ждут.
У … нянек дитя без глазу.
Не имей … рублей, а имей … друзей.
За … зайцами погонишься - ни … не поймаешь.
… вода на киселе.
X Конкурс «Загадка, загаданная пословицей»
Ведущий: А теперь я вам загадаю загадки. Только они необычные. Отгадать их вам поможет знание пословиц. Команда, давшая правильный ответ с первой попытки, получает 3 балла, со второй - 2 балла, с третьей - 1 балл.
1. На чужой стороне она милей вдвойне.
Она краше солнца, дороже золота.
Любовь к ней сильнее смерти. (Родина.)
1. Его сгубишь, новое не купишь.
Оно дороже богатства.
Чистота - залог его. (Здоровье.)
2. Кто в ней не бывал, красоты не видал.
Она что гранит, никто ее не победит.
Она слезам не верит. (Москва.)
2. Сердце ее лучше солнца греет.
Роднее ее родни нет.
Птица рада весне, а дитя - ей. (Мать.)
3. Человек без них, что дерево без корней.
Они познаются в беде.
Не имей сто рублей. А имей сто их. (Друзья.)
3. Он болтает, а голова отвечает.
Без него и колокол нем.
Он до Киева доведет. (Язык.)
Подведение итогов занятия
Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное русским пословицам. Я надеюсь, что вы будете их грамотно употреблять в своей речи и, конечно же, беречь этот клад, переданный нам предшествующим поколением.
А сейчас наше жюри подведет итог нашей игры и объявит результат. Предоставим слово жюри.
Награждение команд
Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Пословицы читай – себе ум набирай!»
Интернет источники:
1. Методическая разработка (9 класс) по теме: Внеклассное мероприятие Пословица недаром молвится. ... vneklassnoe_meropriyatie_poslovica_nedarom_molvitsya.docx. 154.3 КБ.
2. Внеклассное мероприятие по теме "Пословица недаром молвится."
http://pedsovet.su/load/243-1-0-6543
3. Устный журнал по теме "Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится"