«Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»
«Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»
В данной разработке рассказывается о том, как учителю стремиться к тому, чтобы его ученики с интересом, желанием и успехом занимались и на уроках, и дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»»
Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Работая уже много лет, очень часто встречаюсь с проблемой низкой мотивации к учению у учащихся. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, иногда, и от учителей, и от родителей приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях говорят, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Мотивированный ученик энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.А учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Из опыта работы знаю: устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение разнообразных типов уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Плохая успеваемость в школе является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем. Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная - он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.
Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников. Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
Часто родители, чтобы детей настроить на учёбу, поощряют их материально, то жестко наказывают, лишают материальных и иных ценностей, но это только приводят к снижению мотивации учения школьников. А если у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению. Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология, т.к. в этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками. Таким образом, у них постепенно формируется мотивация.
Учащиеся начальных классов любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели, организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей, т.е.материал урока должен быть интересен детям, темп урока согласовать со скоростью работы всех детей. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму» - эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же ещё условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Тогда, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, работа в группах и парах, на уроках применяется ИКТ, когда ребенок понимает нужность, важность изучения предмета. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным, для этого применять разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Немаловажным элементом успешности урока являются позитивная психологическая атмосфера урока и создание ситуации успеха для учащихся.
Высокая мотивация учения ребенку даёт чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи, повышение собственной значимости, признание учителей и сверстников, развитие творческих способностей, гордость собой и своими успехами. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, я подчёркиваю даже самый небольшой успех.
Игра…. Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении. Современные педагогические технологии имеют значительное количество разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды , разнообразные творческие задания. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - сказано одним великим педагогом, а это значит, что ищущий и творческий учитель сделает так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.