Просмотр содержимого документа
«Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, НПК»
Педсовет 13.01.2017
Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям
Из опыта работы
Каждый учитель сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, поэтому они изучают специальную литературу, ищут ответы в Интернете. Таких способных детей видно ещё на этапе дошкольной подготовки. Умение нестандартно мыслить уже проявляется в этом возрасте.
Пример. Занятие по развитию речи. При изучении буквы С. Задание: назови предметы на картинке: автобус,самолёт, трамвай. Для детей, которые мыслят стандартно, ответ очевидный – трамвай, нет буквы С. Но ребёнок, который анализирует предмет с разных точек зрения, отвечает, что это самолёт – он летает, а автобус и трамвай ездят по земле.
Интересы детей могут быть самые разносторонние и относиться к различным отраслям науки и искусства. Важно не упустить этот момент, не дать погаснуть вспыхнувшей искорке и направить деятельность детей в нужное русло.
Необходимо правильно оценить, в какой области ребёнок может проявить себя наиболее полно: точные науки, языки, искусство, художественное творчество, спорт. Далее моя задача заключается в том, чтобы из огромного потока конкурсов, викторин, олимпиад, выбрать, в чём ребёнок может проявить себя, свои способности. Это не только школьные конкурсы чтецов, рисунков, поделок, муниципальные предметные олимпиады, НПК, заочные творческие и интеллектуальные конкурсы, но и классные проекты по различным предметам.
В I ‒ II-ом классах не важен уровень проводимого конкурса: школьный, муниципальный, республиканский и т.д. Знáчим результат: грамота, диплом, сертификат, признание одноклассников, одобрение родителей и учителей, умение выступать перед аудиторией на заданную тему. Здесь школьные конкурсы играют даже большую роль, т.к. призовые места в них занять проще, чем в конкурсах более высокого уровня. Таким образом создаётся ситуация успеха. С моей точки зрения это не плохо, т.к. выполнив какую либо работу даже взрослый ждёт похвалы, одобрения, положительных эмоций.
Ребята с интересом, увлеченно включались в работу. Каждый пробовал свои силы и получал похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз.
Немаловажную роль играет систематичность и непрерывность этой работы.
В III ‒ IV-ом классах повышается уровень сложности, занять призовое место становится сложнее. На этом этапе формируется познавательный интерес к учебным предметам, приобретаются ценные качества: превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
Школьникам для успешного выступления в олимпиадах требуется особая подготовка, т.к. участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программного материала, но и такие, которые выходят за рамки учебных программ. На уроках мы разбираем задания повышенной сложности, но внеурочная кружковая работа и самостоятельная работа является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.
При подготовке к НПК с каждым участником необходимо работать индивидуально. Большое внимание уделяется подготовке к выступлению. На создание работы ушли недели кропотливого труда. А на конференции необходимо изложить суть работы за 3 – 5 минут. Это требует определённых навыков: свободно держаться перед аудиторией, владеть материалом, рассказывать, а не читать текст, отвечать на предложенные вопросы.
Если в НПК участвуют способные дети, то в заочных дистанционных олимпиадах и конкурсах могут принять участие и «слабые» ученики. Это позволяет им повысить самооценку, т.к. наряду с дипломами за призовые места эти ученики получают сертификат участника.
В заключении. Цель работы: развитие думающей, самостоятельной, творческой личности, принимающей нестандартные решения. Возможно, ребёнок не займёт призовое место на олимпиаде, но умение логически, не стандартно мыслить поможет занять достойное место в этом обществе.