Просмотр содержимого документа
«"По дорогам памяти"»
«По дорогам Памяти»
Пояснительная записка
Тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время, ведь без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своей семьи, невозможно построить будущее.
Младший школьный возраст – начальный этап патриотического воспитания в школе. Именно в это время необходимо вызвать интерес учащихся к прошлому и настоящему своего края, формировать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги своих прадедушек и прабабушек. Особенностью моей работы является тесное взаимодействие с родителями обучающихся, поэтому при подготовке любого внеклассного мероприятия родители становятся полноправными участниками на всех этапах подготовки и проведения классных часов, бесед, праздников. В сценарии данного мероприятия я использовала стихи, которые сочинил дедушка моего ученика вместе со своим внуком.
Для проведения данного классного часа детям необходимо было провести исследовательскую работу и узнать, кто из родственников был участником второй мировой войны. Мы обратились за помощью к родителям. На родительском собрании обсудили, как собрать материал, как оформить, а главным условием стало участие детей в сборе информации и ее оформлении. И героическое прошлое становится пространством сближения детей и взрослых.
Цель: Создание условий для осознания школьниками своего эмоционального отношения к Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Воспитывать уважительное отношение к истории Отечества.
2.Способствовать осознанию учащимися необходимости воспитывать собственный характер.
3.Способствовать сплочению классного коллектива.
Подготовительная работа:
1.Разучить песню «День Победы»
2. Оформить класс.
3.Изготовить сувениры ветеранам своими руками.
4.Подготовить рисунки о войне.
5.Подобрать музыкальное сопровождение.
6. Изготовить макеты военной техники.
7.Задания группам.
Класс делится на 4 группы, состоящие из детей, родителей.
Задание для 1 группы:
1.Сходить на экскурсию в школьный музей.
2.Собрать информацию о «Пионерах-героях».
3.Создать презентацию и оформить альбом о «Пионерах-героях».
4.Нарисовать рисунки и оформить выставку «Война глазами детей».
Задание для 2 группы.
1.Посетить МБУК «Публичная библиотека». Принять участие в мастер-классе «Поздравительная открытка ветерану».
2.Прочитать книги о войне.
3.Обсудить книгу Л.Кассиля «Рассказы о войне».
4.Оформить выставку книг «Читаем книги о войне».
Задание для 3 группы.
1.Принять участие в экскурсии В. Пышма « Музей бронетанковой техники под открытым небом». «Военная история».
2.Собрать фотографии по итогам экскурсии и создать презентацию.
3.Оформить выставку макетов военной техники.
4.Принять участие в городском конкурсе рисунков «Профессии в погонах», «Кто создает военные машины: танки, самолеты и т.п.?»
Задания для 4 группы.
1.Пригласить ветеранов Великой Отечественной войны: Носареву Валентину Андреевну, Лубкову Римму Николаевну, Клочкову Тамару Васильевну, Голованову Валентину Прокопьевну.
2.Изготовить сувениры для ветеранов.
3.Собрать информацию о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны для создания «Книги Памяти».
3.Выставка макетов военной техники, подготовленная детьми и родителями.
4.Выставка книг о войне: В. Быков «Катюша», В. Железников «В старом танке», В. Богомолов «За оборону Сталинграда», Л. Кассиль «Рассказы о войне», Внеклассное чтение «Рассказы и стихи о войне» 1-4 классы и т. д.
3.Экран, компьютер.
Участники:
учащиеся 2 «В» класса МБОУ « СОШ№ 54»(7-9 лет), мамы, папы, бабушки, дедушки, ветераны: Носарева В. А., Лубкова Р. Н., Клочкова Т. В., Голованова В. П.
Место проведения: МБОУ «СОШ №54» , кабинет№214.
Продолжительность: 45 мин.
Ход мероприятия
(В классе, разделившись на 4 группы, сидят нарядные дети, родители. Ветераны сидят на почетных местах.)
2ведущий: (Дедушка одного из учеников –Бобошин Виктор Иванович) Сегодня у нас в гостях ветераны Великой Отечественной войны: Носарева Валентина Андреевна, Лубкова Римма Николаевна, Клочкова Тамара Васильевна, Голованова Валентина Прокопьевна, мы рады видеть вас на нашем праздничной встрече.
1ведущий: Мы от всей души поздравляем вас с Днем Победы! С 70-летием! Желаем вам здоровья, долголетия, благополучия, мирного неба над головой!
Выходят дети и дарят цветы.
2 ведущий:
70 лет отделяют нас от Дня Победы над фашисткой Германией. Но прошлое, уже ставшее историей, живет в сердцах ветеранов, живет в памяти их сыновей и внуков, живет в благодарной памяти всего Российского народа!
Звучит фонограмма песни «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова). Одновременно демонстрируется презентация с фотографиями ветеранов, с репродукциями художников.
1ведущий: Наш класс тоже активно готовится к этому празднику. Мы читаем книги о войне, посещаем с учениками библиотеку, городской музей, встречаемся с ветеранами. Нам очень хочется как можно больше узнать об истории страны, в которой мы живем.
2ведущий: Готовясь к сегодняшнему классному часу, каждая группа провела очень большую поисковую, творческую работу. Результатами мы хотим поделиться с вами.
Выступление 1 группы.
1ведущий: Ребята, знаете ли вы, кто такие пионеры? (Ответы детей.)
2ведущий (дедушка ученика): Ребята! Когда я был вашего возраста, я был принят в ряды Всесоюзной Пионерской Организации. Вы видите у меня в руках пионерский галстук, который я храню как память о тех временах. Пионеры –это звучало гордо! На них всегда можно было положиться , они никогда не отказывали в помощи, были честными, трудолюбивыми .
Выходят 8 учеников 1 группы.
Показ слайда «Пионеры- герои»
1 ученик: Мы хотим рассказать о пионерах-героях. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
2ученик: Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.
3ученик: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить.
4ученик: Многие школьники за героизм и мужество были награждены орденами и медалями, а четыре пионера удостоены звания Героя Советского Союза.
На слайде высвечивается портрет Марата Казея.
5ученик: Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. За связь с партизанами фашисты повесили его маму, Марат вместе с сестрой ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
В городе Минске поставлен памятник юному герою. Я был очень поражен, когда узнал о подвиге Марата Казея.
На слайде высвечивается портрет Зины Портновой.
6ученик: Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
…Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Я не могла сдержать слезы, когда я узнала о подвиге Зины Портновой.
На слайде высвечивается портрет Лени Голикова.
7ученик: Когда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Он погиб зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…
Меня не оставил равнодушным подвиг юного пионера.
На слайде высвечивается портрет Вали Котика.
8 ученик: Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.
Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
1ведущий: Какими же качествами должен обладать человек, удостоившийся такого звания «Пионер-герой»? (Ответы детей.)
Ученики 1 группы: Чтение о подвигах пионеров-героев никого не может оставить равнодушными. Мы считаем, что нужно очень сильно любить свою родину, быть храбрыми, выносливыми, преданными, чтобы стать настоящим человеком.
Вывешивают на доску плакат, на котором написаны слова, характеризующие юных пионеров: «Любовь к Родине, храбрость, выносливость, преданность, смелость, отвага, героизм».
2 ведущий: Эти качества не появляются сами собой, их нужно воспитывать с детства.
Выступление 2 группы (Показ мини-сценки)
Мама и ребенок в роли почтальона: Почтальон приносит матери письмо. Мать разворачивает и читает о сыне: «Здравствуйте, мама! Пишет Вам ваш сын Иван. Жив. Здоров. Вот уже месяц как мы находились под обстрелом. Сегодня притихли. Много раненных. За меня не волнуйся… Врага не подпустим. Много заметок. Приеду, напишу книгу. Передавай всем сельчанам привет».
1ведущий: Как же мы можем сегодня узнать о боевых действиях на войне, о подвигах, о жизни людей в военное время? ( Ответы детей.)
2ведущий: Можем узнать о войне из книг, из рассказов, из воспоминаний бабушек и дедушек, из фильмов.
1Ведущий: Действительно, это неоценимый источник информации. Особенную роль играли в годы войны корреспонденты, писатели, операторы, которые были живыми свидетелями фронтовых будней и оставили нам документальные фильмы, книги, воспоминания о Великой Отечественной войне.
2.Ведущий: Ребята, 2 группа подготовила выступление о писателях, благодаря которым мы узнали , как воевали в годы войны.
Выходят 5 учеников 2 группы.
Показ слайда «Портрет Льва Кассиля»
1.Ученик: Мы прочитали книгу « Рассказы о войне», которую написал Лев Кассиль.
2.Ученик: Лев Абрамович Кассиль был удивительным человеком. Он очень много знал, много ездил, плавал, летал. Он видел войну в городах и селах. Его рассказы интересно читать.
1.Ведущий: Ребята! Что вы чувствовали, когда читали «Рассказы о войне»? (Ответы детей).
3.Ученик: Меня поразил подвиг связиста, который ценой собственной жизни обеспечил связь полку.
4.Ученик: Я прочитал «Рассказ об отсутствующем». Мне запомнился пастушонок с синей тряпочкой на ноге. Ведь знал, что погибнет, но все равно увел немцев от раненого бойца. Я считаю, что он совершил подвиг.
5.Ученик: Мне тоже запомнился рассказ «Рассказ об отсутствующем».
Я представлял себя участником в боевых событиях. Когда я читал, я задавал себе вопрос, смог бы я так поступить? Меня так увлекло чтение книги, что я сочинил стихи:
Мы Победою гордимся
Предков наших дорогих.
Ветеранов поздравляем –
Мы ведь подвиг помним их!
И огонь сердец их храбрых
На Аллее Вечной встал.
Это должен помнить каждый,
Наш мир Солдат тот защищал!
Ученики 2 группы: Из воспоминаний выживших людей, из рассказов, фильмов мы узнали о необходимых качествах характера ведущих к победе.
Людям нужна была вера, выносливость, смелость, храбрость, любовь к Родине, ответственность. Вывешивают на доску плакат «вера, выносливость, смелость, храбрость, любовь к Родине, ответственность».
Выступление 3 группы. Выходят 5 учеников.
2.Ведущий: Мы живем и трудимся на Урале. Фашисты не дошли до наших мест. Но мы хорошо знаем, что Урал – опорный Край Державы ! Ведь Победа ковалась на заводах, в цехах ценой неимоверных усилий тружеников тыла.
1.Ученик: Об этом мы узнали, когда побывали на экскурсии в В.Пышме и посмотрели выставку военной техники.
2.Ученик: Я впервые увидел танк. Он сначала мне показался огромным, но когда нам разрешили заглянуть внутрь, там оказывается очень тесно. Внутри маленькое окошечко, из которого нужно было увидеть противника и вести бой. Теперь я знаю, как сложно управлять танком. Как тяжело и трудно приходилось танкистам в войну.
3.Ученик: Моя мечта сбылась! Я увидел настоящую «Катюшу».
4.Ученик: Когда я была на выставке, вспоминала рассказы и фильмы о войне. Я задумалась, как бойцы могли управлять военной техникой, вести бой? Откуда у них появлялись силы?
Ученики 3 группы: Люди в войну находились в постоянном напряжении, опасности. Эти люди обладали нечеловеческой выносливостью, смелостью и храбростью. Они плечом к плечу, до последнего вдоха защищали нашу Родину. Проявляли мужество и героизм!
Плакат с качествами : «выносливость, смелость, храбрость, отвага, мужество, ответственность, любовь к Родине» вывешивают на доску.
1.Ведущий: По результатам нашей поездки мы увлеклись созданием макетов военной техники. Приглашаем посмотреть нашу выставку.
Выступление 4 группы. Выходят 2 ученика.1-читает стихи, 2-держит в руках будущую «Книгу Памяти».
1,2 Ученики: Через века, через года,
Помните,
О тех,
Кто уже не придет
Никогда - помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Показ слайда «Ветераны»
2.Ведущий: Мы узнаем о войне из книг, из фильмов, но ничем не заменить живые воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов тыла , детей войны.
1Ведущий:
Сегодня у нас в гостях: Лубкова Римма Николаевна, Носарева Валентина Андреевна, Клочкова Тамара Васильевна, Голованова Валентина Прокопьевна.
Ветераны: (Воспоминания, рассказы)
2.Ведущий: Какие качества, умения помогают человеку не только выжить, но и победить? ( Ответы детей.)
Ученики 4 группы: Чтобы выжить в таких условиях, сражаться и победить, надо иметь твердый и стойкий характер, мужество, отвагу, смелость, выносливость, терпение. Ужасы войны невозможно было пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.
Вывешивают плакат на доску с перечисленными качествами.
1.Ведущий: Ребята, посмотрите на доску. От каждой выступающей группы вы видите плакат с необходимыми качествами, которые помогали людям выжить и победить в войне.
2.Ведущий: Посмотрите, что вы заметили? Какими качествами должны обладать люди? (Ответы детей.)
1.Ведущий: Ваши бабушки и дедушки, родители обладают такими качествами? ( Ответы детей.)
2.Ведущий: Вы правы. Но и в наше время нужно воспитывать такие качества с детства.
2.Ведущий: Меня сегодня тронуло ваше неравнодушное отношение к войне. Вы проделали большую подготовительную работу. Теперь, я уверен, что память о войне – бессмертна , она будет жить в наших сердцах вечно. Я вам хочу подарить стихи, которые родились в моей душе.
Наш долг перед погибшими растет…
И с каждым часом, прожитым счастливо,
И с каждым днем. Идет за годом год…
За часом час, что вы прожить смогли бы.
И вы могли смеяться и шутить,
И зелени весенней улыбаться.
За наше счастье вам пришлось платить,
За нашу жизнь – своею рассчитаться.
Бесценна жизнь… и в вечном мы долгу,
Все мы, сейчас живущие на свете…
В святом, незабываемом долгу,
Все мы - живые, взрослые и дети.
Как мы живем, насколько мы правы,
Что мы приносим Родине и людям?
И как бы жили, если б жили вы?
И чем мы вам отчитываться будем?
Нам жизнь нельзя проехать налегке,
Теряя годы, дни, часы, минуты…
Вы - наша совесть, вы – невдалеке…
В тех тяжких днях, без счастья и уюта!
(В. Бобошин)
1.Ведущий: Хорошо жить, когда над головой - мирное небо, когда поют птицы, есть семья и дом. Когда можно ходить в школу, играть с друзьями и ничего не бояться. Хорошо жить, когда вокруг хорошие и добрые люди, когда в мире все спокойно.
Показ слайда « День Победы».
В заключении звучит фонограмма песни «День Победы». ( В исп. Л. Лещенко, комп. Д. Тухманов, поэт Вл.Харитонов ). Исполняют все участники мероприятия.