-развивать творческое воображение, цвето - восприятие, пространственную ориентировку на бумаге.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к предметам быта;
-воспитывать аккуратность в работе.
-воспитывать культуру речевого общения
Коррекционные: Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.
Методы: Проблемно-поисковый
Технологии:Технология педагогического общения
Форма проведения: презентация, ролевые игры
Средства или оборудование занятия: часы разных видов, указка, карточки с цифрами от 1 до 12, картон, ножницы, пластилин, природные материалы (фасоль, кофейные зерна, бусинки и т. д., готовые стрелки, клеенки, салфетки, подложки, ИКТ.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, о чем пойдет сегодня речь.
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (часы)
-А что такое часы? (ответы детей).
/прибор для измерения времени/
- А зачем человеку нужно знать время? (ответы детей)
/чтобы не опаздывать на работу, на поезд, на важную встречу и т. д. /
- Действительно, без часов не обойтись. Но часы не всегда были такими, как сейчас. Придумали часы древние люди, потом они все время совершенствовались.
- Кто может рассказать, как же древние люди узнавали время? (ответы детей)
/время определяли по солнцу/
-А что собой представляли первые часы? (ответы детей)
/ первыми часами были солнечные часы, где вместо циферблата –расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, вместо стержня для стрелок- колышек посреди площадки, а вместо стрелок- тень от колышка. Ходит по небу солнце- ходит по кругу тень от колышка и показывает время/
- Как вы думаете, удобны ли были такие часы? Почему? (ответы детей)
/показывали время только днем, в солнечную погоду/
А вы слышали про живые часы?
Дети: Нет
Педагог: Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат (звучит голос петуха). Узнали кто это?
Дети: Петушок
Педагог: Оказывается, петух – это тоже «часы». С восходом солнца петух начинает кричать. Это живой будильник! Именно с первым криком петуха и вставали раньше люди и начинали свою работу. А еще «живыми часами» весной и
летом могут быть поющие птицы. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.(КРИК) Позже поет жаворонок. (Крик)В пять утра – зяблик. (Крик)А если зачирикали воробьи, то и нам скоро пора вставать в садик, на работу.(крик) Как вы считаете, удобно ли ориентироваться по таким часам?
Но случались и с петушком оплошности: то с жердочки свалится, то лисы испугается и поднимет крик раньше времени. /
Теперь вы знаете, что время кукарекает не только петух но и другие птицы. Давайте поиграем в игру «Кукушка, кукушка скажи который час»
Педагог: Знали люди и другие часы – это растения. Открываются цветы, не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Так появились цветочные часы.
- И придумал человек другие часы. Какие? (водяные- отвечают дети)
- Как же работали водяные часы? Давайте проведем опыт/ В высокий узкий сосуд с отверстием у дна наливали воду, делали на сосуде пометки-черточки. Сколько воды вылилось-столько времени и прошло/
- Как вы думаете, могли ли такие часы работать ночью?
- Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло»
Физкультминутка: «Часы»
А часы идут, идут. (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут, то они совсем встают (дети останавливаются)
- Ребята, а что же собой представляли огненные часы?(ответы детей)
/свечу расчерчивали полосками сверху донизу, как зебру, зажигали фитиль, воск таял и вместе с ним исчезали полосочки. Сколько полос исчезло- столько времени прошло. /Воспитатель демонстрирует песочные часы.
- Вот эти часы дожили до наших дней. Как они называются? Как работают? Где пользуются такими часами в наши дни? (ответы детей)
- В давние времена часы считались большой редкостью. Прошли века, и люди стали все больше дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Сейчас существует множество разновидностей часов. Я думаю, что вы сами можете рассказать о них. (дети рассказывают, какие часы есть у них дома, на даче, у бабушки с дедушкой)
- Молодцы! Вы рассказали так много интересного.
Но все эти часы были не очень удобны, и человек придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор.(механические часы)
Педагог: Это часы с механизмом. Внутрь их поставили пружину, закрутили ее
Потом человек придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблате только светящиеся цифры. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
(наручные часы) Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
(карманные часы) А эти часы носят в кармане, их прикрепляют цепочкой к ремню. Они называются?
(часы - будильник)
Педагог: зачем нужны такие часы?
Дети: вовремя вставать
(настольные часы)
Педагог: Часы, которые обычно ставят на письменный стол – называются?
(настенные часы)
Педагог: Часы, висящие на стене, как называются?
(напольные часы)
Педагог: Как вы думаете, где стоят напольные часы?
(часы с кукушкой)
Педагог: А эти часы «умеют куковать». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется. Она звонко распевает: «ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том,
который час. Такими часами пользовались в старину.
(уличные часы)
Педагог: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные или башенные.
(кремлевские куранты)
Педагог: Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. По Кремлевским Курантам сверяет свое время вся наша страна.
Итог занятия, рефлексия
Воспитатель. И так ребята, что нового вы узнали о времени и часах?
Дети: Узнали, что время можно измерить часами
Воспитатель: С какими видами часов мы познакомились?
Дети: Солнечные , водяные , песочные , огненные и даже живые часы. А так-же современные часы: настенные, наручные, говорящие, электронные…
Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах.