Открытый классный час на тему: "Жизненные ценности"
Цель:
1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.
2. Направлять волю и самоактивность ребят.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
4. Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.
5. Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.
Оборудование:
- презентация «Жизненные ценности»,
- компьютер, мультимедиа проектор, проекционный экран,
- мультфильм « Ох и ах»,
- анкета,
- бумага, ручки, цветные карандаши,
- кружочки и цветочки
Ход открытого классного часа:
- Что такое жизненные ценности? Что может ценить человек?
Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. В различных общественных классах вырабатываются различные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).
У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
- Что является ценностью для вас?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет? Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?
Задание 1
Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.
Задание 2
Послушайте стихотворение М. Андронова.
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?
( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).
Извечные вопросы:
- Что я ценю в жизни?
-Как прожить жизнь?
-Какие жизненные качества ценятся у человека?
- Оптимизм и пессимизм. И сегодня мы с вами поговорим только об оптимизме и пессимизме, познакомимся с понятиями оптимизма и пессимизма, нарисуем портрет оптимиста и пессимиста, выясним, кто вы оптимист или пессимист и сделаем вывод кем всё таки лучше быть оптимистом или пессимистом.
У вас на партах лежат цветки, которые необходимо раскрасить в разные цвета. Раскрасьте один цветок черным карандашом, а другой - цветными карандашами.
Какая картинка вам больше нравится? Почему?
Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире?
Послушайте пожалуйста рассказ В.А. Сухомлинского
Подсолнечник во время грозы
Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит черный, молчаливый, будто ждет чего-то настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только в поле одиноко стоит подсолнух горит-пламенеет. От него будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветке, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеется поле.
Объясните, чему радуются в рассказе подсолнухи? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся? А колоски грустят в рассказе. Почему?
В рассказе говорится о пшенице и подсолнухе. Эти чувства можно перенести на человека? Как вы скажете о человеке, который по чувствам похож на подсолнуха? А человека, похожего на колосок из пшеничного поля как можно назвать?
А теперь давайте посмотрим фрагмент мультфильма « Ох и ах».
Люди с таким настроением, как Ох называются пессимистами, а с таким как у Ах – оптимистами. Скажите, чем закончилась ситуация в мультфильме.
( Ответ: оптимисты приняли в свои ряды пессимиста, показали ему как можно жить по другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.)
А теперь ребята, мы с вами прочитаем определение оптимизма и пессимизма на доске.
Анкета
« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;(1)
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит, день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
Подсчитайте количество балов, которые вы набрали и отложите в сторону. Мы к анкете ещё вернемся.
У Вас на партах лежат кружочки. На одном из них нарисуйте схематически лицо оптимиста, на другом – пессимиста. Какого цвета листочки вы возьмете для каждого случая?
А теперь вернемся к анкетам.
Результаты психологического теста
Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.
Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но. пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.
Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо
А теперь, кто оптимисты поднимите кружочки, на котором изображено лицо оптимиста, а кто пессимисты поднимите кружочки, на котором изображено лицо пессимиста.
На кружочках, где изображено лицо оптимиста, с другой стороны напишите оптимистическое предложение, начинающее со слов: « Я верю в то, что….» Например: « Я верю в то, что завтра по математике получу 5» или « Я верю в то, что меня сегодня мама отпустит на дискотеку». На кружочке, изображающей пессимиста напишите фразу, смысл которой заключается в том, что вы не надеетесь на хорошее». Например, « Я не уверен, что напишу диктант по русскому языку хорошо»
Рисунки пессимистов сдайте мне. Я забираю ваши пессимистические настроения, вашу неуверенность в себе и оставляю их себе. Я справлюсь с вашими пессимистическими настроениями, а вы оставляете себе только оптимистические настроения. Когда у вас будет плохое настроение, когда у вас появятся пессимистические чувства, вы доставайте нарисованное вами лицо оптимиста, посмотрите на его очаровательную улыбку, прочитайте оптимистически настроенную фразу. После этого вы справитесь с любыми трудностями.
Умножая ваши оптимистическое настроение каждому из вас дарю маленький подарок.
А также подарим членам комиссии оптимистическое настроение….