kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий открытого классного часа «Добро и зло в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Волжский политехнический техникум»

Сценарий открытого классного часа

«Добро и зло в современном мире»

( для студентов 1-2 курсов)

Автор:

Кошман Л. С.

преподаватель высшей

квалификационной категории

г. Волжский  2015

Классный час “Добро и зло в современном мире”

Цели:

  • Формировать у студентов умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • Воспитывать культуру ведения дискуссии;

Задачи:

  • уметь аргументированно, с гуманистических позиций, давать моральную оценку событий и делать практический выбор;
  • продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров в жизни, являющихся основой социализации и нравственного воспитания;

Форма проведения: час общения нравственного направления.

Оборудование: мультимедийный комплекс, цветные карточки.

Подготовительный этап: в ходе подготовки к классному часу заранее необходимо сформулировать творческие группы и определить им задание:

  • подобрать высказывания на тему «Размышления о добре и зле древнейших и современных авторов»;
  • работникам библиотеки техникума сделать выставку книг на тему классного часа;
  • подготовить цветные карточки с утверждениями: а. хочу сказать! (зеленый цвет), б. у меня есть возражения (красный цвет);
  • подготовить музыкальное и видеосопровождение классного часа;
  • заранее провести тестирование в группе на тему «Добрый ли вы человек?» - оно дает возможность заранее настроиться на тему классного часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого классного часа «Добро и зло в современном мире»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Волжский политехнический техникум»













Сценарий открытого классного часа

«Добро и зло в современном мире»

( для студентов 1-2 курсов)













Автор:

Кошман Л. С.

преподаватель высшей

квалификационной категории











г. Волжский 2015

Классный час “Добро и зло в современном мире”

Цели:

  • Формировать у студентов умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • Воспитывать культуру ведения дискуссии;

Задачи:

  • уметь аргументированно, с гуманистических позиций, давать моральную оценку событий и делать практический выбор;

  • продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров в жизни, являющихся основой социализации и нравственного воспитания;

Форма проведения: час общения нравственного направления.

Оборудование: мультимедийный комплекс, цветные карточки.

Подготовительный этап: в ходе подготовки к классному часу заранее необходимо сформулировать творческие группы и определить им задание:

  • подобрать высказывания на тему «Размышления о добре и зле древнейших и современных авторов»;

  • работникам библиотеки техникума сделать выставку книг на тему классного часа;

  • подготовить цветные карточки с утверждениями: а. хочу сказать! (зеленый цвет), б. у меня есть возражения (красный цвет);

  • подготовить музыкальное и видеосопровождение классного часа;

  • заранее провести тестирование в группе на тему «Добрый ли вы человек?» - оно дает возможность заранее настроиться на тему классного часа.

Использованы:


I. Педагогические технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии

  • диалогические технологии

  • технологии сотрудничества

  • проблемно-развивающая технология

  • личностно-ориентированная технология

  • технология синергетического подхода (систематического анализа основных понятий «Добро и зло»)

  • дискуссионные технологии


II. Современные формы и методы обучения:

  • эвристический метод

  • психологический метод разгрузки

  • сравнительно-обобщающий метод

  • иллюстративный метод с применением киносюжетов и видеофрагментов

  • метод становления и развития человеческой индивидуальности через различные средства гуманизма

Классный руководитель:

В мире существует золотое правило: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. В наш суровый век – век техники и технологий мы подчас на второй план ставим эту этическую ситуацию. Трудно порой бывает понять, где добро, где зло. А ведь именно эти основные понятия и составляют чаще всего человеческую сущность. О ней – и сегодняшний классный час.

У знаменитого российского кинорежиссера Алексея Германа есть замечательный фильм “Проверка на дорогах”: (идут фрагменты фильма)

Коротко его суть. Во время Великой Отечественной войны глубоко в тылу врага партизаны заминировали железнодорожный мост через реку и ждали немецкий состав с оружием и боеприпасами. Неожиданно из-за поворота реки выплыла огромная баржа с советскими военнопленными. Фашисты переправляли их в концлагерь. В тот момент, когда баржа оказалась под мостом, на мост въехал вражеский поезд. Партизаны растерялись. Они видели своих соотечественников: израненных, измученных, но выживших! И видели поезд, несущий с боеприпасами смерть тысячам наших солдат на фронте!.. Командир отряда приказал взрыв отменить, чтобы не погубить несчастных людей на барже. Но комиссар обвинил командира в нарушении приказа вышестоящего командования, в предательстве. Он потребовал немедленно взорвать мост – ведь поезд вез на фронт оружие.

Классный руководитель предлагает группе обсудить эту проблемную ситуацию:

1. Как вы думаете, на чьей стороне нравственная правота?

2. Почему вы так считаете?

( после обсуждения итоговый вывод может быть таким: мы с вами не в праве судить, выносить окончательный вердикт в подобной ситуации. Порой, сложно разобраться в поступках людей, понять, где добро, а где – зло)

(Далее предлагаются вопросы для дискуссионной беседы о добре и зле после показа фрагментов фильма Дудинцева «Белые одежды»)

1. Какие явления нашей жизни олицетворяют добро, а какие – зло?

2. Проиллюстрируйте понятия “добро” и “зло” сюжетами из вашей жизни в техникуме или в школе.

3. Скажите, о чем, на ваш взгляд, больше пишут в СМИ, чему больше уделяют внимания в телевизионных передачах добру или злу.

4. Как вы думаете, почему это происходит?

Классный руководитель:

Зло многолико. Попробуйте показать на примерах разные личины зла. Особое внимание необходимо уделить причинам сохранения зла в нашей жизни:

- у зла социальные корни (неравенство, бедность т.д.)

- человеческая натура изначально греховна и т.д.

Во время классного часа можно провести релаксацию.

Классный руководитель:

Мы говорим о зле, давайте сбросим с себя груз негативных эмоций, чувств. Расслабьтесь (можете закрыть глаза) и попробуйте под звуки музыки увидеть сон наяву: это может быть картина из жизни или созданный вами прекрасный образ.

(Звучит фрагмент музыкального произведения «Ветер перемен» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!»).

Беседа со студентами:

1. Какие ассоциации возникли у вас в то время, когда звучала музыка?

2 .Помогла ли вам музыка настроиться на добрый лад, увидеть светлые образы?

Может быть, если мы будем смотреть добрые фильмы, слушать хорошую музыку, наслаждаться прекрасным, мы и сами станем чуть добрее! Подумайте об этом…

Вопрос: так что же такое добро? (студенты дают свое понимание “добра”)

Классный руководитель: А как вы считаете, можно ли быть всегда добрым?

У поэта С. Куняева есть такие стихи:

“Добро” должно быть с кулаками.

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

Добро не жалость и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

Не отпущение грехов.

Вопрос группе: значит ли это, что все средства хороши, если вы преследуете благородную цель?

Студентам предлагается прочитать тексты – размышления о добре и зле древних и современных авторов и сопоставить их содержание.

ПАУЛО КОЭЛЬО МАТЬ ТЕРЕЗАД. С. ЛИХАЧЕВ ДЕЙЛ КАРНЕГИ ХАКИМ АБУЛЬКАСИМ ФИРДОУСИ

НАСИР ХОСРОВ КОНФУЦИЙ ЭПИКТЕТ

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА СОФОКЛ

О доброте и лицемерии

А научиться быть добрым трудно. О доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает от хорошего настроение… Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь.

Когда понимаешь, что злым быть не хорошо, это уже может рассматриваться как первый шаг к воспитанию в себе доброты. Желание стать добрым – прекрасное желание, но оно сразу не может быть по-настоящему осуществлено.

Вы спросите: а как же быть с лицемерием, фальшью? Когда человек лицемерит, он все время думает о пользе для себя.

От постоянного лицемерия невозможно стать добрее, потому что начинаешь ненавидеть тех людей, перед которыми приходится пресмыкаться.

Довольно часто в обыденной жизни необходим трезвый взгляд со стороны, чтобы помочь товарищу, попавшему в беду. А иногда надо себе просто запретить быть добрым, когда ты сталкиваешься с несправедливостью, с жестокостью. Если твой товарищ, пусть даже самый близкий друг, бьет или защищает слабого, ты просто не имеешь права не замечать этого, пройти мимо, только потому, что он твой близкий друг. Доброта – противоположность равнодушия.

И последнее: не торопитесь упрощенно делить людей на добрых и злых. Старайтесь быть человечнее, когда судите о человеке. ( И. Я. Медведев, современный российский автор)

Как относиться к своим врагам?

“Мы можем не быть настолько святыми, чтобы любить своих врагов, но ради своего собственного здоровья и счастья давайте, по крайней мере, простим их и забудем об их существовании. Пожалуй, это самое мудрое, что мы можем сделать. “ТО, где вас обидели или обокрали, - сказал Конфуций, - ничего не значит, если Вы не будете постоянно об этом вспоминать”…

Можно наверняка получиться прощать и забывать своих врагов; для этого следует увлечься каким-то важным, - возвышенным делом. Тогда оскорбления и вражда, которые мы встречаем в жизни, не имеют никакого значения. Потому что мы будем помнить только о своем деле.

Эпиктет 19 веков назад заметил, что мы обычно пожинаем плоды того, что сеем, и поэтому – то судьба почти всегда заставляет нас расплачиваться за наши злодеяния. “В конечном счете, - сказал Эпиктет, - каждый человек заплатит за свои преступления. Человек, который это помнит, не будет ни на кого сердиться, не будет ни на кого негодовать, не будет никого бранить, не будет никого оскорблять, не будет никого ненавидеть.” (Д. Карнеги ( 1888-1955 гг.)), американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений.

Не давай завлекать себя в болото.

“В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общество людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать и читать поучения мудрых людей, живших прежде тебя.

Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблазнительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Скажи ей:

- Подожди немного, мысль! Дай мне разобрать, кто ты такая и к чему ты клонишь меня. Дай мне обсудить тебя.

Потом не давай ей хода дальше, а представь себе яснее все то, что видит, если ты поддашься этой соблазнительной мысли. Призови себе на подмогу какую-нибудь другую мысль, честную и добрую, и замени его свой нечестный помысел.

Если ты приучишь себя к такой борьбе, то сам увидишь, каким силачом ты сделаешься.

Истинный борец – тот, кто борется со своими порочными помыслами. Борись, братец и не давай себя завлекать в болото” (Эпиктет 50-ок. 140гг., римский философ).

Вопросы для сопоставления:

1. Согласны ли Вы с утверждением (мнением): добро состоит в том, чтобы не желать и не делать людям зла? Обоснуйте свой ответ.

2. Если человек стремится к личной славе, личной известности, хочет быть впереди других, то это: хорошо, плохо или у вас другое мнение?

3. Римский философ Сенека считал, что природа устроила так: “Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти”. Согласны ли вы с этим утверждением? Чем можно объяснить более “короткую” память на добро?

4. В древнегреческой драме читаем:

О, узнай и запомни

Изречение древнего смысл;

Человек, различать неспособный,

Что есть зло и что есть добро,

К безумию движем

Властью Богов и бедою навек заарканен.

(Софокл. “Антигона”)

И в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение отличить добро от зла ведут к разрушению человеческой личности.

В заключение классный руководитель может прочитать следующие прекрасные поэтические строки, которые будут итогом классного часа.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Идет фильм «И через тысячу лет…»


Мудрые мысли для классного часа:


1. Никогда не спорьте с дураком – люди могут не заметить междувам разницы.

Первый закон спора

2. Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно.

Юлий Цезарь

3. Успех – это еще не точка, поражение – еще не конец. Единственное, что имеет значение – это мужество.

Уинстон Черчилль

4. Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.

Конфуций

5. Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

Козьма Прутков

6. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтель

7. Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь… Слова только мешают понимать друг друга.

Франсуа.де Ларошфуко

8. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

9. Ничто не обходится нам так дешево, и не цениться так дорого, как вежливость и доброта.

Мигель Сервантес

10. Чтобы оценить в человеке доброту, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

Жан-Жак Руссо

11. Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

12. Когда Добро бессильно, оно – Зло.

Уайльд Оскар

13. Не рождается зло от добра и обратно…

Различать их нам взгляд человеческий дан!

Омар Хайям

Список литературы:


1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Поговорим, как взрослые. – Ростов н/Д: Феникс, 207 (Сердце отдаю людям, стр. 43-44

2. Бергсон А. Творческая эволюция. – Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XX век, под ред. И.Г. Фролова. – М., Республика, 1995.

3. Большая книга афоризмов. М., 2000 г.

4. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/

5. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, М., Детская литература, 1988 г.

7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991.


В работе использованы фрагменты:

1. Художественный фильм «Проверка на дорогах» (киностудия «Ленфильм», 1971, реж. Алексей Герман)

2. Художественный фильм «Белые одежды» (киностудия «Беларусьфильм», 1992, реж. Леонид Белозорович)

3. Использована музыка из худ. фильма «Мери Поппинс, до свиданья!» (композитор Максим Дунаевский, киностудия «Мосфильм», 1983, реж. Леонид Квинихидзе)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сценарий открытого классного часа «Добро и зло в современном мире»

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Статья "ДОБРО   И  ЗЛО  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ""
    ["seo_title"] => string(34) "statiadobroizlovsovriemiennommirie"
    ["file_id"] => string(6) "270239"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451043715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства