Цели: расширить содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения нравственных норм и правил в жизнедеятельности; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении; учить подчинять личный интерес интересам коллектива; продолжить формировать сплоченный ученический коллектив.
Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час "Я и Мы"»
Открытый классный час : «Я и мы».
Цели: расширить содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения нравственных норм и правил в жизнедеятельности; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении; учить подчинять личный интерес интересам коллектива; продолжить формировать сплоченный ученический коллектив.
воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
Задача: Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться видеть различия между людьми, принимать как положительный факт.
Ход классного часа
1. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель: Создадим хорошее настроение. Найдите, молча, глаза соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
Учитель: Начинаем классный час, Речь пойдёт здесь лишь о нас. Постарайтесь всё понять, Что-то новое узнать.
2. Сообщение темы
- Начать его я хочу с притчи, которая называется «Мудрецы и слон»
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Почему мудрецы так и не увидели слона?
(Не умели слушать и слышать, не доверяли мнению других людей, действовали каждый сам по себе, т.е. не умели жить вместе.)
- В каком уже известном нам литературном произведении мы столкнулись с такой же моралью?
(И. А. Крылов «Лебедь, щука и рак») Слайд
Так, какая тема нашего кл часа? (уч-ся). Что мы должны сегодня узнать? Чему научится?
3. Игра «Знакомство»
– Ребята, я стала недавно вашим кл. рук. и мы с вами почти не знакомы, вы для меня одна большая загадка. Давайте познакомимся, на столах лежат шаблоны «ладошек», возьмите «ладошку», напишите своё имя. Попробуйте подобрать к имени черту своего характера. Например, меня зовут Айгуль Амангельдыевна. Имя начинается на букву «А», значит подбираю черту характера тоже на букву «А» – «активная». Запишите под именем на шаблоне. Можете воспользоваться памяткой. (Обучающиеся отвечают.) – Вот и состоялось первое знакомство. Какие вы все разные, это очень интересно.
4. Тренинг «Бумага»
– Сейчас мы убедимся в этом, а поможет нам простой листок белой бумаги. Сложим листок А4 пополам, ещё раз пополам, оторвём правый верхний угол, затем – левый верхний угол, нижний левый угол и т.д., оторвите кусочки по-своему усмотрению. Получились совершенно разные узоры.
– Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Все вы разные: каждый со своей внешностью, своим характером, своими особенностями, одно и то же задание все выполнили по-своему. Именно это делает нас индивидуальностью. Именно наша индивидуальная особенность и делает нас неповторимой личностью. А что же вас объединяет? Что общего? (Мы класс, вместе учимся и отдыхаем!)
5.Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Учитель: А представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
– Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? – Хорошо или плохо, что мы все разные? – Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Вывод: С одинаковыми людьми жить скучно. А так как мы все разные, то у нас разное мышление, восприятие, внутренний мир.
Учитель: А как же относиться к другим людям?
( нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.)
Обратимся к надписи: «Не оценивайте людей, а цените!».
(Слово «цените» закрыто). Попытайтесь определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а ценить.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Во время есть, вовремя пить,
Во время делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженное солнце достать
И подарить его людям.
Ассоциативный куст «Я»
(Слайд №4)
«Я» - человек, дочь, сын, ученик, брат, сестра.
«Я» – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Всё, что исходит от меня, – это мое, потому что именно Я выбираю это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: моё тело, мои мысли и планы, мои чувства.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, я могу открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно!»
А теперь мыпослушаем друг друга. Какие же мы на самом деле? Какими мы хотим стать?
Я горжусь тем, что…
Я люблю, когда…
Меня можно уважать за то, что..
Я хотел бы стать…
Мне очень нравится изучать..
Я чувствую себя счастливым, когда..
Мне не нравится, когда..
Мне печально, когда…
- А что же такое «МЫ»?
Ассоциативный куст «МЫ»
«МЫ» - дети, семья, друзья, класс, человечество.
«Мы»
Это слово, точно смех,
Нас объединяет всех,
Хоть оно и односложно,
С ним всегда и все возможно.
Но способно ли, друзья,
На такое слово «Я»?
Нет. Иное дело – «Мы»!
Оно сильнее преград и тьмы.
Разрушит горы, силы утроит,
Во имя счастья
Мир перестроит.
В. Лукас
– Что необычного увидел поэт в слове «Мы»?
Рассуждения детей.
(Когда люди объединяются для того, чтобы вместе играть, трудиться, учиться, дружить, то рождается самое важное – единство, которое можно назвать таким емким словом «Мы».)
(Слайд №5)
6. Игра «Найди достоинства»– Теперь попробуем определить качества человека, которые помогают ему жить в обществе и ладить со всеми людьми.
7. Игра «Выбери меня»
– Кто в вашей группе самый честный? – Кто уважительно относится к окружающим? – Кто в вашей группе самый добрый? – Кто самый ответственный?
(Выходят к доске самые добрые и прикрепляют к сектору «Доброта» свои шаблоны-ладошки, затем выходят уважающие других, потом самые добрые, самые ответственные и делают также)
– Хором по часовой стрелке прочитаем слово, которое получилось – ЧУДО. Это, действительно, чудо, когда все ваши «я» превратились в понятие «Мы». Мы – это дружный класс, который живёт по законам доброты, честности, ответственности и уважения. (5 мин.)
8. Коллективная творческая деятельность «Твори добро»
– Именно такие ребята мне и нужны для одного очень важного дела. В нашем классе есть еще один ученик, который сейчас болеет и не может посещать школу к сожалению. Всё необходимое у него есть, только не хватает внимания, общения с одноклассниками, друзьями. – Как вы думаете, мы можем ей помочь? (Обучающиеся сомневаются, не знают как...)Скоро новый год.
– Давайте для него подготовим подарки, сделанные своими руками.
группа – пожелания
группа – открытка
Если не успеют на уроке, все вы это сделаете дома и принесете учителю.
9. Подводим итоги. Рефлексия
Порядок работы:1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
– Сейчас давайте, возьмёмся за руки и послушаем одну притчу, которую я вам с удовольствием подарю.
Было это давным – давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Когда ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...» Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, я надеюсь, что в вашем классе слово « Мы» – сильное, поможет преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.
– Ребята, спасибо вам большое за интересный классный час. Если он Вам понравился, рядом со своей ладошкой на доске поместите сердечко.
В конце нашего занятия хотелось сказать, что ваш класс- это маленькая семья. И хотелось, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор