kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как средство повышения качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему:"Организация самостоятельной деятельной учащихся как средство повышения качества обучения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как средство повышения качества обучения»


«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как средство повышения качества обучения»


Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся это одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. При организации самостоятельной деятельности в группах, работы выполняю, опираясь на значительные цели:

1)сознательное и прочное усвоение знаний по предмету.

2)овладение способами и приемами самообразования.

3)развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

4)научить учащихся мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Эффективностью выполнения учащихся самостоятельных работ в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование и контроль. Под организацией самостоятельной деятельности подразумеваются действия учителя и учащихся, направление на создание педагогических условий, необходимых для своевременного выполнения задания. Иначе говоря, организую самостоятельную деятельность учащихся, я обоснованно отвечаю на следующие вопросы:

1.Когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала.

2.Какой конкретный тип самостоятельной работы использовать .

3.Предусматриваю уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе ее выполнения.

4.Котроль и оказание помощи учащимся.

5.Подбор детей по группам.

6.Объяснение правил работы по группам.

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках математики требует особого подхода. Поэтому тщательно продумываю план урока, определяю содержание, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной. При организации самостоятельной работы также продумываю проведение контроля и оказание помощи учащимся. Следующий момент, который требует особого внимания это подбор детей в группы. Перед тем, как работать в группах, я объясняю правила работы, т е как надо договариваться потому, что придется говорить всем одновременно:

1.Нужно быть доброжелательным.

2.Слушать команду учителя.

3.Говорить шепотом.

4.Слушать и проверять партнера.

А теперь разрешите ознакомить вас с видами и формами самостоятельных работ, которые я выполняю при работе с учащимися:

1.По дидактическим целям:обучающие, тренировочные,закрепляющие,развивающие,творческие,контролирующие.

2.По уровню самостоятельности: репродуктивные, эвристические, исследовательские, реконструктивно-вариативные.

3.По степени индивидуальности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

4.По источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой, составление и решение задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов.

5.По форме выполнения: устные, письменные, тесты.

6.По месту выполнения: классные, домашние.

7.Формы самостоятельных работ:

парные

групповые

индивидуальные

элементы исследовательской работы

работа с интернет - ресурсами

Я объединяю учащихся в группы с учетом их личных склонностей. Обращаю внимание, что самому слабому ученику нужен не только сильный ученик, сколько терпеливый, доброжелательный. Работу в классе организую так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками, их содружество достигается посредством совместной деятельности детей в больших и малых группах. Мои ученики различаются по характеру, темпу работы, способностям.

При коллективной, групповой работе, а также работах в парах медлительным учащимся проще: у них есть возможность поразмышлять в то время, когда другие учащиеся предлагают свои суждения, доказательства, варианты решения. Однако, при самостоятельной работе или при выполнении упражнений, медлительные учащиеся испытывают затруднения.

Для решения этой проблемы я разрабатываю задания трех уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме. Все учащиеся обязаны выполнить задания первого и второго уровней, а третий уровень выполняется по мере возможности. Делаю установку (запись) на доске:

1.Знаешь, как решать, решай.

2.Решил, приступай к выполнению следующего уровня.

Каждому ученику раздаю задания трех уровней и сигнальные кубики. Три грани кубика закрашены в красный, синий, желтый цвета. На других трех гранях написаны цифры-1,2,3.Класс делится на две группы. Даю команде решить задания первого уровня. Ученики читают задание самостоятельно. Если учащийся понял, как решать, то ставит кубик зеленой гранью, что говорит:» Я могу сам», а кубик повернутый красной гранью, говорит:» Я затрудняюсь» Появляется желтый сигнал, который говорит о том, что работа первого уровня закончилась. Таким образом, я получаю информацию от класса. Учеников, затрудняющихся, я приглашаю за отдельный стол или к доске, где находятся разные модели, которые могут помочь решению.

При этом я ограничиваюсь минимальным пояснением и не вмешиваюсь в самостоятельную работу и одновременно слежу за работой остальных учащихся. Использование сигнала кубика дает мне возможность видеть каждый момент работы всех учащихся и оказывать незамедлительную помощь нуждающимся. Далее идет проверка самостоятельной работы в следующе последовательности. После того, как ученик повернул кубик гранью с цифрой 1,что говорит о выполнении первого уровня, решения заданий обсуждаются и проверяются. Далее все читают задания второго уровня .Когда появляется кубик с гранью цифры 2(их конечно меньше), дети выполнившие это задание, предлагают свои решения и в их обсуждении принимают участие ученики всего класса. Сигнал с цифрой 2 помогает мне быстро сориентироваться при проверке задания и увидеть сколько человек выполнили задание данного уровня,таким образом проверяется и третий уровень. Такая организация самостоятельной деятельности повышает познавательный интерес учащихся. У учеников возникает естественное желание самостоятельно выполнять задания всех уровней.

Проанализировав, я увидела, что количество учащихся справляющихся с заданиями второго и третьего уровней с каждым годом увеличивается.

К примеру, при проведении такой работы во 2ом классе я получила следующие результаты: задания первого уровня выполнили 15 человек, второго уровня-9человек, третьего уровня-5 человек. В 4ом классе первый уровень выполнили 22 человека, второго уровня-6 человек, а третьего-1человек.

Проведя анализ мотивационной сферы учащихся были мной выявлены следующие результаты: у первоклассников преобладала внешняя мотивация к учению, причем, отрицательные мотивы сильнее положительных. К третьему классу положение меняется: ученики начинают понимать, что знания им необходимы, о чем и свидетельствует динамика мотивации: если в первом классе внутренние мотивы составляли 43% от общего числа ответов, то во втором классе уже составила 55 %,в третьем-76%,а в четвертом-85%.

Так же провожу работу в парах сменного состава. Для того, чтобы группы сработались, проходило 5-6 занятий, затем группы переоформляю, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разным партнером. Дети привыкли работать в своем составе, после чего не выявили желания менять свой состав. Поэтому были проведены групповые работы по математике и русскому языку, с постоянным составом, но, работая в группах на уроках литературного чтения состав был изменен.

Таким образом, я компенсировала нехватку опыта сотрудничества с разными партнерами.Перед проведением работы в парах сменного состава провожу беседу,рассказывая,что мы будем работать необычным образом,и при работе в паре учащиеся могут побывать как «учителем», так и «учениками».Учитель и вызванный ученик показывают образец работы в паре.

Сначала проводим приветствие друг с другом, при помощи рукопожатия, затем происходит распределение ролей. Учащимися выполняются задания на карточках. Задача учителя состоит в том, чтобы проверить правильность решения данных заданий. Если учеником была допущена ошибка, то «учитель» пересчитывает. По окончанию работы учащиеся благодарят друг друга. При такой организационной деятельности у детей формировались навыки, как контроля, так и самоконтроля. Кроме того, никто при этом не бездействовал, каждый работает,контролирует или решает. Смена роли «учителя» и «ученика» оживляет интерес и активность детей. Они чувствуют себя более раскованно. По окончании такого рода работы провожу беседу, которая направлена на формирование умения осуществлять рефлексию. В ходе беседы выясняю, понравилось ли ученикам работать в парах, все ли умеют сотрудничать, выявляю тех, кому было трудно, кто не успевал решать и двигаться вместе со всеми, оказываю им поддержку. В классе есть дети, которые значительно замедляют деятельность всего коллектива, тормозят их способность работать в быстром темпе. Для них одновременно к коллективным работам в парах сменного состава я по мере необходимости организую мини-школу. Эти дети с удовольствием работают в ней, так как могут себя пробовать в разных ролях. При этом они не испытывают дискомфорта от того, что не успевают действовать в общем режиме. Ребята работают по карточкам, на оборотной стороне, которой дописывают ответы для контроля. В мине-школе могут работать в парном режиме,(или в тройке),б)сильный ученик- «учитель», обучающий микро-группу из слабых учащихся,в)ассистент,и обучающий микро-группу. Карточки я постоянно усложняю.

Вступая в новые отношения с учителем, и друг с другом, дети постоянно становились субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное-умение самостоятельно учиться. Работа в малых группах, парах, оказывает большое влияние на формирование детского коллектива. Рациональная организация самостоятельной деятельности способствовала овладению ими глубоких и прочных знаний.



Свое выступление позвольте мне закончить словами М. С. Соловейчик «Учебное сотрудничество-это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тищенко Валентина Николаевна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 340992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(115) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-matiematikie-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "148443"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419705515"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА."
    ["seo_title"] => string(110) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668779"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Информационно - компьютерные технологии  как средство повышения качества знаний младшего  школьника."
    ["seo_title"] => string(112) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669490"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства